Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Бесплатное счастье.

Платить ударникам премии и увеличивать оклады — дело нехитрое, но затратное. Неудивительно, что в компаниях идут интенсивные поиски альтернатив денежным вознаграждениям. Кто-то пытается привить работникам высокие чувства к компании, кто-то раздает ордена, кто-то пьет с подчиненными на брудершафт. Важно знать меру. К примеру, крупнейшая российская компания розничной торговли X5 Retail Group, которая возникла в результате слияния "Пятерочки" и "Перекрестка", отменила в этом году ежедневную церемонию "Утренний настрой", действовавшую во всех магазинах "Пятерочка" со дня основания сети. Эффективность действа стала вызывать сомнения. "Утренний настрой" начинался за 10-15 минут до начала работы. Сотрудники магазинов становились в круг, и каждый начинал свою речь, которая должна была иллюстрировать сделанное им накануне на благо компании. Затем начиналось коллективное чтение речовки, похожей на мантру. "Цели компании ясны и понятны. 30 млн клиентов ждут результатов моей работы..." и так далее.

Ритуальные жертвы

Управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко, который с февраля 2003 г. по июль 2005 г. управлял "Пятерочкой" в Центральном федеральном округе, рассказывает, что топ-менеджеры компании речовку по утрам не произносили. "Утренний настрой" существовал только для коллективов магазинов или менеджеров среднего звена. Подобное программирование на успешную работу было довольно результативным — не испорченные образованием сотрудники, а таких до 90%, быстро начинали воспринимать ценности компании как свои собственные. Сама идея "Утреннего настроя" была хорошей, считает Потапенко, но реализация подкачала. Все зависело от конкретного директора магазина. Если руководитель устраивал мероприятие в формате пионерской линейки возле памятника Ленину, количество недовольных таким ритуалом могло доходить до 60%.

"Большая часть продавцов, как и все люди, нуждается в самореализации, — рассуждает Потапенко. — Ежедневное чтение и действительная констатация успехов отдельного сотрудника на фоне достижений самой компании вполне способны укрепить его в собственной значимости". Только берет за душу мантра далеко не всех. "Я не первый год в ритейле, и на меня подобное стимулирование не действует, а даже раздражает", — признается работавший в 2006 г. в ростовском франчайзи "Пятерочки"— компании "Агроторг-Ростов"— в качестве директора по эксплуатации менеджер Александр Федотов. В общем, неудивительно, что руководство X5 отменило прежний ритуал.

В эффективность корпоративных действ верят не только в ритейле. Президент агропромышленной компании "Ледово" Надежда Копытина рассказала, что на фирме получили распространение фирменные кричалки: "Ледово, виват! Супербизнесагрегат!"; "Бьем копытом, взмах крылом — мы с Надеждой вверх идем!". Сейчас кричалки исполняют на развлекательных мероприятиях, но, как полагает Копытина, перенести их на совещания не составит труда.

В энергокомпании ТГК-6 действует следующий обряд посвящения: всех новых работников исполнительного аппарата в первый месяц возят на ТЭЦ — чтобы своими глазами посмотрели, как электричество вырабатывается. А аналитики "Финама" не будут считать вас за человека, если вы не научитесь более или менее сносно делать ставки на поведение безумно рискованного портфеля активов "Камикадзе". Лучшему прогнозисту достаются почет и бутылка дорогого коньяка за счет менее удачливых коллег.

Помочь морально

Ритуалы ритуалами, но индивидуального подхода тоже никто не отменял. Не хотите тратить деньги или взыскивать их с сотрудника — найдите способ поощрить или наказать его так, чтобы вызвать гордость за содеянное или, соответственно, стыд.

Необычный метод наказания использовала в прошлом году сеть "Меркадо". В одном из магазинов произошло ЧП, вспоминает гендиректор фирмы "СВС Проект" Алим Сизов (фирма устанавливает системы безопасности). Ночью упали две палеты с вином, много бутылок разбилось, ущерб составил 20 000 руб. Просмотр записи показал, что палеты упали вроде бы сами собой. Решили посмотреть, что было раньше. Оказалось, за пару минут до происшествия мимо проходил полотер, задел ящики и поправил. Но плохо, так что вскоре вся конструкция полетела на пол. Что делать? "Начальник службы безопасности, бывший работник органов, придумал, — рассказывает Сизов. — Вызвали полотера на беседу и сказали: "Хочешь платить? Нет? Тогда будешь каждый день нам докладывать, что происходит в магазине, кто что кому сказал, кто куда пошел"". Полотер согласился.

Методы, пришедшие из старых добрых времен, например пропесочивание на глазах всего трудового коллектива, действуют даже на некоторых, казалось бы, современных и продвинутых предприятиях. Рассказывает владелец популярного сайта Auto.ru Михаил Рогальский: "Если человек что-то делает не так, я говорю об этом ему на общем собрании, которое у нас происходит примерно раз в квартал. Зачем? Не должно быть упущенной выгоды, все 23 сотрудника нашего офиса должны знать, что не так. И еще не было случая, чтобы кто-то из-за этого ушел".

Чтобы сотрудники поменьше смотрели на сторону, используются неденежные поощрения. Для ветеранов Росбанка установлены знаки отличия, которые, по словам директора административного департамента банка Улана Илишкина, "как минимум приятны человеку". Значки бывают серебряные с сапфиром (за пять лет работы) и золотые с бриллиантом (за десять лет). Всего золотых значков уже выдано более 300 штук. В нефтекомпании "Русснефть" пошли еще дальше, здесь самая высокая награда — "Герой "Русснефти"". Золотая звезда с бриллиантами. Вручается за большой вклад в развитие компании, рационализаторскую деятельность и т. д.

Всей командой

Ну и какая же уважающая себя команда профессионалов будет хорошо работать, если не провести с ней приличного тимбилдинга?

В моду вошли корпоративные олимпиады и спартакиады: они проводятся в Сбербанке, ВТБ, "Инком-Недвижимости" и др. У Сбербанка состязания самые массовые. В сентябре его лучшие спортсмены слетелись в Сочи. В соревнованиях участвовало около 1500 человек (всего в Сбербанке примерно 250 000 сотрудников). За пять дней разыграли 21 комплект наград. Правда, не было бега в мешках — зато он всегда присутствует на спартакиадах АФК "Система".

Разного рода семинаров, выездов на природу и путешествий всем коллективом не сосчитать — что-нибудь эдакое устраивает любая компания. Оригинальный вид тимбилдинга, однако, придумали в ТНК-BP. Группа сотрудников выстраивается по карте страны — каждый видит, кто откуда. Посмотришь, из какой глубинки приехали соседи по отделу завоевывать Москву, — сразу начнешь работать лучше.

Источник: http://www.astera.ru/news/?id=52000


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ