Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
Вернуться к списку

11ноября 2010

«Электронное правительство» работает»

Николай Тесля

Генеральный директор ООО «Электронные офисные системы», председатель подкомитета по стандартизации электронного документооборота (ПК6), кандидат технических наук Владимир Баласанян:

Модернизируя Россию, нельзя обойти вниманием вопрос развития электронного документооборота в нашей стране. ООО «Электронные офисные системы», являясь лидером в этой отрасли, задает тон другим компаниям. О проблемах совершенствования работы «электронного правительства» в России рассказал газете «Энергетика» генеральный директор ООО «Электронные офисные системы», председатель подкомитета по стандартизации электронного документооборота (ПК6), кандидат технических наук Владимир Баласанян.

– Как соотносится «электронное правительство» и «электронный документооборот»?

– Электронный документооборот является ключевой компонентой электронного правительства. Все взаимодействие государственных учреждений друг с другом, с предприятиями и с гражданами осуществляется посредством документов. И именно переход на электронный документооборот позволяет принципиально повысить эффективность этого взаимодействия – удобство, скорость и т.д. Например, что такое электронная государственная услуга? Это не что иное, как инициируемый физическим или юридическим лицом процесс ведомственного и/или межведомственного электронного документооборота, завершающийся оформлением соответствующих документов и передачей или пересылкой их заявителю.

– Почему же до сих пор межведомственный документооборот в России остается бумажным?

– Да, в этой области мы на многие годы отстаем от развитых стран. Даже если документы готовятся в электронной форме, они все равно, как правило, подписываются на бумаге, потому что в большинстве случаев не определена равноценность электронного документа бумажному. Но если даже оригинал документа будет выпущен в электронной форме, то – в общем случае – не определено, кто может заверить бумажную копию, поскольку сегодня пользоваться электронными оригиналами и тем более проверять электронно-цифровые подписи могут далеко не все организации и тем более граждане. Еще одна проблема – как обеспечить хранение электронных документов длительных или вечных сроков хранения.

Так что пока электронные оригиналы – это редкие исключения, например налоговые декларации, протоколы ГИБДД, полученные с видеокамер фиксации превышения скорости, авиационные билеты и др.

За всеми этими проблемами стоит отсутствие необходимой нормативной базы, легализующей электронные документы в различных областях деятельности, а также требования по работе с ними. То есть в конечном счете это вопрос политической воли государства, поскольку именно оно должно заниматься регулированием документационной деятельности.

– Как развивался электронный документооборот в России?

– Государственные и коммерческие структуры начали переходить к внутреннему электронному документообороту еще 15 лет назад. Именно тогда появились первые системы электронного документооборота (СЭД). Однако государство – до недавнего времени – устранялось от регулирования отрасли. СЭД, которые используются сегодня в государственных структурах, не могут взаимодействовать электронным образом, поскольку до сих пор отсутствуют единые обязательные требования, обеспечивающие такое взаимодействие. Только с 2008 года – по личной инициативе и личному примеру первых лиц нашего государства – началась активная работа по планомерному переходу к безбумажному документообороту. Процесс этот предполагает и создание необходимой нормативной базы для страны в целом, и практическое построение системы межведомственного электронного документооборота для органов власти (проект МЭДО).

При формировании проекта МЭДО в 2008 году обсуждались различные варианты построения такой системы документационного взаимодействия федеральных органов власти – от создания новой единой или типовой системы для всех органов власти до интеграции ранее установленных систем, разработанных различными производителями. Нашу компанию привлекли к этому обсуждению в качестве эксперта, имеющего максимальный опыт построения СЭД. И в конечном счете было выбрано предложенное нами решение по взаимодействию существующих СЭД федеральных органов власти посредством защищенной электронной почты с использованием, аппаратных шлюзов и программных адаптеров на основе единого стандарта документационного взаимодействия.

Проект этот успешно реализуется с 2009 года. В его рамках разработаны и утверждены Правительством РФ нормативные документы, определяющие и регулирующие электронное взаимодействие ведомств. Ряд ведомств уже перешел на обмен электронными документами с аппаратом правительства, прекратив пересылку соответствующих бумажных документов. Наша компания участвует в проекте уже как исполнитель, осуществляя отработку взаимодействия СЭД ряда федеральных ведомств с СЭД аппарата правительства.

Уверен, дальнейшее успешное развитие этого проекта скоро приведет к тому, что все федеральные и региональные органы власти перейдут к преимущественно безбумажному электронному взаимодействию на основе единых стандартов, что явится примером и для бизнеса.

– В каком направлении развивается этот проект?

– В рамках этого проекта комплексно решается целый ряд вопросов, связанных с движением к реальному безбумажному документообороту с отказом от использования бумажных документов. Например, сегодня, как я уже отмечал, оригиналы документов выпускаются на бумаге, и – с помощью системы МЭДО – в ведомства отправляются их отсканированные электронные копии. Задача, которая ставится на ближайшее будущее, – выпуск оригиналов документов в электронной форме. Это потребует подготовки новых нормативных документов и решения организационно-технологических вопросов выпуска документов, а также выработки новых требований к СЭД.

Далее, если документы будут подписываться электронно, то возникает вопрос об обязательной работе руководителей с электронными документами и создании соответствующих «электронных офисов» руководителей. Тем более что сейчас происходит очередная техническая революция, связанная с прогрессом в области мобильных и планшетных устройств, обеспечивающим руководителям необходимое удобство работы с электронными документами, в том числе наглядность и мобильность.

Следующая проблема, возникающая в связи с переходом к созданию электронных оригиналов, – организация электронных архивов для их хранения. В нашей стране до сих пор нет, например, некоего федерального архива, обеспечивающего не просто хранение электронных носителей, а хранение и работу с архивными электронными документами, в том числе в режиме онлайн.

– В проекте МЭДО решаются вопросы организации безбумажного документооборота органов власти. А что делается в этом направлении для общества в целом?

– В последнее время активизировалась законотворческая деятельность, направленная на легитимизацию электронных документов в различных сферах деятельности. Очень важные законы были приняты Госдумой в июле 2010 года. Они касаются использования электронных документов при предоставлении государственных услуг, использования электронных счетов-фактур, а также использования электронных документов в арбитражном судопроизводстве.

В настоящее время продолжается активная работа по выпуску нового закона о цифровой подписи, который расширяет это понятие, нового закона о бухучете, позволяющем хранить бухгалтерскую документацию в электронном виде, а также об электронном нотариате. В целом происходящие изменения в нашем законодательстве в области работы с документами носят, пожалуй, революционный характер, такого не было со времен Петра I.

– Что происходит в регионах?

– В своей практической, а иногда и в законодательной деятельности регионы зачастую опережают центр. Ряд регионов уже ввел в действие межведомственный электронный документооборот в масштабе региональных органов власти и активно использует его не только для повышения эффективности собственной деятельности, но и для оказания государственных услуг в электронном виде. С вводом в опытную эксплуатацию МЭДО они хотели бы также подключиться к этой системе для обмена электронными документами с федеральными ведомствами.   

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ