Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Мобильная демократия.

В России заговорили о «мобильном правительстве». Речь идет о возможности широкого взаимодействия органов власти с гражданами посредством мобильной связи и других беспроводных технологий.

Вы сдаете в ОВИР документы для оформления загранпаспорта. Чиновник записывает номер вашего мобильного телефона, и через какое-то время вам приходит вежливое SMS-сообщение: «Ваш паспорт готов, можете за ним приходить». Или: произошла авария на химическом заводе. На мобильные телефоны окрестным жителям срочно отправляют сообщение: «Движение по улице N заблокировано, в связи с угрозой химического загрязнения просьба покинуть район».

Такой способ общения властей с гражданами получил название m-Government - «мобильное правительство». Вместо мобильного телефона может быть использован Интернет - в этом случае программа будет называться e-Government. Недавно в Москве прошла первая российская конференция, посвященная этой теме.

SMS для президента

Участники международной конференции «Современные технологии государственного управления e-Government и m-Government», состоявшейся недавно в Москве, единодушно заявили, что у «мобильного правительства» в России большое будущее. Хотя бы потому, что услуги мобильной связи распространены у нас больше, чем Интернет.

«Посудите сами: Интернет сегодня в России охватывает порядка 20 процентов населения. К ним относятся те граждане, которые пользуются сетью хотя бы раз в месяц. Мобильной же связью охвачено не менее 70 процентов населения страны, и в среднем ею пользуются гораздо чаще, чем Интернетом, - говорит Максим Каневский, директор компании "Мобикон", автор книги "ВДМХ - Выставка достижений мобильного хозяйства". - При этом подсчитано, что в среднем в российском Интернете ежемесячно совершается порядка миллиона транзакций в виде платежей, покупок и других услуг. А объем транзакций в мобильной связи в России в виде покупок рингтонов, заставок и других услуг составляет около двух миллионов в день! Поэтому очевидно, что мобильная связь может быть даже более эффективным инструментом взаимодействия государства и гражданина, чем Интернет».

По мнению участников рынка, в России уже есть примеры взаимодействия российских граждан с органами власти посредством услуг мобильной связи. Один из самых ярких прецедентов - это традиционное ежегодное общение президента Путина с народом. По словам Максима Каневского, в 2004 году во время проведения прямой линии с Владимиром Путиным впервые была организована акция «Отправь SMS президенту». При том, что никакой особой предварительной рекламы не было, за день главе государства было прислано 114 тыс. SMS-сообщений. Годом позже опыт использования мобильной телефонной и Интернет-связи при проведении прямой линии с президентом был повторен. Тогда за две недели до народной пресс-конференции вопросы президенту предлагалось задавать по Интернету. Всего через сеть в течение двух недель Путину было прислано порядка 40-50 тыс. вопросов. А за один день с мобильного телефона в виде SMS граждане прислали уже более 100 тыс. вопросов. Но настоящий рекорд был поставлен в 2006 году. Всего за полдня, с 9 до 13 часов, в рамках акции «Отправь SMS президенту» поступило более 140 тыс. вопросов.

Чиновник в супермаркете

Специалисты утверждают, что мобильные технологии способны серьезно видоизменить работу государственного чиновника.

На конференции был приведен пример американского города Новый Орлеан. До известного урагана в позапрошлом году городская администрация в день выдавала 40-45 разрешений на строительство. После буйства стихии число необходимых разрешений на возведение зданий, понятно, резко возросло. Тогда с помощью мобильных информационных технологий в городской администрации Нового Орлеана были созданы специальные «мобильные отряды» чиновников, которые начали выдавать разрешения на строительство прямо на месте. В результате применения такого подхода чиновники города смогли выдавать уже до 600 разрешений ежедневно.

Вообще, на Западе сейчас становится модным развивать образ «мобильного чиновника». Например, выступивший на московской конференции Лютер Мюлбах, руководитель проектов германского Института телекоммуникаций имени Фраунгофера, рассказал, что их институт создал так называемый мобильный чемоданчик чиновника. Он включает в себя ноутбук, способный по беспроводным каналам связи подключаться к серверу того или иного министерства, компактный принтер, сканер, устройство для приема пластиковых платежных карт. Имея в своем распоряжении такой чемоданчик, чиновник может вести работу по приему населения в различных удобных для граждан местах: в крупных торговых и офисных центрах, больницах, библиотеках, образовательных учреждениях. Проведенный эксперимент показал: людям нравится, когда не они идут к чиновникам, а те - к ним. Так, многие посетители торговых центров охотно оформляли у «выездного чиновника» бумаги, необходимые для уплаты налогов, получения водительских прав и так далее.

Телефон научит и излечит

Большой потенциал у применения мобильных технологий и в сфере образования. Например, выступивший на конференции Пьер Дибман, второй секретарь представительства Европейской комиссии в России, рассказал, что во Франции многие государственные и частные учебные заведения сообщают абитуриентам результаты вступительных экзаменов на мобильный телефон. «Сколько мобильных телефонов оказывается разбитыми после информирования о неблагоприятных результатах экзаменов, пока никто не считал», - шутит г-н Дибман.

«В Эстонии уже давно эффективно действует система "мобильный учитель", позволяющая общаться родителям школьников и учителям с помощью SMS, - рассказывает Кирилл Захаров, менеджер по проектам представительства компании Ericsson в России. - Кроме того, здесь уже привычным делом считается оплата с помощью мобильного телефона парковки или проезда на общественном транспорте».

Широки горизонты применения мобильных технологий и в здравоохранении. На конференции свое последнее решение «мобильное здоровье» представила компания Ericsson. «Сегодня мобильные технологии могут серьезно снизить государственные затраты на здравоохранение, - отметила Светлана Скворцова, менеджер по маркетингу и развитию бизнеса отделения "Эрикссон Восточная Европа и Центральная Азия". - В частности, речь идет о расходах на содержание стационарных больных».

Ericsson продемонстрировала небольшую мобильную лабораторию, которая может следить за состоянием больного и в случае возникновения опасности для его здоровья - оперативно информировать об этом врачей. Так, на пациенте, который может находиться не в больнице, а дома, закрепляется ряд датчиков (тонометр, датчик кардиограммы, различные датчики анализа крови и т. Д.). Информация с этих датчиков по каналам мобильной связи поступает к врачам. Если врачи видят, что, например, у больного диабетом датчик фиксирует повышение сахара в крови, то ему советуют срочно принять определенное лекарство или к нему выезжает лечащий врач.

По словам представителей компании Ericsson, новое мобильное решение может иметь большую экономическую выгоду: внедрение и обслуживание такого решения составляют примерно 30% от стоимости содержания больного в стационаре. Экспериментальная установка подобных систем мобильного здравоохранения уже началась в ряде больниц Испании, Нидерландов и Кипра.

Выход из кризиса

Важное социальное значение могла бы иметь система мобильного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Новая система MassAlert, представленная на конференции израильской компанией Celltick Technologies, позволяет властям не только предупреждать население о возникновении ЧП, но и руководить действиями граждан через их мобильные телефоны. Например, массовая рассылка SMS-сообщений на мобильные телефоны очень актуальна после техногенного взрыва или террористического акта: таким способом гражданам можно быстро предоставить достоверную информацию о том, куда они могут эвакуироваться, или, скажем, о том, что в связи с аварией в ближайшей больнице срочно нужны доноры.

MassAlert позволяет отправлять «горячие» информационные сообщения с учетом местоположения клиента сотовой связи (как известно, по близости к тому или иному передатчику оператор может определять примерное расположение своего абонента). Таким образом, находящимся в непосредственной близости от катастрофы людям может прийти сообщение срочно покинуть опасную зону, а тех, кто находится вне опасности, напротив, успокоят и попросят не приближаться к зоне бедствия.

Опыт рассылки предупреждений через мобильную связь в мире уже есть: в Индии, например, подобные системы оповещения оказались весьма эффективными во время крупного террористического акта в Бомбее в 2003 году, а три года назад с помощью мобильной рассылки 100 тыс. человек были предупреждены о надвигающемся разрушительном цунами в Шри-Ланке.


Митинг мобильников

Большое будущее мобильным технологиям прочат в политической жизни. Так, Александр Пиотровский, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам компании «Скайлинк» вообще предложил ввести такое понятие, как «мобильная демократия». «В ближайшем будущем личный мобильный телефон гражданина может стать инструментом общения с представителями власти и политических партий, - отметил господин Пиотровский. - Например, технологии нашей компании предлагают устраивать массовые опросы общественного мнения или же транслировать на мобильный телефон важное видеообращение главы государства или видного политика».

Все активнее используются мобильные технологии и на выборах. На конференции российская компания Wings Software House представила свою новую систему мониторинга результатов выборов с помощью мобильных телефонов. Наблюдатели в этом случае отправляют в виде SMS данные о результатах голосования на отдельных избирательных участках, и специальная программа оперативно обрабатывает эту информацию. Такая система, в частности, была использована для оперативного сбора результатов голосования правящей Партии национального действия в Мексике.

Мобильные технологии на выборах уже активно внедряются и в России. Так, избирком России недавно ввел в эксплуатацию систему под названием «Мобильный портал». Бесплатно подписавшись на услугу, жители ряда российских регионов могли в текущем году получать информацию о ходе голосования и промежуточных результатах выборов в России.

Другой яркий российский пример - это своеобразный гибрид мобильного телефона и партийного билета. Подобная система под названием «Связка» сейчас, в частности, активно внедряется движением «Молодая гвардия» партии «Единая Россия». Загрузив на свой мобильный телефон с WAP-портала партии систему, пользователь «Связки» проходит своеобразную «партийную регистрацию», заполняя поля формы. Заполненная форма отсылается в базу данных партии, где формируется электронный перечень всех членов «Молодой гвардии». Систему можно использовать и для доступа к новостям и информации партии, для общения (наподобие ICQ), кроме того, владелец «мобильного партбилета» получает возможность отправлять свое мнение в штаб партии, участвовать в различных опросах.

Наконец, мобильные технологии могут быть весьма эффективны для организации различных митингов и демонстраций. Так, Олеся Аксюк, менеджер по развитию бизнеса компании Wings Software House, сообщила на конференции, что в настоящее время они ведут переговоры с рядом российских партий о внедрении новых мобильных систем. Подобные системы помогут информировать членов партии о том, где и когда будут проходить массовые мероприятия. Также непосредственно во время митинга любой участник, используя личный мобильный телефон, сможет публично выразить свое мнение. Для этого ему будет достаточно отправить SMS-сообщение на определенный телефонный номер - информация будет выводиться на больших экранах, например, на главной сцене массового мероприятия.

Трудности роста

Как скоро в России могут заработать элементы «мобильного правительства»? Пока специалисты разводят руками и ссылаются на традиционную неповоротливость государственных органов. «Мы регулярно проводим переговоры со многими государственными структурами, но пока лишь немногие задумываются над тем, чтобы реально внедрить элементы мобильных технологий в свое взаимодействие с населением, - разочарованно сообщает в интервью "Эксперту" Максим Каневский из компании "Мобикон". - Думаю, еще должно пройти какое-то время, прежде чем во властных структурах поймут эффективность взаимодействия с гражданами с помощью мобильных технологий».

Тему продолжает Семен Парий, заместитель директора группы корпоративных решений Alcatel-Lucent в России и СНГ: «Серьезным препятствием для внедрения в России систем m-Government остается безопасность хранения и предоставления данных - под угрозой могут оказаться значительные массивы персональной конфиденциальной информации. Кроме того, не стоит забывать о низкой степени технической подготовленности российских пользователей мобильной связи. Подавляющее большинство людей, и особенно пожилых, предпочитают пользоваться мобильным именно как голосовым устройством, а не терминалом, подключенным к сети».

Другое традиционное препятствие - это несовершенство российского законодательства. Многие участники рынка призывают законодателей юридически оформить такое понятие, как «мобильный идентификационный код» гражданина. «В Европе уже широко разрабатывается концепция мобильной идентификации, - рассказал на конференции Петер Райштедтер, представитель Федеральной канцелярии Австрии. - В Австрии мы предлагаем сейчас использовать специальную smart-карту со встроенным микропроцессором. Она могла бы быть частью SIM-карты в телефоне и официально идентифицировать его владельца. Имея такую встроенную карту, каждый гражданин мог бы пользоваться самым широким набором услуг - от оплаты, например, парковки с помощью своего мобильного телефона до отправки официального запроса в государственные учреждения или получения официальных уведомлений, скажем, из налоговых служб».

Источник: http://svobodainfo.org/info/page?tid=633200005&nd=458205397


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представит ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ