Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Работать по инструкции.

Всевозможные исследователи, эксперты и правозащитники за последнее время написали буквально тома о том, какими способами обиженный сотрудник может защитить себя от злобного работодателя. Между тем, у этой медали есть и вторая сторона: работодатели все чаще и чаще становятся прямыми или косвенными жертвами недобросовестных сотрудников. Самое же печальное, что происходит это во многом по их собственной, работодательской, вине...

Бич абсолютного большинства компаний (и Соликамск с Березниками здесь вовсе не исключение, а, скорее, правило) — не «информационные шпионы» или  «засланные казачки», а нерадивые работники, «славящиеся» такими качествами, как лень, непунктуальность, несоответствие предъявляемым к ним служебным требованиям. Из-за них тормозится работа, случаются досадные «проколы» при проведении деловых переговоров... Но при этом  владельцы или управляющие предприятием далеко не всегда имеют возможность уволить плохого сотрудника, а если и увольняют, то впоследствии суд может признать это решение незаконным.

В пределах разумного

Самое интересное заключается в том, что далеко ходить за документом, с помощью которого работодатель любого ранга может обезопасить себя от нерадивого служащего, не надо: в не такие далекие советские времена на КАЖДОМ предприятии существовал комплект бумаг, именуемый «должностные инструкции», — здесь были расписаны обязанности «от и до» на каждую специальность и на каждое подразделение. Однако же, как известно, все течет, все меняется... И с началом перестройки должностные инструкции «отменили» за якобы ненадобностью. Не те были времена, чтобы расписывать каждому сотруднику его обязанности в подробностях — все делали все и даже чуть-чуть больше, о каких «пределах разумного» в такой ситуации могла идти речь?

Сейчас ситуация изменилась практически коренным образом, и сами работодатели потихоньку начинают понимать: не пропишешь обязанности сразу — не сможешь спросить «по полной программе» потом...

— Беда в том, что работники, особенно молодые, устраиваясь на работу, не понимают, чем им придется делать. Они приходят устраиваться менеджерами по продажам, и думают, что будут, как в кино показывают, в светлом офисе, в красивом костюме на компьютере печатать. А менеджер по продажам —  в первую очередь, продавец. Для многих это становится настоящим откровением», — так описала ситуацию газете «Наш Соликамск» специалист по работе с персоналом группы магазинов «ОВС» Ирина Пантелеева.

Вот она, главная проблема. Работник, которого компания берет на вполне определенную позицию, зачастую просто не знает, чем он должен заниматься и за что с него могут спросить. По мнению многих экспертов (как это часто происходит в других отраслях и на других направлениях, в этой сфере первыми забили тревогу специалисты мегаполисов — Москвы, Санкт-Петербурга, той же Перми), отечественные предприниматели просто «забывают» формализовать трудовые обязанности своих сотрудников в специальном документе — той самой незаслуженно забытой должностной инструкции.

Между тем, именно она — защита и опора любого бизнесмена: если обязанности сотрудника и требования к его работе сформулированы «от и до» и официально «запротоколированы», расторгнуть трудовой договор  за их неисполнение не составит труда. И никакой суд не придерется, потому что доказательная база будет под рукой во всей ее полноте.

Плата за порядок

Пока в провинции предприниматели пытаются справиться с нерадивыми сотрудниками своими силами (и далеко не всегда успешно), в крупных городах уже активно работают компании, в списке услуг которых числится в том числе и приведение в порядок документации компаний, причем стоит этот процесс, мягко говоря, недешево:

— Приведение в порядок документации стоит немало, — цитирует партнера одной из консалтинговых компаний Наталью Скуратовскую «Российская газета». — Не так давно подобную работу для небольшой компании мы выполнили за 2000 долларов. Обычно разработка должностной инструкции для одной позиции стоит 100-500 евро. Если учесть, что в крупной компании порядка 50 позиций, можете посчитать, как дорога подобная процедура.

Впрочем, специалисты консалтинговых фирм уверены: даже такие немалые затраты с лихвой окупаются, причем довольно быстро: по самым скромным подсчетам, наличие должностной инструкции позволяет повысить производительность труда на 20-30 процентов.

Одна на всех

Быстрее многих предпринимателей поняли необходимость возрождения должностной инструкции «специалисты», работающие в Интернете: сейчас во Всемирной паутине можно найти массу сайтов, на которых желающим предлагается скачать «типовую должностную инструкцию» для сотрудника в любой сфере деятельности. Дешево и сердито... Но, увы, не все так просто.

Хороший бизнесмен прекрасно знает: даже в компаниях, работающих на сходных рынках, есть свои нюансы и оттенки, делающие работу вроде бы идентичных специалистов исключительно индивидуальной. Касается это практически всех специальностей — менеджеров, бухгалтеров, сотрудников отделов кадров... В этих условиях типовая должностная инструкция, скачанная из Интернета, не только не упорядочит, а, скорее, еще и дополнительно дезорганизует работу офиса. В итоге вместо пользы работодатель получит сплошной вред и, скорее всего, придет к выводу, что должностная инструкция — зло и пережиток, лучше обойтись без нее...     

Без бумажки ты...

Для того чтобы должностная инструкция реально работала, стоит выполнять несколько простых правил. Во-первых, этот документ составляется не «на всякий случай», а для постоянного использования, поэтому и подходить к его составлению следует со всем тщанием, привлечь для этого специалиста, «сочинять» не как бог на душу положит, а вдумчиво.

Во-вторых, следует помнить, что должностная инструкция — это не догма, а руководство к действию. И степень свободы, которую она дает сотруднику, напрямую зависит от того, чего вы от него ждете. Если это продавец, кассир, офис-менеджер или администратор зала — ни о какой личной инициативе, скорее всего, речи идти просто не может. У таких «узких» специальностей есть вполне конкретный набор обязанностей, и выходить за рамки здесь не принято.

Другое дело, если вы принимаете сотрудника на работу, рассчитывая на его инициативность, гибкость мышления и способность делать самостоятельные шаги (разумеется, в пределах интересов фирмы). В этом случае с жесткими рамками лучше не перебарщивать, оставить работнику «поле для маневра»... Но, конечно же, ни в коем случае не бесконтрольное.   

И, наконец, в-третьих. Должностная инструкция — это именно тот документ, который сотрудник должен увидеть даже не в первый рабочий день, а задолго до него — во время собеседования.

По мнению юристов, уже при приеме сотрудника на работу в организации должны быть бумаги, которые регулируют отношения между руководителем (собственником) компании и сотрудником. В этот «набор» входят: трудовой договор (контракт), должностная инструкция, положение о коммерческой тайне, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, положение о порядке работы с клиентами, инструкция по делопроизводству, etc. — проще говоря, все внутренние документы фирмы.

При этом все внутренние документы должны быть утверждены приказом, а руководителю следует получить письменное подтверждение об ознакомлении сотрудника с ними. Главное, чтобы положения, содержащиеся в документах, с одной стороны, защищали интересы компании, а с другой — не противоречили законодательству РФ. И тогда в компании будет мир, порядок и широкая дорога для дальнейшего развития... А ленивых и нерадивых можно будет с чистой совестью и в соответствии с законом отправить за порог.

Евгений Головизнин,

владелец автосервиса «Золотой ключ» (Соликамск)

— У нас есть должностные инструкции для двух специальностей — мастеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования автомобиля и мастеров по ремонту и обслуживанию ходовой части. Год мы их используем. До этого тоже пытались как-то формализовать работу, искали всюду инструкции, пытались писать их сами, а год назад попали на обучающий семинар по поводу нового закона «О труде», и там, в числе прочего, нам выдали пакет типовых документов. Мы их переработали, адаптировали «под себя» и вот, пользуемся теперь.

Должностные инструкции не прописывают подробно каждый шаг, такие даже читать никто не будет, не говоря уж о том, чтобы выполнять неукоснительно. Мы включили туда правила, несоблюдение которых может привести к нехорошим последствиям — причинить вред жизни, здоровью работника, нанести ущерб имуществу клиентов. Простые правила: работаешь под капотом — защити кузов, чтоб случайно не повредить, работаешь в салоне — укрой сиденья и руль, чтоб не запачкать... Нового сотрудника знакомят с ними в самом начале его работы в компании, он расписывается в том, что прошел инструктаж. И это не формальность — если работник нарушит правила, отвечать за последствия будет он сам. Люди это понимают.

Людмила Карелина,

специалист по работе с персоналом торгового дома «Ермак» (Соликамск):

— Если взять сборник типовых должностных инструкций, то вы там не найдете инструкции для продавца-кассира или продавца-консультанта. Там есть только «продавец непродовольственных товаров». Мы все, что нашли, по кусочку собрали, дополнили, переработали «под себя» и теперь пользуемся. Проблема в том, что продавцы редко вообще читают этот документ. Подписывают, не вникая, при приеме на работу: «Ознакомлен». Вчитываться начинают, когда на них накладывают административное взыскание за невыполнение обязанностей: «А какие у меня обязанности-то? Ой, как интересно, оказывается я и это должна, и это, и вот еще это...»

Владимир Быков,

исполнительный директор компании «СМИКС», производство мебели по индивидуальным проектам (Березники)

— Должностные инструкции в компании существуют давно, практически столько же, сколько и сама компания («СМИКСу» 9 лет – прим. авт.). У нас большое предприятие, многоступенчатая система работы над заказами, взаимосвязанные друг с другом подразделения, каждое отвечает за свой участок, и все вместе – за конечный результат. Собственно, есть общая цепочка действий — от момента поступления заказа до завершения работ, которая разбита на звенья. Одно звено – один этап, одна инструкция. Прописаны обязанности всех сотрудников, начиная от приемщика заканчивая директором производства. Это обеспечивает бесперебойную работу сложного производственного механизма, упорядочивает все процессы в компании. Управление вообще — это контролируемый порядок. Идеал, конечно. Но к нему надо стремиться.

Александр Астрелин,

генеральный директор ООО «Альянс-строй» (Пермь), предприятие имеет филиал в Березниках — компанию «Ваши окна»

— По должностным инструкциям компания работает уже год, еще год до этого ушел на то, чтобы их написать. Я занимался этим сам, шел методом проб и ошибок. Ошибки были, приходилось вносить коррективы. Но в конечном итоге я доволен результатом. Хотя, это очень тяжелый труд. Если бы на тот момент я мог позволить себе привлечь специалиста, пошел бы на это, не раздумывая. С другой стороны, проделав эту работу самостоятельно, я теперь знаю должностные обязанности каждого сотрудника компании — от мастера до заместителя директора по строительству — до последней буквы. 

Главный плюс использования инструкций — в компании появилась «вертикаль власти». Раньше мне приходилось заниматься всем — снабжением, производством, контролем. Сейчас я решаю только финансовые вопросы и работаю с заказчиками, остальные полномочия делегированы подчиненным. Я четко знаю, кто из них за что отвечает. Компания стала более управляемой. Еще один положительный эффект в том, что под конкретный круг обязанностей проще подобрать человека, проблем с кадрами стало меньше.    

Источник: http://vk-online.ru/delons/article.php?ID=39


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ