Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Цифровая крепость

Не лает, не кусает

Электронная цифровая подпись не имеет ничего общего с привычным автографом. ЭЦП — это уникальная последовательность символов, записанная на специальной флэш-карте. В этой последовательности в зашифрованном виде содержится информация о человеке или организации. Получить ЭЦП можно в так называемых удостоверяющих центрах, имеющих лицензии ФСБ. Как правило, этими центрами по совместительству являются организации, предоставляющие фирмам IT-услуги: установку и обслуживание компьютеров, выход в интернет и так далее.

В удостоверяющем центре вам выдадут два ключа — открытый и закрытый. Открытый ключ — это фактически номер вашей подписи, который будет указан на всех документах. Он не является тайной и виден всем участникам документооборота. Закрытый ключ известен только его владельцу — он и применяется для подтверждения подлинности электронной подписи. По сути, открытый ключ — это фрагмент закрытого ключа и поэтому они неразрывно связаны. Эти ключи, а также специальные программы для работы с ними записываются на специальную флэшку, например, ruToken или eToken. Помимо этого, удостоверяющий центр выдает бумажный сертификат со своей печатью, в котором указано, что открытый ключ принадлежит именно вам, а записанные на флэшке программы не содержат вирусов и гарантируют защиту информации от взлома.

Электронной цифровой подписью можно защитить файлы любых форматов, например, текст или даже видео. Просто перед открытием файла в текстовом редакторе или видеоплейере специальная программа будет проверять подлинность ЭЦП, формируя нечто вроде тамбура или шлюза.

Обмен паролями

Как же отправить и принять документ с электронной подписью? Предположим, корреспонденту «Советской Сибири» Павлу Красину нужно отправить статью с ЭЦП руководителю отдела экономики и политики Николаю Цареву. Для этого и у Красина, и у Царева должны быть свои электронные подписи, а на их компьютерах должны запускаться программы по работе с ЭЦП. Первый шаг перед отправкой статьи: Красин и Царев должны обменяться открытыми ключами. Это позволит Цареву узнать, что полученный по почте документ подписан именно Красиным. Сам же Красин теперь сможет защитить свою статью так, чтобы никто, кроме Царева, не смог ее прочитать.

Второй шаг: Красин обрабатывает статью в специальной программе и кодирует ее, используя свой закрытый ключ и открытый ключ Царева. Теперь документ подписан: программа проверки ЭЦП будет знать, что статью может открыть только Царев, так как Красин указал именно его открытый ключ.

Третий шаг: Царев получает по почте документ и читает его, используя открытый ключ Красина. Программа проверки ЭЦП соотносит два факта: Красин указал открытый код Царева — раз; при попытке прочитать статью Царев использовал открытый код Красина — два. Внутри файла со статьей — закрытый код Красина, часть которого в виде открытого кода известна Цареву. Значит, статья пришла по адресу, и Царев имеет полное право открыть документ.

Для проведения электронных торгов и связанного с этим документооборота нужен один ключ, а для отчетов в Федеральную налоговую службу и Пенсионный фонд России — другой. По данным Новосибирской торгово-промышленной палаты, стоимость оформления первого ключа — 9 650, а второго — 6 750 рублей. Для организаций эти суммы невелики, но для обычного человека — сильно завышены, тем более что ключи выдаются не на всю жизнь, а на год или два.

А стоит ли?

Система электронных цифровых подписей только входит в нашу жизнь, а некоторые организации уже вовсю ее используют, например, Росреестр. О том, насколько проще стало работать с введением ЭЦП, рассказал Дмитрий Ламерт, заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области:

— Как только мы объявили о возможности отправлять кадастровые документы с ЭЦП по электронной почте, у нас резко сократились очереди. Большинство наших клиентов не частные лица, а кадастровые инженеры, и они уже почувствовали разницу. Раньше в очередях к нашим специалистам приходилось стоять по три-четыре часа, сейчас — час максимум.

Насколько облегчится работа служб с введением электронной цифровой подписи — это еще большой вопрос. Технология пока достаточно сложна — и для использования, и для понимания. Данные Росреестра о сократившихся очередях в данном случае не показатель: кадастровые инженеры в большинстве своем люди грамотные да и в налоговой инспекции поток людей в разы больше.

Дмитрий Ламерт как практик использования ЭЦП утверждает, что нет никакой разницы — подписывать бумаги от руки или электронным способом. Однако, по крайней мере сейчас, эта процедура сильно зависит от компьютера и быстроты реагирования того, кто принимает ваши файлы: что, если письмо придет в инстанцию позднее срока или программа выдаст какую-нибудь ошибку? К тому же при сдаче таких важных документов, как налоговая декларация, у плательщика должна быть стопроцентная гарантия, что его бумаги приняты. Бывает, техника выходит из строя и ее ремонт занимает время — как бы не сложилось так, что людям придется платить штрафы, потому что они не успели вовремя отчитаться из-за сбоя в работе принимающего компьютера.

Впрочем, по мнению специалистов, в ближайшие годы обязательное введение электронной цифровой подписи нам не грозит — из-за ее высокой стоимости, а также из-за того, что росчерк одним кликом компьютерной мышки по-прежнему остается технологией будущего.

ФАКТ

В 1976 году американские ученые Уитфилд Диффи и Мартин Хеллман впервые ввели понятие «электронная цифровая подпись». Уже в 1977 году на основании их теоретических работ был разработан первый алгоритм для примитивных ЭЦП.

Источник: http://www.docflow.ru/news/detail.php?ID=22919&T=l

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ