Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость

Вернуться к списку

31марта

Стандартный подход

Генерального директора компании «Электронные офисные системы» (ЭОС) Владимира Баласаняна можно без преувеличения назвать патриархом российского «электронного правительства». Еще в 1980-х годах, когда и самого термина e-Government не существовало, он руководил автоматизацией документооборота Секретариата и Политбюро ЦК КПСС. Сегодня комплексная система автоматизации делопроизводства «Дело», разработанная компанией ЭОС, работает во многих госучреждениях и частных компаниях России. Среди клиентов предприятия — обе палаты парламента, Конституционный суд, Счетная палата, Банк России, Госнаркоконтроль. 

Владимир Эдуардович, как вы оцениваете уровень автоматизации межведомственного и межкорпоративного документооборота в стране и чем обусловлено нынешнее его состояние? Владимир Баласанян: Официальный, юридически значимый обмен электронными документами между различными организациями сейчас находится в самой начальной стадии. Пока огромный прогресс достигнут главным образом в области платежных систем, обеспечивающих банковские транзакции. В большинстве других случаев электронный документооборот либо вовсе отсутствует, либо — для обеспечения юридической значимости — сопровождается параллельным — бумажным. Сегодня более 90 процентов документов создается в электронном виде, многие организации используют системы электронного документооборота (СЭД), позволяющие создавать и обрабатывать юридически значимые электронные документы, однако документационное взаимодействие между гражданами, предприятиями и органами власти осуществляется, как правило, распечатанными документами.

Какие препятствия на данный момент существуют для формирования «электронного правительства»?

Одна из ключевых проблем, без решения которой никакой прогресс в этой области невозможен, — несовместимость систем электронного документооборота, используемых в различных организациях. До настоящего времени каждый орган власти и каждое предприятие приобретали систему документооборота, исходя и собственных представлений о требованиях к такой системе. Никаких единых требований, в том числе по форматам обмена документами с другими системами, не формулировалось и, соответственно, не предъявлялось. В результате мы имеем ситуацию, когда организации, использующие различные СЭД, не могут обмениваться электронными документами, они просто не «понимают» друг друга. Сейчас, судя по всему, настал «момент истины». Прогресс в области «электронного правительства», с которым связывают качественно новый уровень государственных услуг, немыслим без межведомственного электронного документооборота. Это относится и к управлению прохождением-исполнением поручений в системе органов власти, и к межведомственному согласованию документов, и к работе служб «одного окна» и многофункциональных центров по оказанию государственных, муниципальных услуг.

Кто должен взять на себя роль «законодателя мод» — отраслевые ассоциации или государство?

Инициатором создания требований к СЭД, обеспечивающим некое «единое документационное пространство» в органах власти, безусловно, должно выступать государство, заинтересованное в едином и понимаемом всеми системами формате электронного документа. И как только государство установит соответствующие стандарты, они, естественно, будут приняты и бизнес-сообществом, так что можно будет говорить о создании основы национальной системы электронного документооборота. Помимо проблемы единых требований к системам существует еще целый ряд проблем более быстрого развития межведомственного электронного документооборота. Это и недостаточный уровень информационной инфраструктуры, компьютерной и делопроизводственной грамотности, и отсутствие необходимых нормативных документов. Во многом все это — следствие инерции культурной традиции работы с бумажными документами. Мы привыкли подписывать, отправлять и получать официальные бумажные документы, однако до сих пор не готовы в полной мере официально взаимодействовать друг с другом в электронной форме.

Как может повлиять на процесс внедрения электронного документооборота финансовый кризис?

В период экстенсивного роста многие организации, внедряя электронный документооборот, параллельно сохранили бумажный, считая дополнительные издержки несущественными. В первую очередь это касается как раз межведомственного обмена, для которого электронные документы распечатываются, тиражируются, упаковываются в конверты и отправляются по обычной почте.

Все перечисленные препятствия, в сущности, являются естественными проблемами роста. Произошла офисная революция: появились компьютеры, на них стали создаваться электронные документы, которые можно очень эффективно хранить и обрабатывать, а осмысление и регулирование этой сферы если и происходит, то не в полной мере и гораздо медленнее, чем хотелось бы. Однако сейчас ситуация в области электронного документооборота в органах власти такова, что наступает некий критический рубеж, после которого государство наконец будет вынуждено формулировать и предъявлять единые требования к используемым системам, иначе не удастся построить электронное государство, обеспечивающее единые принципы функционирования и взаимодействие всех его компонентов.

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

07июня

«Автоматизация бизнеса» инструменты 2018 года

Узнать больше

06июня

ЭОС на ИНФОДОКУМ-2018

Узнать больше

20апреля

Интеграция EOS for SharePoint и конструктора документов в финансовой компании

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ