Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Принципы работы руководителя высшего звена.

Принцип - основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору, рабочему) — еще проще.
Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т. д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

При формировании структуры и содержания принципов управления мы будем исходить из посылок:
1. комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
2. ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
3. дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.

Ниже приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.

Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
1. Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой:

  • воспроизводства системы жизнеобеспечения;
  • правовой регламентации управления;
  • социальной ориентации развития экономики;
  • научной обоснованности системы управления;
  • системности управления;
  • ориентации экономики на инновационный путь развития;
  • сохранения собственных сырьевых ресурсов;
  • ранжирования объектов управления по их важности;
  • единства теории и практики управления;
  • сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
  • рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;
  • организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность за результаты работы и др.);
  • рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);
  • обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т. д.)

2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю.

Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:

  • общая подготовка;
  • экономико-правовая подготовка;
  • профессиональная подготовка в области менеджмента;
  • умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
  • умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
  • умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;
  • практический опыт и навыки.

3. Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления относятся:

  • методы принуждения;
  • методы побуждения;
  • методы убеждения.

По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов — 4:4:2.

4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов. Стандартная структура системы менеджмента 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы).
Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.

5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Оптимальная структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:

  • 40% времени — стратегическим задачам;
  • 25% — тактическим;
  • 35% — оперативным.

6. Применение к управлению (менеджменту) научных подходов. Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять научные подходы системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др.

7. Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя). Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.

8. Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и выявления его возможностей по развитию предприятия и личности.

9. Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:

  • поощрять открыто;
  • наказывать конфиденциально;
  • награждать перспективные решения, а не сиюминутные;
  • награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
  • награждать творческую работу, а не слепое подчинение;
  • награждать за качество работы, а не за объем;
  • награждать упрощения, а не бесполезные усложнения;
  • награждать за качество, а не быструю работу;
  • награждать за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

10. Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника.

11. Корпоративный дух (А. Файоль). Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев). Основные принципы НОТ:

  • всегда будь активен, инициативен, энергичен;
  • работай по расписанию, плану;
  • в помещении разговаривай мало и негромко;
  • не кури в рабочем помещении;
  • определенное место для каждого и каждый на своем месте;
  • экономь время;
  • никогда не раздражайся;
  • будь дисциплинирован;
  • ясно представляй цель, задачи;
  • будь кратким;
  • имей чувство юмора;
  • не стыдись элегантности;
  • на рабочем месте ничего лишнего;
  • умей преодолевать трудности;
  • не бойся экспериментировать;
  • цени чужое мнение;
  • хорошее настроение сохраняет здоровье.

13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: задачи «А» — очень важные и срочные — выполнять немедленно, задачи «В» — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнять, задачи «С» — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным.

14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:

  • совершенствование товара должно быть постоянным;
  • постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
  • создайте систему подготовки кадров;
  • уничтожайте разобщенность подразделении друг от друга по производственному циклу;
  • прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;
  • устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
  • создайте условия для самосовершенствования каждого работника;
  • создайте систему успешного руководства, а не надзора;
  • ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.

15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного МПК:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  • информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень сопереживания;
  • высокая степень ответственности.

16. Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления.

17. Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:

  • первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
  • примерно через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;
  • рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
  • обеденный перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч после начала работы;
  • за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
  • за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи.

18. Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.
Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:

  • исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен контролировать не процесс, а результат;
  • инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);
  • честность, порядочность;
  • стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.

Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.

/ Элитариум /

Источник: http://www.aksionbkg.com/library/112?i_9432=62871
09-10-2006


 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событием октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ