Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Корпоративная пенсионная программа: преодолеем страхи.

Сегодня на рынке труда идет настоящая борьба за квалифицированный персонал. Причем в ближайшие годы ситуация только усугубится. Следовательно, компаниям придется вкладывать все больше средств в мотивационные «удерживающие» программы. Одно из наиболее эффективных средств мотивации — корпоративная пенсионная программа.

Суть пенсионной программы предприятия в том, что работодатель может, помимо уплаты Единого социального налога (ЕСН) отчислять средства в негосударственный пенсионный фонд. Это увеличит накопительную часть пенсии его работников. Такие взносы носят добровольный характер. Их размер зависит от того, какого масштаба дополнительных выплат для работника хочет достичь работодатель.

При этом и работодатели, и сами работники не готовы повально переходить к системе дополнительных корпоративных пенсий. Почему? Потому что с негосударственными пенсионными программами связано множество мифов.

Миф 1. Накопительная система в России рискованна

В России сложилось четкое недоверие к накопительной системе как таковой. Причин масса: недострои, дефолт, инфляция, банкротство финансовых организаций, финансовая и юридическая неосведомленность населения.

Однако у нас перед глазами есть опыт Запада, где медицинская страховка и пенсионный план предоставляется в 100% компаний. При этом около 60% американцев считают, что корпоративные программы принесут им вдвое больший пенсионный доход, чем государственные программы социальной защиты. Это свидетельствует о том, что система работает. К тому же и в России уже 13% работодателей внедрили корпоративные пенсионные программы. Это компании «западного типа» (например, «Tetra Pak»), «сырьевики» («Норильский Никель»), монополии (в частности, «РАО ЕЭС»).

Миф 2. Сотрудник считает, что корпоративные пенсионные взносы ложатся только на его плечи

Такой вариант действительно возможен, но чаще пенсионный план финансируется совместными усилиями. А в большинстве случаев работники ожидают полного финансирования корпоративной пенсионной программы со стороны работодателя.

Сейчас в России примерно 55% корпоративных пенсионных планов финансируется работодателем, а около 40% — совместно с работником. И только в 5% случаев работнику приходится самому «оплачивать» свою пенсию.

Миф 3. Многие работники и работодатели не готовы задумываться о пенсии

Этот миф развенчивает сам себя — достаточно вспомнить о зависимости карьерного роста от жизненного цикла человека. До 35 лет характерны желание активной деятельности, удовлетворения своих амбиций, признания и самореализации, готовность к командировкам. В 35 лет меняется мотивационно - потребностная сфера. На это время приходится пик карьеры. Появляются мысли о стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Собственник бизнеса, задумываясь о выходе на пенсию, также проецирует свои мысли на предприятие. Поэтому корпоративная пенсия особенно актуальна в компаниях, где средний возраст сотрудников в которых составляет более 35 лет.

Миф 4. Пенсионная программа выгодна для работников и совершенно бесполезна для предприятий

На самом деле корпоративная пенсия решает многие кадровые задачи: мотивация персонала, удержание ценных сотрудников, омоложение кадров, стимулирование профессионального роста, повышение трудовой дисциплины и даже привлечение квалифицированных сотрудников из конкурирующих компаний.

Достичь последнего можно, например, разработав положения, по которым работник может лишиться права на пенсионное обеспечение, скажем, при увольнении с предприятия вопреки воле руководства. Такая потеря будет еще более ощутимой, если у работника большой срок участия в пенсионной программе, так как размер корпоративной пенсии обычно зависит от этого срока. Но стоит учитывать одно обстоятельство: эффект может быть не таким высоким, каким его ожидают, потому что горизонт планирования будущего в России очень короток в связи с краткосрочной ориентацией построения карьеры в целом и недоверием к долгосрочным инвестициям.

Миф 5. Пенсионная программа — это дорого

В Налоговом Кодексе РФ существуют различные льготы на пенсионные взносы. Поэтому корпоративная пенсия обойдется предприятию не дороже, чем повышение зарплаты на ту же сумму. Помимо этого, у предприятия будет возможность использовать часть средств как долгосрочный инвестиционный ресурс.

Миф 6. Пенсионная программа не дает работодателю никаких конкурентных преимуществ

А как же конкурентоспособность на рынке труда? Корпоративная пенсия позволяет предприятию реализовать гарантии социальной защиты работника, а для многих становится частью построения имиджа «привлекательного, богатого и стабильного работодателя». При нынешней ситуации на рынке труда это обстоятельство становится все более важным.

Миф 7. Никто не использует корпоративную пенсию для решения внутренних задач предприятия

Для опровержения этого мифа можно привести три примера:
Во-первых, крупнейшие отечественные компании — естественные монополии и «сырьевики». Введение корпоративных пенсий на этих предприятиях было вынужденной мерой. Чтобы привлечь работников в районы Крайнего Севера нужно было обеспечить их в перспективе подъемными средствами для переезда после выхода на пенсию.

Во-вторых, менее крупные компании. Здесь идет активная борьба с текучкой. Работодатель обычно устанавливает минимальное количество лет, которые человек должен отработать для получения права на корпоративную пенсию. Обычно это 5-10 лет. По истечении этого срока сотрудник, покидающий компанию, имеет право на небольшую часть накопленной суммы лишь при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста или потери трудоспособности). Следовательно, эффект от корпоративной пенсионной программы аккумулируется, ведь речь идет о целом предприятии. Поэтому в таких компаниях текучка сокращается. В результате компания экономит время и деньги на подборе, адаптации, обучении новых сотрудников.

В-третьих, проблема старения кадров. Обычно руководство вынуждено идти на определенные затраты по подготовке молодых специалистов или приглашать персонал со стороны. При этом руководитель не застрахован от того, что в будущем работник уйдет с предприятия. Корпоративная пенсионная программа помогает решить проблему с наименьшими затратами: если сотрудник уйдет до наступления права на корпоративную пенсию, средства, перечисленные в фонд, останутся в распоряжении предприятия. Также можно разработать специальную программу для сотрудников, чей возраст приближается к пенсионному, для стимулирования обновления рабочего состава предприятия. Принцип здесь такой: чем позже сотрудник покидает предприятие, тем меньшие выплаты он получает по выходу на пенсию.

Вот почему можно сделать вывод, что пенсионная программа предприятия решает проблемы управления кадрами.

В подтверждение своих слов, я приведу здесь анализ мнений, представленный компанией Ernst&Young на одной из конференций:

Работодатели

  • Пенсионная программа укрепляет имидж предприятия на рынке;
  • Является удерживающим фактором;
  • Соответствует лучшей практике управления персоналом.

Работники

  • Заинтересованность зависит от возраста: желание «все и сейчас» превалирует над «потом». Чем дальше пенсия, тем слабее интерес.

Будем надеяться, что работники и работодатели оценят эффективность корпоративной пенсионной системы, и она займет подобающее место в системе мотивации.

Источник: http://www.superjob.ru/


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событием октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ