Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Как изменится офисная жизнь к 2010 г.

"Ведомости"
Анастасия Дагаева
Григорий Милов

В самом ближайшем будущем исчезнут границы между профессиональной и личной жизнью, обещают эксперты международной аудиторско-консалтинговой компании Deloitte. Причина — развитие новых информационных технологий. Процесс заметен даже в России, где, по мнению экспертов, уже через несколько десятков лет многие забудут, что такое офис.

"Наши специалисты регулярно составляют ежегодные прогнозы развития новых технологий в области телекоммуникаций и средств массовой информации. Но на этот раз мы решили посмотреть на тенденции, значимые в среднесрочной перспективе, в ближайшие пять лет", — поясняет Геннадий Камышников, партнер компании Deloitte в СНГ, руководитель группы по обслуживанию компаний, занятых в сфере высоких технологий, СМИ и телекоммуникаций. Отчет о проделанной работе, озаглавленный "Взгляд в будущее. Как прорывы в технологии, медиа и телекоммуникации способны изменить то, как мы живем" (Eye to the future. How technology, media and telecommunication advances could change the way we live), был опубликован летом этого года.

"В нашей компании нет штатных футурологов, поэтому все тенденции, обозначенные в отчете, вполне реальны", — отмечает он. Сначала авторы отчета проанализировали открытые источники и выбрали те тенденции, которые, на их взгляд, представляют наибольший интерес. Но затем предварительные результаты их работы были пропущены через 5000 специалистов в области новых технологий, телекоммуникаций и СМИ, работающих в Deloitte по всему миру. Они помогли дополнить список и выбрать действительно значимые. Большая часть отчета посвящена развитию технологий, но его составители не могли обойти вниманием и их влияние на офисную жизнь и работу офисов.

Через десять лет технологии позволят выполнить практически любую работу за пределами офиса, говорит Камышников, что приведет к размыванию границы между работой и личной жизнью. Все большая доля служебных обязанностей будет выполняться сотрудниками компаний не в офисе, не в рабочее время, а также в выходные и в праздники. К 2010 г. 41 млн сотрудников по всему миру будут работать дома как минимум один день в неделю, а число сотрудников с круглосуточным постоянным доступом к электронной почте возрастет в десятки раз — с миллионов до нескольких десятков миллионов человек по всему миру. Но в то же время в офисах сотрудники все больше времени будут посвящать своим личным делам.

Произойдет то, что специалисты Deloitte назвали тихой революцией. Такое перемешивание работы и личной жизни поставит непростые задачи перед руководителями компаний и групп, отмечают исследователи.

Виртуальное дело

Впрочем, с подобными проблемами небольшие компании сталкиваются уже сейчас. В 2003 г. Александр Панько открыл собственную компанию IT Monitoring (исследование телекоммуникационного рынка). "Тогда у меня не было офиса — всю работу сотрудники делали дома, что позволяло экономить на аренде", — поясняет он.

Два года спустя Панько все же обзавелся рабочим помещением. Оказалось, что просто необходим некий "эпицентр" — место, где можно всем встречаться, обсуждать проекты, наконец, вводить в курс дела новых сотрудников. "Я не раз ошибался, нанимая людей для дистанционной работы, — признается Панько. — Все-таки прежде чем дать человеку важную часть проекта и полную свободу в его реализации, надо убедиться, что он действительно справится. То есть сотрудник должен уметь организовать самого себя, чувствовать ответственность за то, что делает". Панько вспоминает режим одного аналитика: с понедельника по пятницу он бил баклуши, а потом за двое суток выдавал на-гора недельный объем работы. "Материалы он сдавал в срок, но был совершенно вымотан бессонными ночами, — говорит Панько. — Потом он жаловался на перегрузки, недвусмысленно намекая на денежное вознаграждение". Найдя очередного сотрудника, Панько посадил его на период испытательного срока в офис. "Я дал ему задание того же самого объема, что и фрилансеру, — рассказывает он. — Удивительно, но вся работа была сделана уже в среду". Теперь Панько взял за правило: все только что нанятые специалисты первые несколько месяцев выполняют задания в офисе. "Я должен убедиться в их самостоятельности, а они — почувствовать внутреннюю атмосферу компании", — отмечает Панько.

В IT Monitoring работает 14 человек, шестеро из них каждый день бывают в офисе. В частности, это сотрудники, занимающиеся сбором информации из всех источников, в том числе печатных СМИ, им нужна определенная техника — не только компьютер, но и принтер, сканер, факс, да и курьеру проще доставлять периодику по одному адресу в центре города, говорит Панько. Аналитики обрабатывают материал дома, контактируя с руководителем или клиентами по электронной почте, ICQ и мобильному телефону.

Но сам Панько с недавних пор работает исключительно в офисе. "Я приезжаю к восьми утра и стараюсь до вечера сделать все, что запланировал на день", — говорит он. Панько признается, что три месяца назад он твердо решил отучить себя от привычки работать дома: "С одной стороны, это здорово, когда всегда имеешь возможность позаниматься очередным бизнес-проектом, но с другой — это разрушает личную жизнь. Я испытал это на себе. Все чаще и чаще мы стали проводить с женой вечера, сидя на кровати спиной друг к другу и пялясь каждый в свой ноутбук".

Бесполезное место

Бывает такая личная жизнь, в которую не сможет залезть никакая работа, говорит Илья Левитов, независимый специалист по связям с общественностью. Если компьютер в доме становится магнитом, значит, у человека не все в порядке с личной жизнью или отношения в семье построены неправильно. Сам Левитов более 10 лет проработал в московских офисах крупных компаний. И теперь считает офис едва ли не самым губительным местом на земле.

"Длительная работа в современных компаниях на корню убивает фантазию и способность нестандартно мыслить, — говорит он. — Мне жаль людей, которым 300 дней в году приходится невыспавшимися с утра идти на работу". Причем большинство из них знает, что на самом деле им будет нечего делать часов до двух дня. Офисные работники целыми днями сидят в Интернете, выслуживаются перед начальниками, интригуют и все это за казенный счет, отмечает он. Конечно, есть компании, например крупные промышленные предприятия, которым без штаб-квартиры просто не обойтись. "Но в случае малого и среднего бизнеса офис в его нынешнем виде отомрет в ближайшие десятилетия",- считает Левитов. Единственная функция, для которой офис все-таки нужен, — это совещания в формате мозговых штурмов, когда специалистам надо собраться вместе и принять какие-то согласованные решения, но местом встречи не обязательно должен быть офис, отмечает Левитов.

Впрочем, специалисты Deloitte не готовы делать столь радикальные прогнозы. Никакие технологии пока не в состоянии заменить радости живого человеческого общения, говорит Камышников. "Компания Deloitte предоставляет мультидисциплинарные услуги. У нас работают узкие специалисты, но качество их услуг во многом зависит от того, насколько хорошо они знают, как и чем им могут помочь их коллеги из самых разных дисциплин. А такие знания приобретаются в процессе неформального общения", — отмечает он.

Офисы не исчезнут, считает Анна Бурова, заместитель гендиректора консалтинговой компании "Экопси Консалтинг". Ведь они выполняют функцию своеобразного центра притяжения, которая совершенно необходима независимо от размера и типа бизнеса. Только в офисе, наблюдая за коллегами, новые сотрудники смогут познать внутренние неписаные правила компании, т. е. что хорошо и что плохо. Только в офисе возможно наставничество с его девизом "Смотри на меня, делай, как я", отмечает она.

СТРАНА НА СВЯЗИ
По данным исследовательского холдинга "Ромир мониторинг", во II квартале 2006 г. количество респондентов, пользующихся Интернетом хотя бы раз в месяц, составило 19% от жителей страны старше 18 лет. Год назад этот показатель не превышал 16%, а в 2004 г. — 12%. Проникновение сотовой связи в России превышает 60%. В городах-миллионниках, по результатам соцопроса "Ромир мониторинг", на май 2006 г. 75% жителей имели мобильные телефоны, в сельской местности — чуть больше половины. Для сравнения: на июль 2005 г. сотовой связью пользовалось 52% россиян, а на февраль 2004 г. — всего 25%.

22.08.2006 11:59
Источник: http://www.klerk.ru/print.php?55824

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ