Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость

Вернуться к списку

01июня

«Тенденции рынка СЭД в кризисных условиях»

Экономический кризис принес на рынок систем электронного документооборота (СЭД) некоторый спад в части заключения новых соглашений и масштабов внедрений. При этом СЭД осталась инструментом востребованным и, более того, необходимым для сохранения эффективного функционирования предприятий в условиях экономической нестабильности и экономии бюджетов. Ситуацию осложняет тот факт, что государство до сих пор не предъявило очевидных требований к системам документооборота, хотя и работает в этом направлении. Однако игроки ИТ-рынка не сомневаются, что в ближайшем будущем электронно-бумажный документооборот станет в большей степени электронным, а использование СЭД – более массовым.

Более 90% управленческих деловых процессов так или иначе связаны с документами. Чтоб эффективнее создавать, согласовывать, направлять документы на исполнение нужным специалистам, необходима система документооборота. Как это ни парадоксально, в эпоху информационных технологий компьютеры во многих организациях до сих пор выполняют роль пишущей машинки, а набранные в электронном виде документы получают силу лишь после их распечатки. Возможными и привычными стали, например, моментальные отправки в банк платежных документов. Но с большинством видов документов, к сожалению, дело обстоит иначе. Чтобы передать документ в другую организацию или положить в архив, его необходимо правильно оформить и напечатать. Печать и пересылка определенного количества экземпляров требует временных и материальных затрат: они складываются из приобретения копировальной техники, конвертов, оформленных соответственно требованиям почтовой службы и т.д. Контрагент, получивший письмо по почте, вынужден вручную заносить реквизиты документов, сканировать бумажные экземпляры.

При этом очевидно, что электронные документы по сравнению с бумажными несравнимо быстрее доставляются до адресата, их легче контролировать и искать, они компактно хранятся и способны обеспечить защиту персональных данных.

Все в руках власть держащих

Наблюдатели отмечают, что рост рынка СЭД составляет всего 25-30% в год. Главным тормозом для более быстрого развития до сих пор являлось отсутствие государственного регулирования и явно выраженной политической воли. Поскольку в настоящее время руководство страны проявляет повышенное внимание к вопросам запуска сервисов электронного правительства и выработки единого стандарта для электронного документооборота, есть основания полагать, что в ближайшем будущем российский документооборот вступит в новую эру.

События, которые происходят сейчас на государственном уровне, важны как с точки зрения автоматизации властных структур, так и для развития рынка СЭД в целом. Наиболее интересный и знаковый проект связан с созданием в 2009 г. защищенной межведомственной СЭД федеральных органов исполнительной власти. Его развитием занимается Комиссия по реформе созданного в ноябре 2008 г. Совета при Президенте по развитию информационного общества в Российской Федерации. План проекта был утвержден Президентом Российской Федерации. Согласно этому документу в июне 2009 г. должен быть запущен пилотный участок межведомственного электронного документооборота в не менее чем трех федеральных ведомствах, которые начнут взаимодействие с аппаратом правительства. В дальнейшем до конца года к системе будут подключаться федеральные органы исполнительной власти, а их около 80. До завершения проекта федеральные ведомства параллельно с использованием внедренных информационных технологий будут работать с бумажными документами.

Поставщики СЭД выражают надежду, что данный проект послужит мощным толчком к развитию единой СЭД в государстве. Прежде каждое ведомство или корпоративный заказчик приобретали самостоятельно выбранную систему как наиболее полезную или выгодную для себя. Когда СЭД заработали уже в десятках тысяч организаций, выяснилось, что они создавались и устанавливались в отсутствие единых требований и в результате не могут взаимодействовать друг с другом. В рамках нового проекта подразумевается разработка единых правил ведения делопроизводства, положений о системе, технических требований к организации системы. В стране появятся предпосылки для создания единого документационного пространства. Как только оно будет создано, к госструктурам примкнет бизнес: для предприятий, особенно региональных, вопрос о возможности взаимодействия той или иной системы с госорганами является одним из ключевых.

В январе 2009 г. Президент и министр культуры Российской Федерации обсуждали сроки создания единой системы информации и хранения культурных ценностей. В феврале 2009 г. состоялась расширенная коллегия Росархива. Ее итогом, как ожидается, станет решение Минкультуры России об использовании во всех учреждениях культуры, имеющих архивные материалы, ПО «Архивный фонд», которое является собственностью Росархива и стандартом для госучреждений России. Разработчиком этого программного продукта является компания «Электронные Офисные Системы (ЭОС)». Если такое решение будет принято, то документы, в отличие от других культурных ценностей, во всех российских учреждениях будут храниться в едином формате. Разработанный продукт обеспечит возможность формирования централизованной информации об их хранении.

О том, что при наличии политической воли переход на единую для всех организаций систему документооборота возможен, свидетельствует пример успеха подобного проекта в Республике Татарстан. Согласно указу президента Республики Татарстан республиканские электронные документы, определенным образом созданные и подписанные, получили официальный статус оригинала, обязательного для исполнения в любом органе власти Республики Татарстан. Изготовить бумажную копию электронного документа можно у нотариуса, поставив подпись и печать. В отсутствие нормативной федеральной базы проект был осуществлен согласно конституции Республики Татарстан. Компания «ЭОС» привлекалась к разработке этой программы в качестве консультанта и эксперта как игрок, имеющий наибольшее число внедрений СЭД, работающих в органах исполнительной власти, а также как организация, на базе которой в июне 2008 г. был создан технический подкомитет по стандартизации в области электронного документооборота – ПК6.

В числе других примеров внедрения СЭД в органах государственной власти – запуск в Госдуме компанией «ЭОС» проекта по созданию поддержки деятельности руководителей на платформе Microsoft Office Share Point Server 2007. В связи с сокращением ИТ-бюджетов в этом году, вероятно, он будет продолжен внутренними ИТ-силами организаций. Госструктуры, уже начавшие проекты по внедрению СЭД, продолжают их, в худшем случае уменьшая в связи с кризисом объемы закупок. В целом же сокращение бюджетов отразилось, скорее, на обновлении парка компьютерной техники, нежели на закупках необходимых для эффективной работы дополнительных лицензий.

Бизнес чувствует себя менее уверенно

Заказчики в лице бизнес-структур отреагировали на кризисные явления по-разному. Часть потенциальных клиентов ИТ-игроков отказалась от запланированных закупок, по разным причинам отложив их на неопределенное время до окончательного принятия бюджетов, до прояснения ситуации с объемом инфляции и т.д. Поскольку государство объявило о 30%-ном сокращении бюджета, то велика вероятность, что ИТ-бюджеты сократятся в той же или в большей степени, считают интеграторы. Вряд ли можно с уверенностью ответить на вопрос, организации какого сектора в наибольшей степени сократят развертывание ИТ-проектов. Например, в несомненно сложной ситуации сейчас находятся розничные сети, но при этом известно, что ряд представителей розничных сетей рассматривают кризис как удобный период для поглощений и стимулируют связанные с документооборотом проекты для облегчения управления создаваемой сетью.

Создается впечатление, что кризис ударил по региональным заказчикам сильнее, чем по столичным – текущие продажи компаний, внедряющих СЭД, сократились на 30-50% в первую очередь за счет регионов. Но, как полагают наблюдатели рынка, судить о масштабах падения спроса в контексте всего года преждевременно, поскольку тендеры, как правило, объявляются не раньше второго квартала, а наибольшую долю доходов ИТ-компаниям приносит четвертый квартал. Пока же ИТ-компаниям приходится в значительной степени жить на деньги, заработанные в прошлом году.

Одновременно с сокращением объема новых внедрений наблюдается увеличение доли проектов по развитию уже существующих решений. По мнению экспертов рынка, данная тенденция связана с тем, что документооборот – это ресурсосберегающая технология, повышающая эффективность управления, что в период кризиса становится особенно важным. Соответственно, те организации, которые серьезно занимаются развитием бизнеса и собственных управленческих процессов, продолжают развивать документооборот.

У заказчиков повысился интерес к экономически эффективным решениям, например, в области безопасности. Если раньше предприятия предпочитали заказывать дорогостоящие работы по безопасности у специализированных организаций, то теперь явно чувствуется увеличение интереса к портальным решениям в силу их распределенности и интеграции большого числа функций, открытости среды. Отечественные разработчики еще до кризиса развивали подобные системы: одной из новинок является, например, «EOS for SharePoint» компании «ЭОС».

К позитивным изменениям можно отнести тот факт, что в условиях дефицита средств заказчики стали тщательнее просчитывать экономическую эффективность внедрений программного обеспечения, что обнаружило преимущества российских продуктов, в том числе и коробочных решений, по сравнению с западными аналогами. Те заказчики, кто базировался на крупных дорогостоящих заказных решениях с неопределенными сроками получения результата, оказались в сложной ситуации.

Впрочем, считают ИТ-игроки, нельзя говорить, что перечисленные тенденции вызваны кризисом, скорее, кризис обострил их.

ИТ-ответ кризису

В ответ на тенденции, вызванные или простимулированные кризисом, интеграторы выдвинули различные «антикризисные» предложения. ЭОС, например, объявил три акции, направленные на уменьшение финансовой нагрузки на заказчика. На период акций возможно приобретение продуктов разработчика в лизинг и со скидкой до 50%, а также миграция на систему «ДЕЛО» с других платформ на льготных условиях. Аналогичные инициативы есть и у других российских поставщиков. При этом тенденции снижения цен на продукты как таковой не наблюдается.

Первыми заказчиками СЭД были крупные предприятия с очень слож¬ной структурой и большой численностью сотрудников, участвующих в работе с документами и устоявшимися сложными технологиями бумажного документооборота. Теперь же наиболее конкурентоспособными становятся продукты, которые учитывали бы со¬временные реалии с точки зрения массового заказчика, применимые к большому числу организаций. Документооборот как конкурентное преимуще¬ство сейчас нужен не столько большим и крупным, сколько малым и средним компаниям, интересы которых не всегда совпадают с интересами крупных заказчиков. Для малых предприятий важно, например, отсутствие сложных бюрократических правил, широкие возможности интеграции с офисными продуктами, более простая установка и настройка системы. Функции работы с документами должны быть доступны из любого приложения в виде некоего сервиса. Предприятия среднего и малого бизнеса часто использует «1С», где есть функции работы с документами. Но решения «1С» не дают возможности использования, например, цифровой подписи. Конечно, в России уровень проникновения ЭЦП все еще не превышает 3% (тогда как в Эстонии каждый гражданин получил пластиковую карту с персональным индификатором и цифровой подписью), но есть предпосылки к росту этого процента.

Мы сейчас живем в эпоху бумажно-электронного документооборота. Бумага в обозримом будущем не исчезнет, это надо четко понимать не только в силу, традиций, а в силу известных удобств. Процесс перехода на СЭД все равно остается инерционным в силу больших масштабов России и инертности самого российского государственного аппарата. И все же не вызывает сомнений, что российские компании находятся на пороге массового применения СЭД.

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

07июня

«Автоматизация бизнеса» инструменты 2018 года

Узнать больше

06июня

ЭОС на ИНФОДОКУМ-2018

Узнать больше

20апреля

Интеграция EOS for SharePoint и конструктора документов в финансовой компании

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ