Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Социальная инженерия - методы, которыми хакеры пользуются, чтобы обмануть корпоративных пользователей и обойти самые мощные системы информационной безопасности.

Социальная инженерия - методы, которыми хакеры пользуются, чтобы обмануть корпоративных пользователей и обойти самые мощные системы информационной безопасности. О ловушках, расставляемых доверчивым сотрудникам, - в статье по итогам выступления Кевина Митника на конференции «Информационная безопасность предприятия», прошедшей в Москве в 2005 году.

Кевин Митник - в прошлом хакер, взломавший информационные системы крупнейших компаний мира, а ныне консультант по информационной безопасности, учредитель компании Mitnick Security Consulting <http://www.kevinmitnick.com/>. Автор книг «Искусство обмана» и «Искусство вторжения».

Сегодня человеческий фактор в информационной безопасности играет гораздо более важную роль, чем 20 лет назад, когда Интернет не был коммерческим и его пользователями были лишь специалисты. Многие компании, которые думают, что проблему информационной безопасности можно решить просто с помощью аппаратных и программных средств, сильно заблуждаются. Технологии безопасности, которым мы привыкли доверять, - межсетевые экраны, устройства идентификации, средства шифрования, системы обнаружения сетевых атак и другие - малоэффективны в противостоянии хакерам, использующим методы социальной инженерии. Необходима мощная работа с персоналом, обучение сотрудников применению политики безопасности и техникам противостояния социоинженерам - только тогда ваша система безопасности будет комплексной.

Непрямая атака
Представьте ситуацию: крупный московский офисный центр. Вы входите в лифт и видите на полу компакт-диск с логотипом известной компании и наклейкой: «Строго конфиденциально. Заработная плата сотрудников за 2005 год». Самая естественная человеческая реакция - взять этот диск, отнести в свой офис и вставить в CD-ROM своего рабочего компьютера. Предположим, вы так и сделали. На диске - файл со знакомой иконкой MS Excel. Вы пытаетесь его открыть, но вместо столбиков цифр и фамилий видите лишь сообщение операционной системы: «ошибка, файл поврежден». В этот момент на ваш компьютер, помимо вашей воли и вашего ведома, загружается вредоносная программа. В лучшем случае это «троянец», отслеживающий, какие клавиши вы нажимаете и какие совершаете операции, и передающий эту информацию по мгновенно налаженному каналу связи на чужой компьютер. В худшем варианте - вирус, который в считанные мгновения разрушит вашу информационную систему и распространится по локальной сети, пожирая всю корпоративную информационную систему. Вы ведь подключены к локальной сети, правда?
Это типичный пример социальной инженерии - нарушения информационной безопасности компании с помощью воздействия на человека. Есть много способов манипулировать людьми, и любопытство - только один из мотивов, которые можно использовать.

Почему злоумышленники прибегают к социальной инженерии?

  • Это проще, чем взломать техническую систему безопасности.
  • Такие атаки не вычислить с помощью технических средств защиты информации.
  • Это недорого.
  • Риск - чисто номинальный.
  • Работает для любой операционной системы.
  • Эффективно практически на 100%.

База для социоинженера
Первый этап любой атаки - исследование. Используя официальную отчетность компании-жертвы, ее заявки на патенты, сообщения о ней в прессе, рекламные буклеты этой фирмы и, конечно же, корпоративный сайт, хакер пытается получить максимум информации об организации и ее сотрудниках. В ход идет даже содержимое мусорных корзин, если его удается раздобыть. Социоинженер выясняет, кто в компании имеет доступ к интересующим его материалам, кто в каком подразделении работает и где это подразделение расположено, какое программное обеспечение установлено на корпоративных компьютерах...

Словом, все, что только можно.
Хакер всегда стремится выдать себя за того, кто имеет право на доступ к интересующим его данным и кому эти данные действительно нужны по долгу службы. Для этого он должен свободно ориентироваться в терминологии, владеть профессиональным жаргоном, знать внутренние порядки компании-жертвы. Затем следует разработка плана атаки: предстоит изобрести предлог или схему обмана, которые помогут построить доверительные отношения с нужным сотрудником. Если атака прошла успешно и работник организации ничего не заподозрил, хакер, скорее всего, не ограничится одним вторжением, а вернется и будет дальше пользоваться возникшим доверием.

Ошибка резидента (пример из фильма «Дневной дозор»): главный герой (Антон Городецкий), успешно сымитировав личность представителя вражеского стана, пытается проникнуть в этот самый стан. Проходя мимо охранника, он небрежно бросает ему: «Привет, Витек!» - ориентируясь на бейдж с именем стража, приколотый к его пиджаку. Разоблачение следует немедленно: пиджак на охраннике - чужой.

Самые распространенные методы атак:

  • Выяснение, передача или несанкционированная смена паролей
  • Создание учетных записей (с правами пользователя или администратора)
  • Запуск вредоносного программного обеспечения (например, «троянца»)
  • Выяснение телефонных номеров или иных способов удаленного доступа к корпоративной информационной системе
  • Фишинг (электронное мошенничество)
  • Несанкционированное добавление дополнительных прав и возможностей зарегистрированным пользователям системы
  • Передача или распространение конфиденциальной информации.

Прямая атака
В «доэлектронную эру» социальной инженерией пользовались злоумышленники, звонившие по телефону. Например, для того чтобы получить доступ к базе абонентов телефонной компании, достаточно было позвонить туда и представиться сотрудником сервисной службы, совершающим плановую проверку, или работником органов власти, уточняющим данные. Главное - выбрать нужный тон. Этот метод действует и сейчас, а современные средства телефонии только облегчают хакерам задачу. Так, с помощью специальной приставки к аппарату звонящий может изменить тембр голоса. А использование офисной мини-АТС помогает замести следы - усложнить определение номера, с которого звонят. Хакер набирает один из телефонов компании и спрашивает у сотрудника его логин и пароль, представляясь системным администратором. Если это крупная организация, где не все сотрудники знают друг друга, велика вероятность того, что пользователь сообщит социоинженеру интересующие его данные.

Невероятно, но факт: в ходе специального исследования 7 из 10 офисных сотрудниц лондонского вокзала Ватерлоо назвали свои логин и пароль незнакомцу в обмен на шоколадку!

С распространением компьютеров возможности социальной инженерии расширились. Теперь для атаки можно использовать электронную почту или ICQ. Иногда даже не нужно подделывать стиль того, от чьего имени пишешь, и сотрудник все равно ничего не заподозрит. Например, человеку приходит «письмо от начальства»: «Прошу направить мне копию базы данных по клиентам Северного Федерального округа в формате MS Excel в срок до 15.00 сегодня, 5 марта». Он, конечно же, направит - и прости-прощай секретные данные. Или «письмо от системного администратора»: «Уважаемые коллеги! В связи с обновлением версии системы совместной работы ваш логин и пароль изменен. Ваш новый логин и пароль - во вложенном файле». На самом же деле вложение содержит вирус, выводящий из строя операционную систему. Последнее - реальный пример из недавней практики московской компании «Òàóýð» <http://www.tower.ru/>.

Бреши в информационной системе - сотрудники обычно:

  • считают, что корпоративная система безопасности непогрешима, и теряют бдительность
  • легко верят полученной информации, независимо от ее источника
  • считают соблюдение корпоративной политики безопасности пустой тратой времени и сил
  • недооценивают значимость информации, которой владеют
  • искренне хотят помочь каждому, кто об этом просит
  • не осознают пагубных последствий своих действий.

Ключик к каждому
В различных странах люди по-разному подвержены социоинженерному воздействию. Россияне - не самая доверчивая нация, а вот жители США и Японии очень внушаемы. В каждой стране есть свои культурные особенности, которые должен учитывать социоинженер. Например, на западе прекрасно работает «норма взаимности»: если человеку сделать что-то приятное, он будет чувствовать себя обязанным и при первой же возможности постарается отплатить добром. В Испании атака успешнее всего пройдет, если использовать личное доверие, завязать с жертвой приятельские отношения. А немец скорее поддастся на уловки хакера, если сыграть на его приверженности к корпоративному порядку.

Независимо от национальности, наиболее уязвимы для атак социоинженеров новые сотрудники. Как правило, им еще не успели рассказать о всех существующих корпоративных правилах, они не изучили регламентов информационной безопасности. Новички еще не знают всех своих коллег, особенно лично. К тому же, им свойственна повышенная доверчивость и готовность помочь, дабы зарекомендовать себя как активных и отзывчивых членов команды, на которых можно положиться. Они вряд ли будут интересоваться правами доступа социального инженера, который выдает себя за другого сотрудника, особенно вышестоящего.

Возможно, вас атакуют, если ваш собеседник:

  • проявляет к вам повышенный интерес, преувеличенное внимание и заботу
  • отказывается дать вам свои координаты
  • обращается к вам со странной или необычной просьбой
  • пытается втереться к вам в доверие или льстит вам
  • говорит с вами подчеркнуто начальственным тоном.

Даже самые бдительные сотрудники не всегда могут распознать социальную инженерию. Да они и не должны действовать как детектор лжи. Ключевой фактор успеха - обучение. Политики безопасности должны войти в плоть и кровь каждого, кто работает в компании. И, разумеется, прежде чем втолковывать сотрудникам суть этих политик, нужно их разработать.


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событием октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ