Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Моська против слона.

Незащищенность сотрудников от своеволия компаний вынуждает самых смелых работников предпринимать решительные действия. Однако решимость, одобряемая большей частью подневольного населения, может обратиться крахом для карьеры смельчака.

Сам виноват

Нарушения закона — достаточно распространенное явление. Чаще всего сотрудники решаются на радикальные действия, когда компания задерживает выплаты зарплаты. Как правило, подобные явления аргументируются наличием финансовых проблем в компании. Но работодатели считают, что лояльность сотрудников должна распространяться на понимание таких ситуаций и терпеливое ожидание того времени, когда компания выйдет из кризиса.

"Все зависит от того, по каким причинам компания не вовремя гасит свои обязательства по заработной плате перед сотрудниками, — считает Елена Николенко, управляющий партнер компании "Людський Фактор". — Кризис может быть как системным (из-за неадекватной конкурентной стратегии, низкого качества менеджмента, обстоятельств непреодолимой силы во внешней бизнес-среде), так и случайным, обусловленным неблагоприятным стечением обстоятельств. Если кризис системный, то конкурентоспособному на рынке труда сотруднику целесообразно задуматься над поиском нового места работы. Однако в случае если кризис — разовый, а человек видит себя в этой компании, то несколько дней задержки зарплаты не должны играть роли".

Схожей точки зрения придерживается и Оксана Крюк, директор компании "Информационные коммуникации": "Успех работы любой компании зависит от умения сотрудников, как руководителей, так и подчиненных, идти на компромисс. На мой взгляд, в такой ситуации лояльность и терпение сотрудников играют далеко не последнюю роль. Однако и топ-менеджерам необходимо с пониманием отнестись к любым действиям сотрудника, который рискует на неопределенный период времени остаться без средств к существованию. Ведь выход из финансового кризиса может затянуться не на один месяц, а, как известно, альтруизмом сыт не будешь".

Один из наших экспертов считает, что возможные задержки по зарплате сотрудник может и должен просчитывать, а затем принимать решение. "Кризисы такого рода случаются в молодых или небольших компаниях, — говорит Владимир Матвеев, генеральный директор консалтинговой компании Management Training International Ukraine. — Такие компании часто не могут гарантировать стабильность, в том числе и выплаты зарплаты, но зато предоставляют очень большие возможности для реализации себя и своих идей, карьерного и профессионального роста, серьезных доходов за короткое время (не зарплаты, а именно доходов — премий, процентов, бонусов, дивидендов). Именно за этим сюда и приходят новые сотрудники, а не за стабильностью".

Один серый, другой белый...

Задержки по выплатам — не единственная проблема во взаимоотношениях между компанией и ее работниками. Например, все чаще складываются ситуации, когда при увольнении сотрудник вдруг вместо положенной суммы получает на руки лишь ее "белую" часть. Или, что еще хуже — как в нашем первом примере — работники получают "белую" зарплату после полугодовой задержки.

Наши эксперты считают, что сотрудники сами виноваты в подобных ситуациях. "Закон обеспечивает высокий уровень защиты прав наемных сотрудников, иногда даже в ущерб законным интересам работодателя. Поэтому, отказавшись от каких-то прав при заключении трудового договора, в случае последующего спора сотрудник часто может доказать неправомерность отказа. Что же касается неполной выплаты фактической зарплаты при увольнении, то это риск, на который человек идет сознательно", — считает Елена Николенко.

"Закон предусматривает, что все правовые аспекты взаимоотношений между работником и работодателем (в том числе и размер, и форма заработной платы) определяются трудовым договором. В случае отказа работодателя выплатить большую сумму увольняемый работник не сможет доказать, что размер его заработной платы был большим, чем это предусмотрено в трудовом договоре или других документах предприятия", — говорит Панасенко Роман, юрист юридической компании "Метрополис".

"Соглашаясь долгое время работать без зарплаты, работники попадают в психологическую зависимость от долга. Чем больше задолженность по зарплате, тем тяжелее развернуться и уйти с работы, так и не получив положенное. Даже осознавая, что по закону отвоевать эти деньги невозможно, сотрудники часто продолжают надеяться на порядочность босса, — говорит Иван Вачков, психотерапевт центра психологии "Психея". — Поэтому не стоит задерживаться в компании уже после двух месяцев задержки оплаты".

Одна моя знакомая совсем недавно столкнулась с еще одной проблемой — нарушением устной договоренности о повышении зарплаты после окончания испытательного срока. Оказалось, что явление это нередкое.

Роман Панасенко комментирует его так: "На практике часто случается, что работодатель на испытательном сроке устанавливает один размер заработной платы, а в случае принятия работника на постоянную работу обещает ее повышение, но впоследствии забывает об этом. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации, следует при заключении трудового контракта отдельно определить размер заработной платы на протяжении испытательного срока и отдельно заработную плату, в случае если работник пройдет испытательный срок и будет принят на постоянную работу. В противном случае, доказать, что заработная плата должна увеличится, будет невозможно".

Убийственная смелость

Попав в подобные ситуации, работник имеет возможность действовать несколькими способами: ждать лучших времен, увольняться либо идти на более радикальные меры. Но последний вариант может повлечь неприятные последствия для карьеры самого работника — ему просто откажут в работе, узнав о былых похождениях в суде с иском против бывшего босса. Один из наших экспертов рассказал случай, когда доведенный до отчаяния отказами сотрудник решил продолжить судебные разбирательства против работодателя. Он доказал через суд, что отказ в принятии на работу был безоснователен. Его приняли на работу, однако работать в такой враждебной обстановке он не смог. Финал был печальный — его фамилия стала известна на рынке, и его резюме просто стали игнорировать. Сегодня он пытается найти себя на другом рынке, где никто о нем не знает.

Несмотря на угрозу для карьеры, юристы советуют работникам все же обращаться в суд или в профсоюзную организацию. Хотя последний способ защиты прав и законных интересов доступен только на предприятиях, в которых есть действующие профсоюзы, и в том случае если работник является членом профсоюза. Кроме того, в случае нарушения трудового законодательства работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд. Перечень документов, с помощью которых работник может доказать факт нарушения его прав, довольно широк, сюда входят и медицинские справки (заключения), трудовая книжка, приказы по предприятию и т.д. Очень полезными могут быть также показания свидетелей.

Главное — знать свои права. Например, в случае задержек с выплатой зарплаты работник имеет право на компенсацию потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты. Такая компенсация осуществляется в соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги. Кроме того, работник может обратиться в суд и потребовать от работодателя выплатить ему заработную плату и возместить ущерб.

Но самый главный совет — подстраховываться нужно еще при приеме на работу, чтобы не получить довольно опасное для дальнейшего трудоустройства клеймо склочника и сутяги.

"Необходимо обсудить условия увольнения (услышать его обязательства) и зафиксировать их хотя бы устно с руководителем еще при приеме на работу. А при смене руководителя обязательно подтверждать эти договоренности с новым боссом. Этого не надо бояться или стесняться, — говорит Владимир Матвеев. — Тогда при увольнении руководителю будет намного сложнее нарушить взятое на себя обязательство, чем принять решение не в пользу сотрудника по вопросу, который с ним вообще не обсуждался и никаких обещаний не давалось. Да, есть люди (в том числе и руководители), которые нарушают данное слово. Но это уже вопрос деловой репутации — она, как правило, стоит несравнимо больше, чем "небелая" часть зарплаты одного, пусть и высокооплачиваемого специалиста. А в компании, которая не дорожит и не заботится о своей репутации, работать вообще не стоит".

Сотрудникам стоит внимательно изучать трудовой договор, поскольку именно он дает работнику хоть какие-то права. Оказывается, руководители допускают возможность внесения изменений в пункты договора сотрудниками.

"В принципе, нет никакого криминала в том, что новый или уже работающий сотрудник попросит изменить какой-либо пункт трудового договора, который, на его взгляд, ущемляет права, но при этом не противоречит КЗоТ, — говорит Елена Николенко. — Если сотрудник ценен для работодателя, а предлагаемые им изменения вписываются в кадровую политику компании, то вопрос будет решен".

Здесь главное — рассчитать свои силы. "Моя управленческая и консалтинговая практика показывает, что ключевые и важные для успеха компании сотрудники действительно получают особые условия или статус без всяких изменений в каких-либо пунктах договора. Но несколько раз я сталкивался с ситуацией, что приходящий в компанию на высокую позицию кандидат добивался изменения стандартных условий контракта в части различных привилегий и условий, и работодатель шел на это. Причем это случалось даже в представительствах или дочерних предприятиях иностранных компаний, где такое изменение требовало достаточно длительного и непростого согласования с высшими руководителями в хэд-офисе", — рассказывает Владимир Матвеев.

Если же ситуация уже вышла из-под контроля, можно придать огласке случившуюся с ними историю. Самим пострадавшим это, скорее всего, уже не поможет. Но, по крайней мере, новые сотрудники четко знают, на какие условия они идут работать.

Резюме

  • Самые распространенные нарушения КЗоТа: задержка зарплаты, нарушение устных договоренностей по повышению оплаты, выплаты лишь "белой" части в случае увольнения;
  • Бороться с нарушениями КЗоТа сотрудник может, обратившись в профсоюзную организацию, комиссию по трудовым спорам или в суд. Альтернативный способ — разгласить ситуацию в компании через СМИ;
  • Попытки работников отстаивать свои права через суд и другие инстанции чреваты отказами в работе будущими работодателями;
  • Подстраховаться от нарушений возможно, внеся в трудовой договор пункты о размере оплаты, ситуациях повышения и возможных причинах увольнения. Устная договоренность с боссом не является доказательством нарушений.


Источник: Власть Денег

http://www.astera.ru/news/?id=40595
26.09.2006 11:05


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ