Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Правовое регулирование договора франчайзинга.

Журнал "В курсе дела"
Панфилова Вита Викторовна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал развиваться и в нашей стране. В рамках данной статьи вы ознакомитесь с механизмом расчетов по договору франчайзинга, порядком его регистрации, с правами и обязанностями сторон.

В российском законодательстве термин «франчайзинг» отсутствует. По своему содержанию он соответствует понятиям «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии», определенным гл. 54 ГК РФ. Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Правообладатель (франчайзер) – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Пользователь (франчайзи) – это лицо, получающее возможность использовать исключительные права. И правообладатель, и пользователь в момент заключения договора коммерческой концессии должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей(1).

Права и обязанности сторон договора франчайзинга

По договору коммерческой концессии правообладатель обязан:

  • передать пользователю техническую и коммерческую документацию, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав, предоставленных по договору коммерческой концессии, а также сообщить всю необходимую информацию;
  • выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, в установленном порядке обеспечив их оформление.

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель должен:

  • обеспечить регистрацию договора;
  • оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, в том числе в обучении и повышении квалификации работников;
  • контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии(2).

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователю необходимо:

  • использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
  • обеспечивать соответствие качества производимых на основе договора товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем;
  • оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать при приобретении (заказе) товара (работы, услуги) непосредственно у правообладателя;
  • не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
  • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
  • информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации) используется в силу договора коммерческой концессии(3).

При этом «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем»(4).

Механизм расчетов по договору франчайзинга

Изначально франчайзи делает первый взнос – разовый (паушальный) платеж, представляющий собой зафиксированную в договоре сумму, которую можно выплатить и в рассрочку. Данным видом платежа оплачиваются технологии, ноу-хау, иная коммерческая информация, а также обучение работников фирмы-пользователя. Работая под торговой маркой франчайзера, франчайзи выплачивает ему вознаграждение (роялти), которое определяется различными способами: фиксированной суммой, процентом от прибыли, выручки и т. п. Как правило, роялти выплачивается периодически. Один из способов установления роялти – в виде наценки на оптовую цену товаров. То есть франчайзер будет реализовывать товары по ценам, превышающим цену закупки у поставщиков, а сумма превышения и составит вознаграждение франчайзера(5).

Регистрация договора франчайзинга

Договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации6. 1. Договор регистрируется в налоговой инспекции, в которой фирма-правообладатель стоит на учете, а если правообладатель – иностранное лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии утвержден Приказом Минфина РФ от 12.08.2005 N 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)». Госпошлина за регистрацию договора в налоговом органе составляет 1000, за регистрацию изменений договора – 200 руб.7. 2. Если используется объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством (товарный знак, патент на изобретение), то договор регистрируется в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент). Правила регистрации изложены в Приказе Роспатента от 29.04.2003 N 64 «О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания...». Размеры пошлин за регистрацию договора коммерческой концессии в Роспатенте установлены Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.1993 N 793.

31.07.2006 00:18
Источник: http://www.klerk.ru/print.php?54476

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ