Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Приключения Электроника. Сергей Иванов рисует ошеломляющие картины будущего российских информационных технологий.

С напором, присущим каждой новой метле, первый вице-премьер правительства Сергей Иванов обходит свои новые вотчины. На прошлой неделе он побывал на итоговых коллегиях в Минтрансе и Росатоме, эту начал с коллегии Мининформсвязи. Однако если в первых двух случаях его инициативы не отличались оригинальностью - они содержали известные всем цифры и факты, - то вчера общественности открылись ошеломляющие картины российского IT-будущего.

Неэлектронная Россия

Основной инструмент, который правительство заточило на информационную реформу, - федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», за исполнение которой отвечает Мининформсвязи. Вчера Сергей Иванов заявил, что работа подопечных Леонида Реймана «не оправдала возложенных надежд». "Hедопустимо малы объемы производства современной микроэлектронной продукции, телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники. Зависимость страны от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий, их компонентов превышает критический уровень", - в сердцах заявил Иванов, добавив, что "15 лет назад Россия занимала по информационно-коммуникационным технологиям, в первую очередь в сфере программного обеспечения, второе место в мире". Все бы ничего, но первый вице-премьер забыл упомянуть, что высокотехнологичные успехи Советским Союзом были достигнуты лишь в одной узконаправленной отрасли - военно-промышленной. Конверсия так и не состоялась. А производство мобильных телефонов и компьютеров в России до сих пор не прижилось.

В отличие от Иванова некоторые эксперты результаты «Электронной России» оценивают положительно. "Недостатки у нее, конечно, присутствуют, но по сравнению с другими ФЦП она все же является одной из самых эффективных», - считает президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. В частности, построены системы электронных госзакупок, созданы Межгосударственный информационно-маркетинговый центр СНГ и региональные ИМЦ - они подразумевают ведение реестра предприятий, в котором предприятия могут искать себе партнеров.

Кроме того, по словам экспертов, уровень отечественных программных продуктов за последние три-четыре года повысился кардинально и теперь не уступает западным аналогам. «Единственное, что не удалось изменить, - это отношение к отечественным разработчикам со стороны российских госструктур. Они предпочитают для масштабных государственных программ привлекать зарубежные IT-компании. Подобная позиция не только наносит ущерб информационной безопасности страны, но и сдерживает развитие внутреннего IT-рынка, поскольку без практики реализации больших проектов отечественные IT-компании не могут динамично развиваться», - сетует Ускова. По ее словам, в России успешно производятся базы данных, хранилища, аналитические системы и системы управления.

Российский мобильник - российскому народу

Но это производственные мелочи. По словам Иванова, в России нужно "совершить информационную революцию". И даже больше. Это должен быть "радикальный цивилизационный сдвиг, ломка старых и формирование новых устоев, правил хозяйствования и образа мышления".

Для успеха великого дела революции следует создать необходимую инфраструктуру. Правительство согласно. "К 2015 году в России не должно остаться ни одного населенного пункта без технической возможности установки стационарных телефонов, пользования сотовой связью, а также выхода в интернет", - сказал Иванов. По официальным данным, если количество пользователей интернета в развитых странах составляет около половины населения, то в России пока не превышает 10%. "Идея народного телефона наконец должна получить свое реальное воплощение", - заявил Иванов.

Круговорот электронных документов

Чтобы реализовать едва ли не главные цели реформы - "всю информацию - народу", необходимо решить задачи, заложенные в ФЦП "Электронная Россия". Они заключаются в создании системы "электронного документооборота" и "электронного правительства". К примеру, в самом Белом доме более трех лет назад был заведен электронный порядок документооборота, заменивший пневматическую почту, применявшуюся для передачи бумажных документов. Однако пока за пределы Дома правительства эта система если и вышла, то недалеко. «Надо закольцевать все министерства и ведомства на единую систему документооборота. С ее помощью мы и выйдем на ту ситуацию, которая называется «одно окно». То есть чтобы клерк в заведении А мог получить справку от клерка из заведения Б, не заставляя при этом заинтересованного человека бегать между ведомствами», - считает вице-президент Центра развития информационного общества Алексей Волин.

Как сэкономить на нервах

Отсюда вытекает еще одна цель информационной революции: сделать общение людей и чиновников максимально упрощенным. "Человек должен иметь возможность не выходя из дома получить по интернету справку из ДЕЗа, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭКа, заказать билет на транспорт и так далее. Государство обязано - я подчеркиваю, обязано - обеспечить предоставление всех этих услуг населению. На дворе уже XXI век", - сказал Иванов. К слову, система удаленного общения людей и госслужащих при помощи интернета, которую хотят внедрить в России, давно и успешно реализуется во многих странах Запада. По мнению Сергея Иванова, в российских условиях внедрение информтехнологий в деятельность органов власти повысит эффективность выполнения их полномочий, улучшит и расширит спектр предоставляемых гражданам услуг. Кроме того, это снизит затраты на осуществление властных функций. "Представьте себе, какая армия чиновников и технического персонала сидит на выдаче всевозможных справок, квитанций и прочих бумажек. Всех их можно было бы безболезненно сократить с огромной экономией для бюджета. А ликвидация этого промежуточного звена между гражданами и заветной бумажкой выбила бы почву для целой индустрии коррупции, когда взятки даются за совершенно обычную формальную процедуру, но совершенную без очереди и волокиты. Интернет-то никогда не попросит денег за ускорение своей работы", - сказал Иванов. Кроме того, электронный документооборот в идеале должен искоренить целый институт нелегальных услуг. "Ладно взятки, сегодня мы сталкиваемся помимо взяток просто с абсурдной ситуацией: существует целая сеть коммерческих фирм по оказанию услуг, которые являются исключительно прерогативой государственных органов.

В метро и чуть ли не на каждом столбе - объявления о фирмах, берущих на себя, например, вопросы оформления виз и гражданства РФ. Вы все очень хорошо понимаете, откуда берутся и как работают такие псевдокоммерсанты. Решить эту проблему можно, только устранив в принципе сам предмет прибыли - чиновничью волокиту", - решительно произнес Иванов. Однако, по мнению Алексея Волина, смысл от всего этого будет лишь в том случае, если будут четко обозначены сроки рассмотрения любой заявки.

Сам себе госкапкан

Первый вице-премьер фактически высказался за разработку и реализацию в России стратегии развития информационного общества. В то же время его долгожданное формирование на российской почве грозит госорганам большими проблемами в будущем. «Когда мы получим людей, которые умеют пользоваться информационными технологиями, то эти люди начинают предъявлять повышенные требования к государству: к качеству работы и информационной открытости органов власти», - считает Алексей Волин. Нужна ли государству такая политическая активность населения? Вопрос в российских условиях риторический.

Единые электронные окна

В Алексинском и Новомосковском районах Тульской области уже есть многофункциональные центры предоставления госуслуг по принципу "одного окна". В Самарской области третий год действует система "инфоматов" в соцучреждениях. Электронные терминалы облегчают оформление пенсий, получение различных справок, в том числе и по лекарственному обеспечению. Несколькими нажатиями клавиш сенсорной панели граждане получают доступ к интересующей их правовой информации. До внедрения системы сбор справок для получения соцпособий занимал не меньше недели, теперь - максимум два часа. При работе с инфоматом используется пластиковая карта - своеобразный социальный паспорт жителя области. Электронный документооборот из одного окна внедрен и в подмосковной Балашихе.

НУЖЕН ЛИ ВАМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН?

ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН / председатель совета директоров компании «Евросеть»
Я всегда поддерживаю отечественных производителей и буду только рад, если появятся полноценные российские мобильные телефоны. Ведь российским товаром торговать приятнее и патриотичнее. Если появится телефон, который будет производиться в России в соответствии со всеми стандартами, это решит проблему сервиса, таможни и прочих. Наша компания будет одной из первых, кто будет продавать российские телефоны, как только они появятся.

МАРТИН ШАККУМ / председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Примерно раз в два года я покупаю себе телефоны Nokia. Как заглючит, так новый и беру. За модой не гонюсь, главное, чтобы удобный и функциональный был.
В свое время Советский Союз рухнул именно по той причине, что мы, по сути дела, производили абсолютно все - от иголки и до самолета. На определенном этапе развития научно-технического прогресса оказалось, что это совсем даже не выгодно. Да в те годы и не спрашивали, выгодно это или нет, поскольку существовали ограничения, в соответствии с которыми нас не допускали к определенным технологиям.
Если у нас есть конкурентные преимущества, как, скажем, в атомной энергетике, самолетостроении, то почему бы и нет? Но для того чтобы сегодня выйти с каким-то новым продуктом на рынок, с тем же современным мобильным телефоном, нужны миллиарды долларов! Может, со временем мы дойдем до такого уровня, когда нам это будет выгодно, но делать это самоцелью не стоит.

ФЕДОР КОНЮХОВ / путешественник
Если он будет хорошего качества, то почему бы и нет? Но я и во всех экспедициях, и в России всегда пользуюсь спутниковыми телефонами. Когда нахожусь в кругосветном плавании, то сеансы связи происходят практически ежедневно. Как говорится, я собственными ушами слышу, что за последние 10 лет спутниковая связь достигла просто колоссального прогресса. Раньше я пользовался системой Inmarsat, у которой всего четыре спутника летают над Землей. Сейчас же, с запуском системы Iridium, уже летает почти 70 спутников, причем не по экватору, а вдоль меридианов - через Северный и Южный полюсы. И поэтому покрытие просто колоссальное.
Раньше у меня всегда была проблема: как уйду в сторону Антарктиды, то выпадаю из зоны действия спутников, сосредоточенных в основном над экватором. А сейчас, когда звоню из «ревущих сороковых», с «кладбища погибших кораблей», от мыса Горн и пролива Дрейка, то мне говорят: слышимость такая, будто я у себя в мастерской на «Павелецкой» нахожусь.

ОКСАНА ДМИТРИЕВА / профессор, доктор экономических наук, депутат Госдумы
Если будет налажено их производство, то я буду пользоваться отечественным мобильным телефоном. Если есть такая идея - наладить их производство, то почему бы и нет? Я всегда при прочих равных выбираю отечественного товаропроизводителя. Например, служебная машина у меня - наша «Волга», и в семье у нас тоже автомобиль этой марки. Хотя в том, что касается микроэлектроники, мы очень сильно отстаем.
И тем не менее нам нужен структурный сдвиг в инновационной и высокотехнологичной отраслях. Это объективная необходимость, ведь мы же не можем всю жизнь сидеть на нефтегазовой игле. Какие это будут отрасли? Некоторые из них просто очевидны: космос, авиа- и судостроение, а также отрасли, связанные с нестандартным программированием. Так что если есть какие-то ноу-хау, касающиеся связи, в том числе и мобильной, то почему бы и нет.


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ