Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Как получить ЭЦП для Госуслуг

О том, что электронная цифровая подпись будет выдаваться всем желающим поработать с порталом госуслуг силами «Ростелекома», широкой общественности стало известно примерно месяц назад со слов Президента РФ г-на Медведева. Подготовка к процессу, конечно, началась гораздо раньше, но старт услуги состоялся 16го мая 2011 года. Для столицы – пока только в четырех пунктах выдачи ЭЦП, адреса которых, по какой-то странной причине, на портале гоуслуг не указаны (их можно уточнить по телефону 88001007010). Официально предполагается, что «покупка ключа позволит серьезно облегчить процесс получения доступа к госуслугам через интернет». Мы решили проверить этот сервис «на себе».

Тем, кто соберется получать ЭЦП от удостоверяющего центра «Ростелекома» нет необходимости проходить регистрацию на портале госуслуг – получать кодовую последовательность от оператора сервиса и проходить до регистрации своего личного кабинета. Все данные могут быть проверены на месте и ЭЦП вам выдадут немедленно – теперь все вроде бы возможно без долгой регистрации «через почту». Сможет ли «Ростелеком» открыть до 1 июля 2011 г. еще 80 аналогичных точек во всех регионах страны – пока вопрос. Хотя, как показывает практика, сделать это не сложно – все будет организовано на базе уже существующих офисов компании по всей стране. Всего-то для кодирования ключа туда надо будет добавить по одному неттопу в само минимальной конфигурации и обучить персонал выполнению простых действий по печати пакета документов и кодированию USB-ключа.

Отметим, что полученный USB-ключ подходит только для доступа к порталу госуслуг – это не единая подпись для всех госсервисов, возможно она станет такой только со временем.

Все действия состоят из нескольких строго определенных шагов. Сначала необходимо найти тех самых специалистов, которые будут вами заниматься. В случае с офисом «Ростелекома» на Старом Арбате такие специалисты оказались только в кассовом узле. В принципе – это понятно, у USB-ключи должны хранится в охраняемом помещении. Видимо, в остальных офисах все будет организовано сходным образом.

На втором этапе нам необходимо себя идентифицировать – для этого потребуется паспорт гражданина РФ, свидетельство пенсионного страхования (небольшая зеленая карточка) и справка из налоговой с номером ИНН (может быть как обычной бумажкой, так и листом А4 с голограммой – второй вариант предпочтительнее). Тем, кто уже является зарегистрированными пользователями портала ИНН, не обязателен, во всяком случае, принимающий у меня документы сотрудник «Ростелекома» эту бумажку не взял со словами «это не нужно». Но на всякий случай я бы ее рекомендовал с собой взять.

Третий этап – проверка данных. Через отдельный компьютер идет «пробивка» данных пользователя. Если пользователь зарегистрирован – то только сверяются его данные. Если новый – идет ручная «вбивка» его учетных данных в компьютер. Естественно, времени на это уходит больше. Как только данные зафиксированы пользователю предлагается последовательно подписать несколько бумажек.

Самое первое – это «Согласие на обработку персональных данных». Причем, это согласие адресуется не «Ростелекому», а Министерству связи и массовых коммуникаций РФ. Цель подобного документа – разрешить идентификацию «для предоставления доступа к функциям Электронного правительства с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Уф – длинно, но, в целом, понятно. Здесь никаких подводных камней нет. Вторым документом, который надо подписать, будет «Заявление в ОАО международной и междугородней связи «Ростелеком» об акцепте «Договора на оказание услуг Удостоверяющего центра». Среди прочего там есть фраза о том, что пользователь «Принимает на себя обязательства следовать положениям настоящего договора, включая условия, изложенные в приложениях к нему, которые мне разъяснены в полном объеме и имеют для меня обязательную силу». Надо ли говорить, что никакого Договора пользователю не показывают? То есть если попросите, то сотрудники «Ростелекома» с вздохом пойдут его искать и, может быть, даже найдут – но ДО подписания бумажки об этом никто не говорит. Увеличение проходимости, однако. И третий документик – это бумажка для УЦ ОАО «Ростелеком», которая звучит как «Заявление на изготовление ключей и Сертификата ключа подписи». Среди прочего, там есть еще одна замечательная фраза о том, что заявитель «Со статьей 12 «Обязательства владельца сертификата ключа подписи» Федерального Закона от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» ознакомлен». Никто мне ничего не показывал на эту тему, естественно. Потом уже прочитал об этом в Сети.

Как только пользователь это все подписывает, его просят заплатить за изготовление ключика 660 руб. Можно платить картой можно наличными – принимают все, кроме электронных денег. И, одновременно, печатается два документа – «Акт сдачи-приемки услуг» о выпуске ключа электронной цифровой подписи с предоставлением eToken ГОСТ, согласно которому «Стороны претензий друг к другу не имеют» и...

«Бланк сертификата открытого ключа».

Одновременно записывается ключ, который сразу же пользователю отдается. В принципе, все – процедура получения закончена. Главное потом поменять пароль на токене, который по умолчанию установлен как «1234567890».

Получили ЭЦП? Добро пожаловать на портал. С непривычки сделать это непросто – заходим в раздел «Личный кабинет» и выбираем «Авторизация по ЭЦП».

Если идем первый раз с нового компьютера, то нам предлагается поставить «Плагин пользователя портала». Все происходит быстро (размер файла около 2 Мб, хотя скорость загрузки зависит от вашего канала связи). Кроме того, после его установки надо перегрузить не весь компьютер, а только браузер.

Дальше госуслуги преображаются – новый дизайн и интерфейс взаимодействия, новая компоновка личного кабинета.

Еще бы побольше полезных услуг порталу. В общем, можно пользоваться.

p.s. Судя по всему, через год «Ростелеком» дорастет до того, чтобы выдавать ЭЦП пользователям вместе с SIM-картами своих сотовых «дочек» или устанавливать это приложение в SIM-карту операторов «Большой тройки» или Tele2. Работать эта подпись будет для доступа к различным проектам госуслуг – надеюсь, это поможет взаимодействать и с информатами. Чуть раньше ЭЦП будет записываться на универсальную идентификационную карту – наш «электронный паспорт» в формате пластиковой карточки. Видимо, процедура их получения будет еще более стремительной.

Максим Букин
Источник: http://www.ibusiness.ru/17117

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ