Управляя человеческими ресурсами, руководитель любого подразделения должен понимать, что эффективность работы персонала зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей сотрудника. Проще говоря, от состояния его здоровья. Согласно разным данным, уровень временной нетрудоспособности среди сотрудников составляет от 600 до 1100 дней на 100 работающих в год. Путем нехитрых вычислений можно понять, какую сумму прибыли теряет компания в результате. Как же правильно управлять здоровьем подчиненных, чтобы не слышать каждый день ставшую уже привычной фразу: «А он болеет, его сегодня на работе не будет!»?
Сирма Готовац
Рисками, связанными со здоровьем сотрудников предприятия, можно управлять с помощью технологии Health management, широко распространенной на Западе и становящейся все более актуальной в России. Данный метод включает всестороннее исследование медицинских рисков, цель которого состоит в выявлении и ранжировании по значимости факторов, негативно сказывающихся на здоровье сотрудников. Изучается статистика по наиболее частым заболеваниям, устанавливаются их причины и последствия, проводится стресс-аудит. Далее по результатам исследования составляется план мероприятий, которые необходимо провести, чтобы снизить заболеваемость, — это не только регулярные медосмотры и вакцинация, но и корпоративный фитнес, санитарно-просветительская работа, консультации и тренинги по профилактике заболеваний и отказу от вредных привычек.
Кроме того, создаются индивидуальные карточки застрахованных и вырабатываются комплексы мер и рекомендаций по питанию и физическим нагрузкам для каждого сотрудника, а также по улучшению эргономики и экологии офиса.
В целом все факторы, которые повышают вероятность развития заболеваний, подразделяются на четыре основные группы:
Итак, до 80 процентов всех причин развития заболеваний относится к изменяемым факторам. Следовательно, есть реальная возможность снизить процент заболеваемости на предприятии. Как показывает практика, эффективная программа Health management позволяет решить большую часть задач по управлению медицинскими рисками.
Управление здоровьем позволяет:
Health management всегда подразумевает индивидуальный подход к медицинским рискам: сбор информации по каждому застрахованному предприятию, анализ полученных данных и разработку индивидуальной программы профилактических мероприятий. Решить эту задачу невозможно без системы офисных медицинских сотрудников. К каждой компании-клиенту прикрепляется «Личный врач», который оказывает как лечебно-диагностическую, так и профилактическую помощь сотрудникам. Специалисты оснащены всем необходимым оборудованием, а это позволяет решать большинство проблем (до 80%) без привлечения дополнительных консультантов и излишних методов обследования сотрудников, что в значительной степени экономит время застрахованного на получение медицинской помощи.
Однако основной задачей личного врача в организации все же является работа, направленная на предотвращение заболеваний. Она состоит из нескольких этапов:
Сначала анализируется половой и возрастной состав сотрудников компании, условия труда, характер питания и другие факторы. На основании результатов анализа личный врач уже может прогнозировать те или иные проблемы в коллективе. Проводятся профилактические скрининговые осмотры сотрудников для выявления хронических заболеваний с обязательным заполнением специальной анкеты, в которой отражаются имеющиеся заболевания, факторы риска и другие показатели, которые могут повлиять на здоровье в дальнейшем. По необходимости исследуется стрессоустойчивость сотрудников, проводится экологический мониторинг офисных помещений, аттестация рабочих мест. Обычно этот этап длится от двух до пяти месяцев — в зависимости от размера компании.
Затем полученные данные подвергаются тщательному анализу, формируется так называемый «Паспорт здоровья компании», в котором отражается вся информация по состоянию здоровья сотрудников. Руководству организации даются рекомендации по улучшению ситуации и решению выявленных проблем.
Совместно с отделом персонала компании составляется план санитарно-просветительских лекций, и, наконец, в организации проводятся запланированные мероприятия.
В зависимости от выявленных при диагностике проблем используются различные способы их преодоления: диспансерное наблюдение лиц с хронической патологией, вакцинация, санитарно-просветительская работа (чтение лекций по выявленным факторам риска, рассылка информационных бюллетеней, проведение очных консультаций, посвященных здоровому образу жизни, тренинги и т. д.). Для профилактики стресса сотрудникам предоставляется доступ к телефонной линии психологической помощи.
Грамотно управляя здоровьем, работодатели постепенно начинают отмечать рост работоспособности и эффективности деятельности своих сотрудников, повышение лояльности со стороны персонала.
«Программа управления здоровьем на нашем предприятии представлена, условно, тремя блоками. Первый — это популяризация спорта среди сотрудников, причем его нетравмоопасных видов: плавания, аэробики, бадминтона, тенниса и т. п. Компания дотирует членство в фитнес- и спорт-клубах для работников и членов их семей (по нескольким программам).
Второй блок — профилактика профессиональных и сезонных инфекционных заболеваний. Был момент, когда сотрудники стали жаловаться на головные боли, снижение остроты зрения. Сначала возникла мысль, что причина данной проблемы кроется в неправильно настроенных мониторах персональных компьютеров, однако потом выяснилось, что все дело в освещении. Руководство компании согласилось на дополнительные затраты, и проблема была решена. Также была смонтирована вентиляционная система, автоматически поддерживающая комфортную температуру и влажность в помещении, соответственно, теперь не требуется проветривание, а значит — нет сквозняков. Сегодня внедряется система мониторинга состояния здоровья сотрудников и запускается медицинская программа "Доктор на производстве".
Третий блок — борьба с курением. Так, всем некурящим сотрудникам стали доплачивать 10 процентов от их годовой зарплаты. Кроме того, место для курения находится далеко от офиса, к нему нужно идти. А у нас введена электронная система учета рабочего времени, соответственно, курильщику приходится выбирать: вредная привычка и неизбежные потери или бонусы. Эти меры начали внедряться в июне 2006 года, но уже к настоящему моменту почти половина курильщиков отказались от своей привычки. Как следствие, сотрудники стали меньше болеть, пребывание на больничных листах сократилось в среднем на три-четыре дня. Видна реальная польза».
Алена Ильич, руководитель департамента по работе с персоналом компании «Фаюр Союз Трейдинг»
Автор - заместитель генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование»
Источник: http://www.klerk.ru/print.php?86105
Начальник группы телемаркетинга
Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.
Календарь мероприятий
28января
Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»
Узнать больше08декабря
Вебинар для вузов
Узнать больше22октября
ОСЕННИЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ – 2020
Узнать больше7 000 компаний