Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Приглашаем управляющего.

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"

Наличие в штате фирмы должности генерального директора — явление естественное. Однако иногда учредители могут принять решение и о приглашении управляющего «со стороны».


С. Ярошенко, аудитор

Наш журнал уже писал о том, как привлечь к работе внешнего бухгалтера и учесть оплату компании-аутсорсеру («Аутсорсинг глазами бухгалтера», «ПБ» N 10 за 2006 год). Попробуем взглянуть на ситуацию под другим углом.

Как правило «у руля» компании стоит генеральный директор. Однако все большую популярность обретает привлечение для функций главного топ-менеджера стороннего управляющего. Напомним, данный вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров (п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») или общего собрания участников (подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Собственники фирмы должны утвердить как самого управляющего, так и условия договора с ним. Что же касается генерального директора, его должность совсем не обязательно должна быть устранена. В ряде случаев директор работает в команде с управляющим.

«За» и «против»

Привлечение стороннего управляющего таит в себе немало рисков. Поэтому прежде чем принять окончательное решение, необходимо оценить все «плюсы» и «минусы».

К преимуществам, безусловно, следует отнести следующие. Во-первых, с помощью аутсорсинга у компании есть реальная возможность в короткие сроки получить высококвалифицированного управленца, топ-менеджера, имеющего специальную подготовку. Во-вторых, компания, которая предоставит вам специалиста, будет заботиться о постоянном повышении его квалификации. В-третьих, у заказчика нет необходимости обустраивать привлеченному управляющему отдельный кабинет, а как известно, многие топ-менеджеры не экономят на этом «казенные» деньги. Наконец, НДС, уплаченный по договору аутсорсинга, можно будет принять к вычету.

Что же касается недостатков, то самым важным из них является, пожалуй, то, что конфиденциальная информация попадает в чужие руки. Своего рода подстраховкой в данном случае может быть внесение в договор требования о соблюдении коммерческой и служебной тайны компании-заказчика, а также ответственности за нарушение конфиденциальности.

Управление по контракту

Итак, решение принято. Теперь дело за малым: оформить договор. Специального вида контракта для оформления услуг привлеченного управляющего не существует. Дело в том, что самого понятия «аутсорсинг» в гражданском законодательстве нет. Однако это вовсе не означает, что оформить такие услуги нельзя. Так, согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса, фирмы вольны в заключении договора. При этом возможны несколько вариантов: соглашение на управление можно заключить как непосредственно с будущим управленцем, так и со специализированной компанией, предлагающей кадры по договору аутсорсинга. Так, если вы хотите сотрудничать с управляющим-предпринимателем, лучше заключить договор на возмездное оказание услуг. Если же вы выбираете управляющего через специализированную контору, лучше заключить договор на предоставление персонала. При составлении контракта не лишним будет предусмотреть квалификационные требования к потенциальному управляющему, сроки представления и замены кандидата, ответственность за его работу. Кроме того, не забудьте своевременно оформлять акты приемки оказанных услуг и требовать счет-фактуру.

Чтобы обезопасить компанию от возможных убытков, поинтересуйтесь: застрахована ли профессиональная ответственность аутсорсера перед третьими лицами? Наличие такого полиса означает, что, если фирме будет нанесен ущерб, вследствие неверно принятых управляющим решений, страховая компания должна будет его возместить. В противном случае компенсации придется добиваться в судебном порядке.

Острые моменты

Как известно, одним из обязательных реквизитов документа является подпись должностного лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и ее оформление (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Если управляющий будет наделен правом подписи, ему следует выдать соответствующую доверенность.

Отдельно отметим налоговые декларации. Так, представлять интересы фирмы в инспекции может ее уполномоченный представитель (подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК РФ). А он осуществляет свои полномочия на основании доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Еще один важный момент. Независимо от того, что документы составляет человек, в общем-то, для компании посторонний, правовые последствия возникают непосредственно у предприятия-заказчика. К примеру, тот факт, что декларацию изготовил сторонний управляющий, не освобождает фирму от договорных и уж тем более «законных» обязанностей (в частности, по представлению декларации в налоговую инспекцию). Подтверждает это и арбитражная практика (постановление ФАС Московского округа от 1 апреля 2004 г. по делу N КГ-А40/1386-04).

Напоследок отметим: если привлеченный управляющий работает параллельно с генеральным директором, контролеры могут посчитать, что их функции дублируются. А значит, затраты на услуги аутсорсера они могут признать экономически неоправданными. Чтобы этого не произошло, проанализируйте контракт с управляющим, трудовой договор и должностную инструкцию генерального директора. Разделите их функции. Например, можно прописать, что управляющий вправе заключать только сделки финансового характера (например, открывать банковские счета, привлекать кредиты и т. д.), а генеральный директор — отвечает только за контракты по основной деятельности.

 

Источник: http://www.klerk.ru/print.php?70785

15.03.2007 09:51


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ