Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Знать все обо всех позволит концепция информотношений, разрабатываемая по заказу Минэкономразвития

Через несколько лет в России может существенно снизиться уровень личной и коммерческой тайны. Практически любая информация о российском гражданине - от биографии и послужного списка до домашнего адреса и телефона - может стать доступной на законных основаниях: либо она будет находиться в открытом доступе, либо ее можно будет купить легально, а не из-под прилавка, как сейчас. Те же стандарты раскрытия информации, по всей видимости, будут относиться и к компаниям. Такие либеральные принципы будут заложены в концепции регулирования информационных отношений, которую эксперты начинают разрабатывать по заказу Минэкономразвития.

Концепция регулирования информационных отношений, в которую были бы сведены все законы, касающиеся сбора и раскрытия информации (государственной, коммерческой частной), была предложена Минэкономразвития в начале этого года. Тогда ведомство Германа Грефа с большим трудом пробивало закон об информационной открытости органов госвласти, который обязывал все министерства, муниципальные и районные администрации создавать собственные интернет-сайты и знакомить граждан со своей деятельностью. Раскрытию подлежала информация о плане работ ведомства, проведенных мероприятиях, конкурсах, руководителях и их должностных обязанностях. Законопроект также предписывал органам госвласти размещать на сайтах контактные телефоны для обращений граждан.

Но закон был встречен рядом ведомств в штыки. Размещение в открытом доступе сведений об официальных визитах, брифингах и встречах высокопоставленных чиновников в ФСБ и МВД посчитали наводкой для террористов, аналитические доклады о деятельности властных структур - документами, составляющими гостайну, а сведения из биографии чиновников - вторжением в их частную жизнь. В итоге закон был одобрен правительством в сильно урезанном виде: из 57 видов информации, которые чиновники должны были обнародовать, в нем осталось лишь 37. Ведомства избавили от необходимости публиковать проекты нормативных документов, которые они готовят.

Дебаты вокруг закона заставили чиновников Минэкономразвития задуматься, какие же сведения составляют личную тайну человека (сегодня ни один закон не дает внятного определения этого понятия), какие - коммерческую тайну, какие - гостайну. Был объявлен конкурс на написание концепции, где бы эти вопросы были определены. Во вторник победители конкурса - группа экспертов, представляющих компанию «Техинвестлаб» и Институт развития прессы, - рассказали о своем видении концепции, которую обещают представить к сентябрю. Не исключено, что их идеи могут оказаться слишком радикальными даже для либерального Германа Грефа.

Авторы будущей концепции предлагают сделать открытой практически любую информацию о человеке, которая может представлять общественный интерес, а также пересмотреть набор сведений, составляющих коммерческую и государственную тайну.

«У нас на рынке свободно продаются базы данных - МВД («Спецучет», в которую заносится информация обо всех правонарушителях), Центробанка, налоговиков. Нельзя объявлять государственной или личной тайной то, что уже раскрыто! Если мост виден со спутника, его нельзя запрещать снимать, а если данные, составляющие гостайну, опубликованы в научном журнале, то нельзя сажать человека за то, что он сделал на основе этих данных аналитическую работу», - отмечает эксперт «Техинвестлаба» Алексей Каптерев, имея в виду недавнее дело физика Данилова, осужденного якобы за шпионаж в пользу Китая.

Авторы будущей концепции ссылаются на американский опыт. В США в каждой телефонной будке лежит справочник с адресом и телефоном любого жителя штата. Такими же доступными являются и электронные адреса пользователей сети Интернет. 'Недавно мне в администрации президента отказались сообщить рабочий номер советника президента Михаила Лесина, сославшись на то, что это «суперсекретная информация», - жалуется исполнительный директор Института развития прессы Ольга Карабанова. - Это же неправильно!'

Авторы концепции утверждают, что российское общество такие высокие стандарты раскрытия информации одобрит. «Мы проводили социологические исследования, которые показывают, что население выступает за то, чтобы закрытой была только очень небольшая часть личной информации, которая действительно касается частной жизни, - замечает Анатолий Левенчук из «Техинвестлаба» - То же касается и компаний: народ хочет знать, кто является владельцем или бенефициаром компании». «Наше население с легкостью раскрывает информацию о себе, - соглашается с ним Ольга Карабанова. - Правда, при этом оно ожидает, что государство не будет использовать эту информацию против него, что оно ее защитит, а это, к сожалению, сегодня не всегда происходит».

26.07.2005

Светлана Бороздина

http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=64054900000060859


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событием октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ