Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Обнаружен ИТ-бизнес. Сохранить/Удалить?

В самом конце апреля, когда запоздалая московская весна заставляла мечтательно вспоминать о январской теплыни, правительство окинуло критическим взором отечественный автопром. Первый вице-премьер Сергей Иванов на пресс-конференции в Хабаровске высказался более чем определенно: "Отечественные легковые автомобили неконкурентоспособны. Перспективных образцов среди них нет". Собственно, на сей счет — после оглушительного триумфа всевозможных иномарок, включая китайские, на российском рынке — вряд ли у кого-то оставались еще сомнения. Однако высказывание такого рода из уст вице-премьера не просто констатация факта, а скорее официальное заявление: "Поддерживать отечественного производителя, убедительно доказавшего свою неэффективность, правительство не собирается". В этом смысле вице- премьерская эпитафия "Жигулям"— серьезная информация к размышлению для представителей всех прочих отраслей российского бизнеса.

Что касается нашего ИТ- рынка, то ситуация на нем, к счастью, вызывает куда больший оптимизм. ИТ- бизнес не только демонстрирует свою жизнеспособность, наращивая обороты, но и ведет активный диалог с государством. В начале апреля в Санкт-Петербурге состоялся очередной ИТ- саммит — традиционная встреча лидеров индустрии, объединенных Ассоциацией АПКИТ. Более 120 участников саммита обсуждали наиболее насущные для ИТ- бизнеса вопросы: налоговый климат, динамику развития отрасли, региональные рыночные перспективы и проблемы специализированного образования. Свидетельством признания представительности и значения ИТ- саммита стали выступления государственных чиновников самого высокого ранга, таких, как руководитель Экспертного управления Администрации Президента РФ Аркадий Дворкович, заместитель министра ИТ и связи РФ Дмитрий Милованцев, руководитель Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов и др.

Доклад Аркадия Дворковича, посвященный путям развития российской экономики, совершенствованию бизнес- среды, поиску путей перестройки налогообложения в ИТ- отрасли открыл первый день саммита и вызвал оживленную дискуссию. Предлагаем вашему вниманию основные положения этого доклада, тема которого была заявлена как "Снижение налогообложения бизнеса — главный фактор роста капитализации". Как выяснилось в ходе выступления главы Экспертного управления, вопрос этот затрагивает достаточно широкий круг актуальных для ИТ- бизнеса проблем.

Наше будущее

Аркадий Дворкович начал свой доклад с весьма обнадеживающего высказывания в адрес ИТ-отрасли: "Я сюда приехал, потому что уверен: это одна из потенциально ведущих отраслей экономики в России. И так думаю не только я". Каким же образом власть намеревается развивать этот очевидный для нее потенциал? Прежде всего — с помощью оптимизации системы налогообложения. Еще несколько лет назад в правительстве и министерствах была принята своего рода неформальная концепция развития отрасли высоких технологий: государство может и должно оказывать влияние на формирование спроса в отношении товаров и услуг ИТ- рынка, а вот эффективно влиять на предложение оно не в состоянии. "С точки зрения производства ИT- продуктов, информационных технологий, связанных с ними услуг, влияния на предложение быть не может; этот рынок должен развиваться сам", — так формулировался государственный подход в этой области.

И вот в последнее время что-то начало происходить и в государственной политике, и в самой ИТ- отрасли. "Государство за счет в том числе своих расходов, а также общих мер экономической политики действительно стало стимулировать спрос", — отметил Дворкович. Наиболее яркий пример такого стимулирования спроса — обеспечение всех школ высокоскоростным доступом в Интернет. "Хорошо или плохо это делается, правильно или неправильно? Естественно, есть вопросы, но до конца этого года все школы страны будут подключены к Интернету. Это хорошо для раннего знакомства школьников с технологиями, для доступа к информационным ресурсам, для развития библиотечной сети". Поддерживаются на правительственном уровне инновационные программы ведущих школ и университетов; в первую очередь — в отношении обеспечения новыми технологиями, прежде всего информационными. Поскольку очевидный акцент сделан во всех этих программах именно на ИТ- продуктах и услугах, можно ожидать, что уже в этом году и в ближайшие два-три года спрос со стороны образовательного сообщества на такие продукты и услуги существенно возрастет. В то же время государство делает определенные шаги и в отношении поддержки предложения, т. е. поддержки производства ИТ- товаров и услуг. В числе таких шагов руководитель Экспертного управления назвал ИТ- технопарки и особые экономические зоны технико-внедренческого типа, которых в общей сложности в ближайшие два года должно быть создано целых двенадцать.

Впрочем, в отсутствие активной поддержки со стороны бизнеса эти государственные инициативы вряд ли окажутся жизнеспособными. "Я думаю, что в этом случае стоит и Ассоциации АПКИТ активизироваться, с тем чтобы вся эта идея не закончилась провалом, чтобы действительно эти проекты были реализованы как бизнес - проекты, а не как искусственные государственные нагромождения в искусственно выбранных географических точках", — сказал Дворкович. Но все-таки, невзирая на очевидную заинтересованность власти в дальнейшем развитии ИТ- отрасли, до сих пор сохраняются некоторые фундаментальные проблемы, с которыми эта отрасль постоянно сталкивается. И прежде всего в их числе Аркадий Дворкович назвал проблемы, связанные с обеспечением публичности компаний, с фискальной, налоговой и таможенной политикой государства. Именно эти темы и стали предметом центральной части доклада.

Остатки былого

На недавнем экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что налоги в России должны быть установлены на таком низком уровне, какой возможен в принципе в существующих экономических условиях. Эта фраза, как отметил в своем выступлении на ИТ- саммите Аркадий Дворкович, абсолютно соответствует точке зрения (в идеологическом плане) большинства членов правительства, хотя фактически это еще не всегда так. "Проблема, в частности, в том, что у многих людей нет понимания, что налоговая система сегодня не соответствует реальному состоянию российской экономики, реальному положению дел и реальному потенциалу ее развития". Основные механизмы нашей налоговой системы не менялись с начала 1990-х гг. Тогда они создавались на основе опыта других стран, налоговых систем 70–80 гг. В результате вольной или невольной консервации налогового законодательства отечественный бизнес живет в системе, от которой мировая экономика в целом (и российская в том числе) ушла далеко вперед.

Сегодня во всем мире множеством параллельных путей идет выработка оптимальной для настоящего момента структуры налоговой системы. Актуальность такой работы крайне велика: по образному выражению Аркадия Дворковича, "фактически российская налоговая система сегодня не понимает российскую экономику". Отечественное налогообложение устроено так, что взимать налоги можно лишь с тех категорий сделок, которые явным образом прописаны в законодательстве. Был приведен впечатляющий пример из финансовой области: сделки РЕПО (от англ. repurchase agreement, сделка покупки или продажи эмиссионной ценной бумаги с обязательством обратной продажи или соответственно покупки через определенный срок по заранее определенной цене) в Налоговом кодексе отсутствуют. А в биржевой практике тем не менее они весьма широко используются. То есть в России сделки РЕПО фактически не осуществляются из-за того, что Налоговый кодекс не понимает, что это такое: вместо одной РЕПО сначала совершается сделка по покупке, потом — по продаже, хотя в реальности это происходит одновременно на уровне контракта.

И таких примеров в любой сфере российской экономики можно найти немало. Выводы очевидны — надо исправлять ситуацию. И вот здесь, по мнению Аркадия Дворковича, необходимо активное взаимодействие бизнеса и государства. "Налоги в любом обществе — это результат некого общественного согласия, формально или неформально выраженного". Вопрос о формальности и неформальности в последнее время становится весьма актуальным: он вплотную смыкается с вопросом легитимности тех или иных методов уплаты налогов, в том числе — оптимизации налогообложения. В налоговом кодексе ведь не записано, какие схемы можно применять, а какие — нет; тем не менее налоговые органы и суды принимают в спорных случаях вполне определенные решения. В частности, не так давно Высший арбитражный суд РФ вынес одно крайне важное постановление, которое, невзирая на отсутствие у нас прецедентного права, будет иметь серьезные последствия во всем дальнейшем налоговом судопроизводстве. Высшая судебная инстанция РФ постановила, что если та или иная структура сделки применена исключительно с целью снижения объема уплачиваемых налогов и никакой иной экономической сути не содержит, то в целях налогообложения эта структура сделки не должна приниматься во внимание. Налоги должны взиматься так, как если бы сделка была осуществлена исходя из прямой экономической цели, т. е. без применения "оптимизационных" в отношении налогообложения схем.

Вопрос эффективности

Новые веяния в налоговой политике государства явственно проявляют себя и в том, каким образом будет осуществляться правоприменение заявленной Высшим арбитражным судом нормы. Сделка, осуществленная с применением "схемы ухода", не перестает быть легитимной — она абсолютно легальна с правовой точки зрения, просто налоги, которые она порождает, должны исчисляться естественным образом, что может привести лишь к корректировке налоговой декларации. Аркадий Дворкович особенно подчеркнул, что всем компаниям уже стоит достаточно внимательно относиться к этой нарождающейся практике, а законодателям и правительству — попытаться все-таки внести в законы некоторые характеристики или нормы, которые будут определять, что можно, а что нельзя, чтобы не отдавать на откуп налоговому органу или суду решение относительно того, имеет или не имеет сделка экономический смысл.

Экспертное управление Администрации Президента РФ, по словам его руководителя, ищет наиболее эффективные экономические стратегии — такие, которые приносили бы пользу экономике страны в целом. "Сегодня наше четкое убеждение состоит в том, что было бы лучше, если бы какое-то количество рублей из тех, что государство не получает (поскольку не все налоги платятся), легально оставалось бы у бизнеса, поскольку производительность бизнеса выше, чем производительность государства". В самом деле, взгляните на сферу безопасности: работников охранных предприятий в стране больше, чем военнослужащих либо сотрудников органов внутренних дел. Это фактически означает, что бизнес не доверяет государству собственную безопасность, т. е. услуги, которые оказываются государством обществу на собираемые налоги, эффективными не являются.

Еще один важный для налоговой системы фактор — привлекательность легальной экономической деятельности, наличие мотивации к ней, т. е. возможность для государства собирать больше налогов не за счет того, что ставки окажутся выше, а за счет того, что экономика будет расти более быстрыми темпами. Несколько лет назад, когда Арнольд Шварценеггер был избран губернатором Калифорнии, одним из первых его решений стало повышение корпоративных налогов в штате. Лидеры бизнеса — а это по преимуществу населяющие Силиконовую долину ИТ- компании — пытались отговорить губернатора от этого шага, указывая на то, что качество развития бизнеса может пострадать. Однако аргумент "срочно нужны деньги на социальную сферу" оказался сильнее, и результаты не заставили себя ждать, — локальный спад экономики в Калифорнии явственно продемонстрировал повышенную чувствительность хорошо настроенной налоговой системы к волевым (хотя и кажущимся верными на первый взгляд) решениям.

Крайне важным для деликатной юстировки налоговой системы Аркадий Дворкович назвал понимание того, насколько может быть повышена капитализация всей экономики в результате установления налогов на том или ином уровне. Известна консервативная политика Министерства финансов: "Когда мы заводим речь о снижении налогов, министр финансов всякий раз примерно час рассказывает нам о том, какие проблемы есть в бюджете и в конечном счете почему нет денег, для того чтобы это снижение произвести". Но ситуация не такая простая, какой кажется на первый взгляд: фактически весь прошлогодний профицит бюджета был получен за счет превышения ожидавшейся цены на нефть и газ. С учетом нынешней динамики мировых цен на энергоносители профицита уже в этом году может не оказаться, а уж в следующем — и подавно. И потому Министерство финансов, не желая формировать дефицитный бюджет, отказывается налоги снижать. Насколько плох дефицитный бюджет (с которым живут чуть ли не все развитые страны мира) — вопрос другой, но логика финансового министерства именно такова.

Порочность этой логики, с точки зрения Аркадия Дворковича, в том, что вовсе не принимаются в расчет положительные последствия снижения налогового бремени: легализация заметной доли бизнеса, повышение собираемости налогов, рост "белых" заработных плат. Вариант с использованием Стабилизационного фонда в качестве буфера ("давайте сейчас снизим налоги, и неизбежное в первые год-два падение госдоходов скомпенсируем позже за счет роста экономики") теперь вряд ли удастся реализовать: Министерство финансов провело в жизнь новую концепцию, при которой воспользоваться накопленными резервами становится почти невозможно. Теперь все доходы бюджета делятся на нефтегазовые и прочие, а Стабилизационный фонд подразделяется на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен поддерживаться в постоянном размере 10% ВВП и обеспечивать стабильность ежегодных перечислений нефтегазовых доходов в бюджет на уровне примерно 4% ВВП. Теперь никаких свободных государственных средств для компенсации снижения налогов на первые год-два вообще не остается.

Продолжение следует...

По материалам CRN/RE N9 (278), 2007.

Источник: CRN/RE

Источник: http://www.astera.ru/news/?id=48376


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ