Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость

Вернуться к списку

20апреля

Владимир Баласанян: Межведомственный ЭДО оттачивается на практике


http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/04/20/387226

Информатизация российского госсектора в настоящее время продвигается неравномерно. Поставщики ИТ-услуг готовы снабдить правительственные организации необходимыми решениями. Однако, несмотря на то, что отдельные регионы предпринимают шаги на пути к «электронному правительству», до перехода к полноценному электронному взаимодействию государства и граждан еще далеко. О ходе процессов информатизации в госсекторе, актуальных проблемах становления российского электронного документооборота и электронных услугах государства, а также о проектах и решениях ЭОС, реализуемых для госзаказчиков, рассказывает генеральный директор компании ЭОС Владимир Баласанян.

CNews: Как вы оцениваете современный уровень информатизации госсектора?

Владимир Баласанян: Впечатление двоякое. С одной стороны, вливание немалых денег в рамках первой части программы «Электронная Россия» позволило повысить уровень информатизации большинства федеральных органов власти и большого числа регионов. Этот уровень во многих ведомствах весьма высок – с точки зрения создания компьютерной инфраструктуры и приложений, наличия квалифицированного персонала. Некоторые решения вполне соответствуют международным критериям.

С другой стороны, если говорить об отдаче в плане реальных возможностей оказания услуг в электронном виде, то, на мой взгляд, она минимальна. Исключением является ситуация в отдельных отраслях и регионах. Это имеет свое объяснение: неоднократно говорилось, что программа «Электронная Россия» в лучшем случае оказывает финансовую помощь тем или иным ведомствам в их процессах информатизации, но дальнейшие действия ведомства должны совершать самостоятельно.

CNews: Можно ли сказать, что в плане информатизации госсектора подвижки в лучшую сторону все же наблюдаются?

Владимир Баласанян: Конечно, они очевидны, и в первую очередь это касается проявления политической воли в этой области. Если ранее «электронное правительство» и все, что связано с информатизацией органов власти, было фактически отдано на откуп двум ведомствам (Минэкономразвития и Минсвязи), то с 2008 года началось поэтапное перемещение управления всем этим процессом в аппарат правительства. Последним ключевым решением, поставившим точку в этом процессе, стало создание правительственной комиссии по информатизации органов власти, которую возглавил Сергей Собянин, вице-премьер, руководитель аппарата правительства – теперь оно само отвечает за «электронное правительство», и это единственно верное решение.

Правительством уже запущены две крупные инициативы, направленные на конкретные задачи: одна из них связана с электронизацией услуг и развертыванием портала госуслуг. В ответ на инициативы правительства, в регионах начали предприниматься шаги по развитию технологий с учетом новых требований органов власти. Иначе теперь нельзя.

CNews: Какие события, произошедшие за истекший год в сфере электронного межведомственного документооборота, вы бы отметили?

Владимир Баласанян: Развитие электронного межведомственного документооборота – вторая крупная инициатива правительства – тоже перешло в практическую плоскость. Под эгидой ФСО успешно реализован пилотный проект МЭДО, к участию в котором привлечен и ЭОС. Система МЭДО обеспечивает взаимодействие систем электронного документооборота аппарата правительства и аналогичных систем, используемых в федеральных органах исполнительной власти. Это взаимодействие обеспечивается посредством защищенной электронной почты и специальных аппаратно-программных средств, осуществляющих сопряжение систем при обмене электронными документами. Зоной нашей ответственности в пилотном проекте было взаимодействие СЭД Минсельхоза с СЭД аппарата правительства и с СЭД других участников пилотного проекта. В настоящее время расширяется круг ведомств, участвующих в проекте, а также номенклатура документов, обмен которыми будет осуществляться в электронной форме. По каждому виду документов переход на электронный обмен осуществляется поэтапно. Сначала отрабатывается технология электронного обмена при сохранении бумажного, после чего прекращается отправка бумажных документов. Для справки – акты правительства стали рассылаться только в электронном виде еще в прошлом году.

В этом году запланированы также мероприятия по расширению функциональности электронного взаимодействия ведомств. Для того чтобы в маршрутизации электронного документа не приходилось принимать участие человеку, с документом должен посылаться набор метаданных – структурированных реквизитов, – который позволяет автоматически обрабатывать документ. В утвержденных технических требованиях системы МЭДО оговорен некий минимальный набор данных, который посылается вместе с документом. Впереди еще более сложная задача – при автоматизированной обработке поступившего документа СЭД должна формировать новые метаданные, отражающие состояние работы с документом. Но пока не определено, какие данные дополнительно должна вырабатывать система электронного документооборота, чтобы в режиме онлайн информировать инициатора документа или других заинтересованных лиц о его текущем состоянии.

Начало реализации проекта МЭДО сразу же породило цепную реакцию. В целом ряде ведомств и регионов руководители поставили задачу перехода на преимущественно электронный документооборот в 2010 году. И мы имеем уже большой портфель заявок на работы по внедрению и отработке технологий межведомственного взаимодействия.

CNews: Какие проблемы в информатизации госсектора, в том числе в части электронного документооборота, вы видите?

Владимир Баласанян: Например, остается нерешенным вопрос о правомочности электронного документа, а также о том, каким образом можно сделать правомочную бумажную копию электронного документа. Например, в Италии работает сертифицированная электронная почта, которую государство ввело нормативным актом. Все организации обязаны иметь в этой системе свои электронные почтовые ящики. Граждане тоже имеют такое право, причем для них услуга бесплатная. Письмо, написанное с помощью этой почты, автоматически становится юридически значимым. Оно может иметь или не иметь ЭЦП, но у него есть авторство, а доставку гарантирует сама почта. Когда вместе с электронным письмом требуется доставка бумажной копии, почтовое отделение его распечатывает, а затем заверяет подписью своего уполномоченного сотрудника и доставляет адресату.

Кстати, есть такой опыт и у нас – в Татарстане создан институт уполномоченных внутриведомственных «нотариусов», которые заверяют бумажную распечатку юридически значимого электронного документа. Но в целом в РФ эта проблема не решена – не хватает нормативных актов.

Но и здесь в настоящее время мы наблюдаем знаковую законотворческую активность. Сейчас в Государственной думе рассматриваются три важнейших законопроекта, связанных с цифровой подписью и оказанием государственных услуг в электронном виде. Таким образом, в самое ближайшее время в стране произойдет юридическая «легализация» электронного документооборота.

К сожалению, сейчас недооценивается важность стандартизации в области электронного документооборота, я не вижу целенаправленного движения этой области. Большие средства вкладываются в разработку программных и аппаратных средств, но практически не финансируется разработка стандартов, например, типовых требований к системам и их взаимодействию, терминологических и т.д. А ведь выработка, например, стандартов по взаимодействию могла бы исключить дополнительные затраты заказчиков на организацию взаимодействия систем различных разработчиков. Выиграли бы от этого и разработчики, поскольку проще один раз реализовать требования принятого стандарта, нежели всякий раз делать индивидуальные решения.

CNews: Какую роль для компании ЭОС сейчас играет направление, связанное с участием в проектах по созданию «электронного правительства», и, более широко, с участием в формировании государственного регулирования в области СЭД?

Владимир Баласанян: ЭОС, как я уже отметил, является одним из ключевых участников реализации проекта МЭДО, с самого начала нас привлекали для консультаций по ряду принципиальных вопросов этого проекта. И именно на примере Минсельхоза отрабатываются предлагаемые технические решения взаимодействия аппарата правительства с федеральными ведомствами. Это не случайно, так как мы являемся лидерами рынка СЭД не только как поставщики систем, но и как центр компетенции в области электронного документооборота. Для нас это крайне важно, поскольку именно на госструктурах и отрабатываются сейчас многие «электронные» решения будущего.

Учитывая важность проекта МЭДО для будущего электронного документооборота в нашей стране, мы по своей собственной инициативе выполнили уникальное и масштабное исследование состояния и путей решения проблем межведомственного электронного взаимодействия в России и мире. В апреле мы представим профессиональной общественности результаты этого исследования – оно будет издано в виде книги «Современные идеи и опыт государственного управления. Межведомственное электронное взаимодействие».

Другим аспектом этой стороны нашей деятельности является работа технического подкомитета по стандартизации электронного документооборота (ПК6), созданного на базе нашего предприятия. В этом году мы завершаем работу над первым отечественным ГОСТом в области электронного документооборота «Взаимодействие систем управления документами», который базируется на стандарте «Взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения», разработанного ранее под эгидой Гильдии управляющих документацией. Терминология и структура стандарта приведены в соответствие с современными требованиями. После принятия стандарта организации, создающие СЭД, смогут включать его в свои технические требования. Тем более что тот формат взаимодействия, который принят в технических требованиях МЭДО, учитывает требования этого будущего ГОСТа.

К этому можно добавить, что ЭОС и его специалистов регулярно привлекают к экспертизе важнейших нормативных актов, связанных с использованием информационных технологий в области делопроизводства и архивного дела.

CNews: Каким образом ЭОС удалось войти в данные проекты государственной значимости?

Владимир Баласанян: Мы являемся признанными экспертами в предметной области. Мы, например, участвовали в работе по формированию новейшего стандарта Евросоюза MoReq2 (типовые требования к системам электронного документооборота). На сайте MoReq2 опубликован русский перевод этого стандарта, выполненный нашими экспертами. Таким образом, лидерство нашей компании не только в количестве разработанных и внедренных систем документооборота, но и в методической и консалтинговой деятельности.

CNews: Получается, что не все подобные проекты, в которых участвует ЭОС, приносят вам прямую денежную выгоду?

Владимир Баласанян: Конечно, это затраты, точнее, наши инвестиции в рынок: я бы назвал это «бременем лидера». Все, кто в авангарде, обязаны вкладываться в научные исследования, в разработку нормативных документов. Так происходит потому, что у лидеров должно быть свое видение будущего. В нашем случае оно, конечно, реализуется в программных продуктах, но без нормативных документов заказчики не смогут использовать их с максимальной эффективностью. Более того, лидеры должны демонстрировать и доказывать клиентам свою компетентность и, если хотите, дальновидность в отрасли. Если мы снимем барьеры в области электронного документооборота, то выиграют все участники рынка, но лидеры – больше всех.

CNews: Какие продукты ЭОС в рамках названных трендов наиболее перспективны для автоматизации госсектора и организации электронных услуг?

Владимир Баласанян: Это четыре новых продукта, которые, на наш взгляд, в значительной степени являются продуктами будущего.

Первый из них – «eDocLib: Документооборот». eDocLib – полноценная ECM-платформа – веб-движок, который позволяет создавать сложные портальные системы управления документами. Теперь мы добавили в него готовую конфигурацию, позволяющую реализовать метафору отечественного документооборота. Второй – система EOS for SharePoint. Это уникальное сочетание одной из самых мощных мировых ECM-платформ Microsoft SharePoint Portal Server с проверенным временем технологическим решением по автоматизации процессов отечественного документооборота.

Третий продукт носит рабочее название МЭД – «Сервер межведомственного документооборота», который может работать как с нашими СЭД (в первую очередь, с системой «ДЕЛО», наиболее распространенной в Росси), так и с СЭД других производителей. МЭД обеспечивает реализацию всех функций, связанных с отслеживанием прохождения документов в СЭД и передачи этой информации другим системам, из которых собственно и поступили эти документы. Тем самым обеспечивается прозрачность документооборота как для других органов власти, так и для граждан, если документооборот, например, связан с оказанием госуслуг. Четвертый наш продукт – система «Карма». Это служебная программа, обеспечивающая удобный интерфейс взаимодействия с криптографическими средствами при проверке и подписании электронных документов. Использовать можно как непосредственно в режиме диалога, так и встраивая в любые прикладные программы.

CNews: Не появляется ли таким образом конкуренция внутри линейки ЭОСа?

Владимир Баласанян: Рынок растет, но пока не так быстро, как хотелось бы, и появление отдельного, пусть даже очень продвинутого продукта существенно не изменит ситуацию. Мы же хотим развиваться быстрее рынка, и поэтому считаем, что на данный момент лучше, чтобы одни наши продукты частично пересекались по функционалу и конкурировали друг с другом, нежели с решениями других игроков. Сегодня мы закрываем практически весь спектр решений, востребованных в области СЭД.

Система «ДЕЛО» сегодня является, безусловно, наиболее мощным и методически проработанным решением в области отечественного электронного делопроизводства. Я бы сформулировал это так: «проверено временем».

Если заказчик использует или планирует использовать многофункциональную ECM платформу и внутри нее иметь СЭД, поддерживающую отечественное электронное делопроизводство, то мы предлагаем ему EOS for SharePoint, в котором реализован необходимый делопроизводственный функционал.

Если же заказчику нужно более гибкое и одновременно легкое платформенное веб-решение в области управления электронными документами – у нас есть «eDocLib: Документооборот».

CNews: Каковы планы компании на ближайшее будущее?

Владимир Баласанян: Мы всегда стараемся опередить рынок, заглянуть вперед и предложить решения, которые сначала могут показаться неожиданными, а потом становятся «общим местом». К числу таких решений относится наша новейшая разработка, связанная с подписанием электронных документов. Мы давно обратили внимание на то, что существующая процедура подписания официальных бумажных документов неприменима при использовании электронно-цифровой подписи. Рассмотрим простейший пример подготовки, скажем, исходящего письма. Руководители подписывают такой документ без регистрационного номера и даты, а номер и дата обычно проставляются выпускающим сотрудником документационной службы.

При работе с электронным документом в этом случае возникает принципиальная проблема, поскольку ЭЦП руководителя «закрывает» письмо по состоянию на момент подписания, т.е. без номера и даты. А после проставления номера и даты текст письма меняется, и подпись руководителя становится недействительной.

Мы предложили оригинальную технологию, при которой ЭЦП руководителя относится только к той части документа, которая ему представляется для подписания. Т.е. в данном случае – все письмо за исключением полей номера и даты. А подпись и дата «заверяется» ЭЦП сотрудника, который проставляет значения этих реквизитов в соответствующие поля документа. Таким же образом реализуются сложные процедуры проставления множества согласующих и утверждающих подписей, а также внесения в документ дополнительной информации (даты, номера, резолюции и т.д.).

В апреле мы выпускаем новый продукт EDSign, который обеспечивает реализацию этой технологии, причем в очень простой и доступной форме – в виде надстройки текстового редактора Microsoft Word 2007. При работе в этом текстовом редакторе появляется возможность создать макет электронного документа с полями, в которых должны появляться подписи (в том числе факсимильные), даты, номера или другие реквизиты. После этого документ подписывается в таком же порядке, в каком подписывается соответствующий бумажный документ. При этом всегда доступна информация о том, кто, что и когда подписал в электронном документе.

Это только один частный пример. Что касается стратегических планов, то они остаются прежними – удерживать технологическое лидерство на рынке российских систем электронного документооборота и по мере сил участвовать в развитии этого рынка в целом, прокладывая дорогу для практической реализации новейших решений в этой области.

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событием октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ