Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

О новых условиях привлечения иностранной рабочей силы.

С 15 января 2007 года применению подлежит новая редакция Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяющие новые условия привлечения к трудовой Деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства. С той же даты в силу вступают целый ряд положений иных нормативных правовых актов, на которые имеется ссылка в данной публикации.

По общим правилам работодатели и иные заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать труд иностранных граждан и лиц без гражданства только при получении специального разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, каждый из привлекаемых к труду иностранных граждан должен располагать индивидуальным разрешением на работу.

Индивидуальные разрешения на работу не требуются для следующих категорий иностранных граждан:

-  постоянно проживающих в Российской Федерации;

-  временно проживающих в Российской Федерации;

-  являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

-  являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

-  являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
-  обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

-  обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

-  приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
 
В особом порядке с 15 января 2007 года определяются условия трудовой деятельности на территории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено законодательством;

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного законодательством порядка привлечения и использования иностранных работников;

7) направлять в миграционные органы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

8) направлять в миграционные органы и органы ФСБ России информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Новые Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681. Данные Правила применяются с 15 января 2007 года и определяют порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем или не требующем получения визы.

Дополнительные ограничения по применению труда иностранных граждан и (или) лиц без гражданства на 2007 год определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации». Данным нормативным документом установлен запрет на применение в 2007 году труда иностранных граждан и лиц без гражданства в следующих сферах:

  • с 1 января 2007 года — в розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, а также в розничной торговле фармацевтическими товарами;
  • с 1 апреля 2007 года — в розничной торговле в палатках и на рынках, а также в прочей розничной торговле вне магазинов.

В связи с дополнительно введенными ограничениями, работодатели обязаны принять меры по урегулирование численности наемных иностранных граждан и лиц без гражданства. В случае необходимости, заключенные с ними трудовые договоры подлежат расторжению.

Особое внимание читателей необходимо обратить на то, что действующим с 15 января 2007 года законодательством определены более жесткие меры административной ответственности за нарушения порядка привлечения и использования труда иностранных работников и лиц без гражданства.

В частности, административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства с 2007 года определяется в соответствии со статьями 18.15–18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ).

Отныне меры административной ответственности разделены по следующим основаниям:

  • за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства (статья 18.15 КоАП РФ);
  • за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (статья 18.16 КоАП РФ);
  • за несоблюдение предусмотренных действующим законодательством ограничений на применение труда иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 18.17 КоАП РФ).

С января 2007 года привлечение организациями к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 250 до 500 минимальных размеров оплаты труда (на дату подготовки данной публикации — от 25 000 до 50 000 руб.), и на саму организацию — административного штрафа в размере от 2 500 до 8 000 минимальных размеров оплаты труда (от 250 000 до 800 000 руб.) либо по решению судебного органа административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае не получения организацией в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников и привлечения без такого разрешения к трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, такие действия наказываются в таком же порядке, который рассмотрен в предыдущем абзаце.

Необходимо учитывать, что предусмотренная статьей 18.15 КоАП РФ ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Если организация не вправе была привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с установленными действующим законодательством ограничениями на осуществление отдельных видов деятельности, применяются «повышенные» меры административной ответственности: на должностных лиц — административный штраф в размере от 450 до 500 минимальных размеров оплаты труда (от 45 000 до 50 000 руб.); на юридических лиц — административный штраф в размере от 8 000 до 10 000 минимальных размеров оплаты труда (от 800 000 до 1 000 000 руб.) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (пункт 1 статьи 18.17 КоАП РФ).

В случае, если торговая организация (торговый комплекс и т.п.) предоставила торговое место на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственное, складское, торговое, служебное, подсобное или иное помещение иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлеченному к трудовой деятельности, или же выдала им разрешение на осуществление деятельности или допустила в их иной форме к осуществлению деятельности на торговом месте (в торговом комплексе), соответствующие должностные лица могут быть привлечены к уплате административного штрафа в размере от 450 до 500 минимальных размеров оплаты труда (на дату подготовки данной публикации — от 45 000 до 50 000 руб.). На саму организацию может быть наложен штраф в размере от 4 500 до 8 000 минимальных размеров оплаты труда (от 450 000 до 800 000 руб.), или же ее деятельность может быть приостановлена по решению судебного органа на срок до 90 суток.

Организация, управляющая торговым объектом (торговым комплексом), может быть привлечена к административной ответственности в том числе и за действия иных юридических лиц или предпринимателей, которым предоставляются торговые места на объекте (в торговом комплексе). Если так называемые арендаторы не имеют разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, управляющая торговым объектом (комплексом) организация может быть наказана штрафом в размере от 4 500 до 8 000 минимальных размеров оплаты труда или же ее деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток. На должностных лиц управляющей организации за допущенные нарушения может быть наложен административный штраф в размере от 450 до 500 минимальных размеров оплаты труда (от 45 000 до 50 000 руб.).

Административное наказание установлено также за неуведомление организацией органов миграции или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 3 статьи 18.15 КоАП установлена следующая ответственность: на должностных лиц — от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда (от 35 000 до 50 000 руб.); на юридических лиц — от 4 000 до 8 000 минимальных размеров оплаты труда (от 400 000 до 800 000 руб.) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В ближайших номерах журнала более подробно будет рассмотрен порядок привлечения работодателями труда отдельных категорий иностранных работников и лиц без гражданства.

Источник: http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=3805


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ