Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Новые аспекты ведения трудовых книжек.

Журнал "В курсе дела"
Умяров Ильдар Гайярович, старший эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Как известно, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка. Но каждый ли работодатель имеет право оформлять трудовую книжку и делать в ней записи? Рассмотрим последние изменения в российском законодательстве.

Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего в организации свыше 5 дней, если данная работа является для него основной1.
Однако индивидуальным предпринимателям до 6 октября 2006 г. запрещалось производить записи в трудовых книжках своих работников, а также оформлять трудовые книжки сотрудникам, принимаемым на работу впервые2. Во исполнение положений Трудового кодекса было принято Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках». В п. 3 утвержденных им Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей до настоящего времени также содержится запрет на ведение трудовых книжек работодателями – физическими лицами.

Учитывая нормы ст. 303, 309 ТК РФ, документом, подтверждавшим время работы у индивидуального предпринимателя, являлся письменный трудовой договор, зарегистрированный в органе местного самоуправления. Однако порядок и сроки регистрации таких договоров Трудовой кодекс не устанавливал. Не оговаривались в нем также последствия отсутствия регистрации, процедуру которой муниципальные образования определяли самостоятельно3.
С 6 октября 2006 г. ситуация кардинально изменилась. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес значительные изменения в ряд статей Трудового кодекса РФ, в том числе в ст. 309. В ее новой редакции (от 30.06.2006) законодатель прямо обязывает индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К сожалению, переходные положения, связанные с реализацией норм названного Закона, установлены не были. В результате вопрос о том, как индивидуальным предпринимателям поступать с трудовыми книжками уже работающих у них сотрудников, остался открытым. В частности, неясно, следует ли в трудовую книжку работника, принятого на работу до 6 октября 2006 г., вносить запись о приеме на работу.

Минздравсоцразвития РФ в своем Письме от 30.08.2006 N 5140-17 разъяснило, что записи о приеме на работу предприниматели вправе вносить тем сотрудникам, которые были оформлены до вступления в силу изменений в Трудовой кодекс РФ, то есть до 6 октября 2006 г. Данный вывод чиновники аргументировали тем, что «при отсутствии в трудовой книжке записи о приеме на работу работника, принятого на работу к индивидуальному предпринимателю до 6 октября, запись об увольнении такого работника после 6 октября не имеет основания».

Действительно, без записи в трудовой книжке о приеме на работу запись об увольнении выглядит нелогично. Поэтому индивидуальные предприниматели вправе внести записи о приеме на работу сотрудникам, трудовые договоры с которыми были заключены до вступления в силу вышеназванного Закона, то есть до 6 октября 2006 г.

Обратите внимание: обязанность по ведению трудовых книжек физическими лицами касается исключительно индивидуальных предпринимателей. Для работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, запрет на ведение трудовых книжек остался в силе.
Очевидно, что указанные изменения потребуют внести соответствующие корректировки и в Правила ведения и хранения трудовых книжек, а также в Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69. В последний документ, вероятнее всего, будет включен специальный раздел, определяющий особенности ведения трудовых книжек работодателями – индивидуальными предпринимателями.
 
1)  ст. 66 ТК РФ
2)  ст. 309 ТК РФ, ред. от 09.05.2005
3)  Постановление главы города Владимира от 20.04.2006 N 1057 «О регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем – физическим лицом»; Постановление главы администрации МО Город Краснодар от 12.01.2005 N 9 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями – физическими лицами на территории муниципального образования Город Краснодар»; Постановление администрации города Орла от 24.03.2004 N 1082 «О новой редакции Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем – физическим лицом»


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представит ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ