Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Почему не хватает зарплаты.

Повышая сотрудникам зарплату, работодатели ориентируются на цифру инфляции, которую дает Росстат. Но жизнь в Москве дорожает гораздо быстрее. Если человек получает больше $700 в месяц, его доходы в 2005 г. обесценились минимум на 20%, утверждает Институт сравнительных социальных исследований.

По данным Росстата, инфляция в прошлом году составила 10,9%. У Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) другие данные: в 2005 г. стоимость жизни для людей с доходом $700 ("синих воротничков") повысилась на 23%, с доходом от $700 до $1500 ("специалистов") — на 20%, выше $1500 ("руководителей") — на 21%. ЦЕССИ вот уже несколько лет проводит свои исследования уровня жизни "среднего класса" по заказу группы российских и западных компаний, в основном работающих в сегменте FMCG (товары народного потребления). "Наша методика расчета стоимости жизни в основном напоминает методику Росстата, но мы исследовали гораздо более узкие группы людей", — поясняет Олег Грачиков, руководитель проекта исследования уровня жизни ЦЕССИ.

Росстат считает свой индекс потребительских цен для среднего россиянина. Потребительский набор, на основе которого определяется инфляция, "представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением", говорится в методологическом пояснении Росстата. Сейчас в этот набор входит 380 позиций, значимых для россиянина, месячный доход которого составляет около 8800 руб. (среднедушевой по стране).

Если доход больше 8800 руб., меняется вся структура расходов, а значит, и личная инфляция, утверждает Алефтина Гулюгина, замруководителя отдела Всероссийского центра уровня жизни. "Индекс потребительских цен Росстата не способен точно оценить рост стоимости жизни для людей, доход которых сильно отличается от среднероссийского", — резюмирует ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова.

С этим, кстати, не спорит и Росстат, который отдельно считает "Индекс цен на потребительские товары и услуги, не входящие в расчет Базового индекса потребительских цен (БИПЦ)". БИПЦ не учитывает, в частности, изменение регулируемых цен (например, на услуги ЖКХ), цен на недвижимость (так как это не потребительские, а инвестиционные расходы). За прошлый год индекс цен на товары и услуги, не входящие в БИПЦ, вырос на 21% (а сам БИПЦ, напомним, — на 10,9%). C марта 2005 г. по март 2006 г. рост составил 20% и 11% соответственно. Для справки: недвижимость в Москве с марта по март подорожала на 50%, а автомобильный бензин в России — на 20%.

Однако, решая вопрос о повышении зарплаты, компании меньше всего ориентируются на изменение стоимости жизни сотрудников. "Работодателей прежде всего интересует ситуация на рынке труда", — объясняет Юлия Денисова, руководитель направления заработных плат московского офиса Hay Group. Для работодателя гораздо важнее, сколько платят сотрудникам его коллеги-конкуренты. Эту информацию он получает, покупая обзоры заработных плат, которые один-два раза в год готовят, к примеру, кадровое агентство "Анкор", консалтинговые компании Hay Group, Watson Wyatt, аудиторско-консалтинговые компании PricewaterhouseCoopers (PwC) и Ernst & Young. Согласно последнему обзору заработных плат Hay Group рост зарплат в 2005 г. составил 12% в долларовом выражении или 15% в рублях, сообщила Денисова. По данным Watson Wyatt — 8% и 12% соответственно.

В среднем темпы роста заработных плат несколько опережают официальный уровень инфляции, отмечает Юлия Кулланда, директор отдела консультационных услуг по управлению персоналом PwC. По результатам исследования PwC, фактическое повышение долларовых зарплат в международных компаниях за последние 10 месяцев составило 11-14%.
Но обзоры тоже не учитывают фактическое удорожание стоимости жизни. Они делаются по данным компаний, которые ориентируются на Росстат. Составители, как правило, тоже руководствуются данными Росстата. Так, например, поступают в обзоре PwC, отмечает Кулланда.

Причина в том, что "данные из других источников являются закрытыми и не подлежат свободному распространению". "Мы знаем, что некоторые участники наших обзоров используют данные по измерению стоимости жизни ЦЕССИ, но многие компании все же придерживаются официальной статистики", — говорит Кулланда.

Нелегкое знание
Даже когда компании знают, что стоимость жизни работников дорожает больше, чем об этом говорят данные Росстата, они не спешат индексировать их заработки. Например, один из заказчиков исследования ЦЕССИ — компания "Вимм-Билль-Данн". Однако "в бюджет компании ежегодно закладывается увеличение фонда заработной платы на официальный уровень инфляции", — рассказывает Вера Елисеева, директор управления по работе с персоналом компании. И то оно не происходит автоматически. В 2005 г., например, его не было.

"Финансовые результаты компании в первом полугодии оказались ниже ожидаемых, поэтому руководство решило зарплаты не повышать", — сообщила Елисеева. "С точки зрения работодателей, компенсация всем без исключения сотрудникам роста стоимости жизни может легко съесть возможную прибыль", — говорит Дмитрий Володин, гендиректор консалтинговой компании High-Tech Group.

Больное место
Даже если работодатель компенсирует сотруднику зарплату с учетом официальной инфляции, у человека все равно возникнет впечатление, что денег стало хватать на меньшее количество товаров и услуг. "Скорее это замечают те, кто склонен планировать свои расходы, чем те, кто склонен к спонтанным тратам", — говорит Вера Алексеева, психолог рекрутинговой компании "Анкор".
Сверхчувствительны к перепаду люди, находящиеся на границе одного из уровней благосостояния. Условно говоря, людей принято делить на четыре группы: те, кому хватает на удовлетворение базовых потребностей; те, кому хватает на еду и одежду; те, кому хватает на еду, одежду и бытовую технику; те, кому хватает на приобретение крупной собственности, например на покупку недвижимости. "Соответственно, те, кто находится на границах категорий, более чувствительны к удорожанию жизни", — говорит Алексеева. Она отмечает, что очень многие специалисты и руководители находятся между третьей и четвертой категориями, а потому они остро ощущают, что они бегут на месте. "Они работают больше, но их уровень жизни не растет", — говорит она.

Двойное дно
Работодателю нынешняя ситуация невыгодна. Более быстрый темп роста стоимости жизни по сравнению с заработными платами приводит к большей "летучести" профессионалов, говорит Денисова из Hay Group. "Если на Западе специалисты работают в компаниях по нескольку лет, то у нас — особенно по высококотирующимся специальностям — многие меняют работу раз в полгода", — отмечает она. Поэтому для компаний, считает Филипп Огульник, партнер консалтинговой компании Find, очень важно иметь превентивную систему компенсаций, адекватно повышающую зарплату ключевым сотрудникам.

"Приходится выбирать. Хотя бы раз в год приходится пересматривать зарплаты хотя бы 20% сотрудников. И это непростой выбор", — говорит Володин из High-Tech Group. В "Вимм-Билль-Данне", к примеру, по результатам этого года зарплату собираются повышать выборочно.

"При повышении зарплат, — рассказывает Татьяна Лебедева, директор по персоналу московского офиса IT-компании SAP, — мы смотрим на два параметра: эффективность работы сотрудника и как рынок труда оценивает данного специалиста. Однако в некоторых случаях, чтобы удержать ценного сотрудника, мы готовы повышать его зарплату даже до более высокого уровня, чем предлагается на рынке труда. И более быстрыми темпами, чем темпы роста стоимости жизни".

Повышать зарплаты сотрудникам на величины, большие, чем предполагает официальный рост цен, диктует логика, считает Марина Миронова, директор по персоналу инвестиционной компании "Велес-Капитал". "В нашей компании не всем, но некоторым сотрудникам повысили зарплаты более чем на 20% без изменения в должности, но с расширением круга обязанностей", — говорит она и добавляет, что замена ушедшего сотрудника на нового обходится еще дороже

01:33 25.04.2006

"Ведомости" /
Григорий Милов

Источник: http://klerk.ru/boss/?48170

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ