Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Мода на электронное обучение возвращается.

Рынок e-learning в России динамично развивается, довольствуясь при этом вторыми ролями в системе образования. Если ВУЗы еще только переваривают саму возможность интеграции электронных курсов в свои программы, то бизнес уже оценил преимущества удаленного обучения. О том, что ждет этот сектор, как ему развиваться дальше, об основных достижениях и способах продвижения продуктов шла речь на конференции eLearnExpo Moscow 2007.

Мир неуклонно скатывается к изменению форм обучения, доступа к знаниям. Дистанционное обучение, e-learning, электронные курсы – уже не новинка, а активно растущий сектор рынка образования. Уловив значительную коммерческую составляющую, бизнес начал активно предлагать образовательные услуги компаниям. В ход пошли системы дистанционного обучения (СДО) сотрудников для крупных предприятий, различные электронные курсы для получения второго высшего образования и прохождения многочисленных курсов повышения квалификации. Начал подтягиваться и более инертный академический сектор: многие учебные заведения начинают внедрять системы e-learning и создавать свои учебные курсы, обещая составить коммерческим центрам обучения значительную конкуренцию.

По мнению экспертов, российский бизнес полностью готов к электронному обучению

Тем не менее, в сфере электронного обучения еще остаются серьезные проблемы, без решения которых e-learning обречен оставаться в тени. О некоторых из них и пошла речь на конференции eLearnExpo Moscow.
На пике внимания оказались наиболее важные для отрасли темы: оценка качества и эффективности электронного обучения, проблемы реализации инновационных проектов в ВУЗах, педагогическое проектирование, разработка интерактивных курсов для среднего и высшего образования, бизнес-образование.

Елена Тихомирова: Многие учебные заведения начинают активно внедрять у себя системы электронного обучения

CNews: Как вы охарактеризуете развитие рынка е-learning в России? Какие можете выделить особенности развития?

Елена Тихомирова: Развитие рынка e-learning в России однозначно можно назвать стремительным и динамичным. Судя по развитию выставки E-Learn EXPO сейчас в электронном обучении уже заинтересованы компании всех размеров и отраслей деятельности и все они видят преимущества, которые приносят эти новые технологии методики. Очень приятно наблюдать развитие e-learning в академическом секторе: многие учебные заведения начинаю активно внедрять системы электронного обучения и создавать учебные курсы. Постепенно в России начинает формироваться новая индустрия, потенциал которой достаточно велик, а само по себе присутствие в экономике страны будет иметь существенно влияние на конкурентоспособность и успех многих предприятий.

Бизнес готов учиться через сеть

По мнению экспертов, российский бизнес полностью готов к электронному обучению. Многие компании уже имеют все необходимое: систему корпоративного обучения и технологическую инфраструктуру. Однако развитие этого направления сдерживает малое количество обучающего контента. Действительно, на рынке на сегодняшний день мало компаний, выпускающих полноценные курсы. Многие поделки представляют собой всего лишь стандартные методические наработки, перегнанные в электронный формат без учета специфики электронного обучения.
В учебных курсах для школ и вузов ставка делается на демонстрационные возможности, визуализацию

Рост сдерживает и отсутствие гарантий сохранения авторских прав. Особенно если учесть, что сейчас многие курсы рождаются путем локализации иностранных продуктов. Другим сдерживающим фактором является высокая себестоимость создания качественных электронных курсов с привлечением квалифицированных специалистов. Порой дешевле провести очное обучение.

Довольно интересным направлением бизнеса является предоставление образовательной ИТ-инфраструктуры (веб-серверов с установленными на них СДО) сторонним компаниям. При этом компании могут пользоваться СДО как в личных целях (для обучения своих сотрудников на основе собственного контента), так и в коммерческих – разрабатывая и предлагая на рынке свои курсы.

Актуальны и для школы

По-прежнему актуальны и популярны курсы для школ и вузов. В них ставка делается на демонстрационные возможности, визуализацию. Новыми для этой уже традиционной сферы стали интерактивные игры и динамические энциклопедии. Например, демонстрацию какого-либо физического явления можно выбирать из довольно разнообразной коллекции, которая непрерывно пополняется разработчиками.

Выставка привлекла внимание самых разных людей: от студентов до преуспевающих бизнесменов

В педагогике давно известна триада успешного обучения "знания, умения, навыки". При всех преимуществах изложения теории в электронных курсах, известным недостатком было отсутствие в них практики. Выставка показала, что и эта проблема поддается решению. Были продемонстрированы учебные курсы, в которых практические действия в виде лабораторных работ, практикумов были включены в курс наряду с теоретическим изложением материала.

Для привлечения общественного мнения к лучшим примерам практики электронного обучения учреждена премия Russian e-Learning Awards, которой ежегодно отмечаются наиболее достойные представители российской индустрии e-learning, а также лучшие проекты, реализованные в России. Премия была вручена по следующим номинациям: Лучший проект e-learning в вузах и учебных центрах; лучший корпоративный проект e-learning; лучший электронный курс; Инновационное программное решение; лучший программный инструментарий для разработки курсов; Лучший программный инструментарий поддержки и управления обучением.

Сегодня для создания электронных курсов требуются большие усилия и заметные финансовые вложения, но при этом не всегда достигается желанный результат. Ведь электронный курс - это не просто текст в электронном виде, а самостоятельный программный продукт, который не только передает нужную информацию, но помогает пользователю освоить материал. Для обогащения программ используются мультимедийные компоненты (очень часто из них составлен весь курс целиком). И здесь нужно быть особенно внимательным — их плохое качество или недостаточная полезность для слушателя могут загубить весь курс.
Более того, превращение курса в мультимедийный еще не решает другие не менее важные задачи – создать у пользователя потребность в обучении, подстроиться под его специфику восприятия и познания, выявить и устранить лакуны в образовании. Это сложно реализовать даже в случае привлечения опытных педагогов и компьютерщиков.

Не стараясь охватить необъятное, рынок старается упорядочить то, что есть. На рынке появляются услуги по консалтингу внедрения систем e-learning в корпоративном и академическом секторе, построению систем e-learning "под ключ". В этом случае полностью адаптируются процессы организации к обучению с использованием новых методик и технологий, производится подбор инструментов, готовятся инструкции и руководства к работе, формируются характеристики для оценки эффективности, готовится пилотный проект и производится его анализ с последующим улучшением созданной модели.

Плюсы и минусы

В настоящее время электронное обучение используется, как правило, для получения второго высшего образования, дополнительного образования или для переподготовки специалистов. Как в мировой практике, так и в российской e-learning идет именно как дополнение к очному образованию.
При этом несомненными плюсами электронного обучения являются высокая доступность без отрыва от основной деятельности. Кроме того, оно позволяет быстрее вывести знания на рынок. Известно, что актуальность знаний уменьшается со временем, и именно такой способ помогает в кратчайшие сроки получить к ним доступ.

Существует в России и своя специфика, связанная с огромной территорией страны. Многие компании работают в нескольких регионах, которые находятся далеко от центра или главного офиса. С ростом потребности повышения квалификации специалистов значительно возрастают затраты на транспортные и командировочные расходы. Электронное обучение позволяет снизить эти издержек. При этом стоимость самого курса получается ниже, чем при очной форме обучения. Так что у дистанционного образования есть хорошие перспективы закрепиться в большинстве крупных организаций.

CNews: Как вы охарактеризуете развитие рынка е-learning в России? Какие можете выделить особенности развития?

Елена Тихомирова: Развитие рынка e-learning в России однозначно можно назвать стремительным и динамичным. Судя по развитию выставки E-Learn EXPO сейчас в электронном обучении уже заинтересованы компании всех размеров и отраслей деятельности и все они видят преимущества, которые приносят эти новые технологии методики. Очень приятно наблюдать развитие e-learning в академическом секторе: многие учебные заведения начинаю активно внедрять системы электронного обучения и создавать учебные курсы. Постепенно в России начинает формироваться новая индустрия, потенциал которой достаточно велик, а само по себе присутствие в экономике страны будет иметь существенно влияние на конкурентоспособность и успех многих предприятий.

Я бы отметила две основные особенности развития рынка e-learning в России: положительную и отрицательную. Отрицательной особенностью стоит назвать часто встречающееся нежелание использовать и адаптировать уже накопленный зарубежный опыт. В то время, когда большинство мировых компаний уже приняли решение о внедрение, внедрили, сделали ошибки, проанализировали и сделали выводы, а также опубликовали их совершенно открыто, многие российские компаний и учебные заведения пытаются пройти по собственному пути. Это задерживает развитие и ставит на пути внедрения e-learning дополнительный препятствия. Положительной особенностью развития рынка я хотела бы назвать динамику. Рынок действительно развивается быстро, за время, прошедшее с E- Learn EXPO 2006, многие участники рынка сделали огромный шаг вперед, освоили новые технологии, а самое главное – разработали методики применения e-learning для эффективного обучения своих сотрудников. Более того, очень приятно отметить, что сегодня e-learning уже видится не только как средство доставки знаний на расстоянии, но и как средство развитие потенциала сотрудников и как часть системы управления знаниями. Именно это направление развития e-learning систем является самым перспективным.

CNews: Что вы представили на выставке?

Елена Тихомирова: На выставке E-Learn EXPO наша компания представила полный спектр услуг в области e-learning и управления знаниями. Нашей основной услугой является консалтинг по внедрению систем e-learning в корпоративном и академическом секторе. Своим клиентам мы предлагаем построение системы e-learning "под ключ": мы полностью адаптируем процессы организации к обучению с использованием новых методик и технологий, подбираем инструменты, готовим инструкции и руководства по работе, формируем метрики для оценки эффективности, готовим пилотный проект и делаем его анализ с последующим улучшением созданной модели.

Мы также представили на выставке новые наработки в области создания интерактиынх учебных курсов. За прошедший год мы накопили большой опыт и с удовольствием показали всем посетителям новые ролевые игры, интерактивные тестирования, различные варианты интерактивного представления сложного материала. Все желающие смогли также увидеть курс, который в этом году получил награду Russian eLearning Awards в номинации "Лучший электронный курс".

И, естественно, мы показали систему электронного обучения Learn eXact. Это уникальная в своем роде разработка, которая позволяет полностью автоматизировать процесс электронного обучения и управления учебным содержанием. На нашем стенде вместе с нами работал представитель компании-разработчика Guinti Labs, который показал множество новых возможностей и модулей системы.

CNews: Вы выступили с рядом докладов на конференции. Почему были выбраны именно такие темы докладов?

Елена Тихомирова: На конференции лично у меня было 2 доклада: "Стратегия внедрения e-learning" и "Педагогическое проектирование для мультимедиа-компонентов". Первый доклад имеет для меня большое значение, так как именно системного и продуманного подхода сегодня не хватает многим организациям для достижения максимальной эффективности от внедрения e-learning. Многие стараются быстро создать систему электронного обучения, делая при этом отдельные и не скоординированные шаги в совершенно разных направлениях. В результате вкладываются серьезные усилия и средства, а желаемый результат так и не приходит, так как при внедрении e-learning необходимо четко понимать цель проекта, а также иметь перед собой последовательность всех действий, которые приведут нас от текущего состояния к желаемому. Чтобы помочь организациям я постаралась систематизировать все действия в единую последовательность и рассказать о том, каким образом стоит работать на том или ином этапе e-learning проекта.

Вторая тема – это практические советы уже по отдельной части проекта, которая играет огромную роль во всей e-learning системе. Опять же очевидно, что сегодня множество электронных создается с вложением больших усилий, но при этом не достигается реальный, желанный результат. Уже всем очевидно, что электронный курс это не просто текст в электронном виде, а самостоятельный программный продукт, который не только передает нужную информацию, но помогает пользователю освоить материал. Для обогащения курсов используются мультимедиа компоненты (очень часто из них составлен весь курс целиком). И здесь нужно быть очень внимательными – их плохое качество или не очевидная полезность для слушателя может только ухудшить курс, а не поднять его. Наша компания специализируется в области педагогического проектирования для e-learning – это наборы методик и подходов для создания продуманных и эффективных учебных элементов. В своем докладе я постаралась обобщить опыт, полученный нами в ходе нашей деятельности, и показать, от чего зависит качество мультимедиа компонентов.

CNews: Как вы считаете, насколько российский бизнес готов к внедрению на своих предприятиях е-learning систем?

Елена Тихомирова: Российский бизнес полностью готов к e-learning. Практически все компании уже имеют самое необходимое: систему корпоративного обучения и технологическую инфраструктуру. На основе этих двух элементов и строится система электронного обучения. На текущем этапе многим компаниям требуется лишь определить цели, которые будут достигаться через e-learning и сформировать планы проектов. А дальше все уже достаточно просто реализуемо. Единственное, что может все еще мешать развитию – отсутствие четкой интеграции обучения в повседневную деятельность компании и, как следствие, отсутствие механизмов измерения влияния обучения на выполнение рабочих обязанностей сотрудников. Такая проблема есть не во всех компаниях, но там где она присутствует, ее решение будет способствовать более динамическому развитию e-learning.

CNews: Как вы оцениваете перспективы е-learning для российского бизнеса?

Елена Тихомирова: Территория нашей страны очень и очень большая. Многие организации работают одновременно в нескольких регионах, которые находятся достаточно далеко от центра или от штаб-квартиры. Расходы на логистику большие и по мере необходимости адаптироваться к новым условиям окружающей среды эти расходы будут только расти, так как обучение должно стать более массовым и интенсивным. Именно e-learning будет играть значимую роль в успешном развитии организации и их устойчивости на существующих и новых рынках. Обучение сегодня должно быть постоянным и интегрированным в рабочие процессы. Это возможно только при использовании e-learning. Поэтому перспективы только самые интересные и радужные.

Источник : http://www.pda.cnews.ru/reviews/index.shtml?2007/06/08/254157_1


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ