Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Полпред президента РФ в ПФО А.Коновалов: «Создание «электронного правительства» позволяет улучшить взаимодействие органов власти с гражданами»

На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов.

Александр Владимирович, расскажите о реализации в регионах ПФО федерального проекта применения современных информационных технологий в сфере оказания публичных услуг населению - оформление документов, получение справок, подача деклараций через специальные сайты государственных органов. Каковы перспективы, задачи и потенциал субъектов округа?

Информационное обеспечение имеет определяющее значение для обеспечения транспарентности и публичности принимаемых решений органами власти. Наиболее мотивированными представляются усилия по созданию информационного пространства в таких сферах, как государственный заказ и реализация арестованного имущества, в которых применение современных информационных технологий способствует равнодоступности и прозрачности, обеспечению конкурентности и, как следствие, экономической эффективности управления.

В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство - основной поставщик услуг населению и организациям. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, лицензируют различные виды деятельности, обеспечивают социальную защиту населения и выполняют множество других общественно-необходимых функций. Кроме того, государство представляет собой и крупнейшего потребителя продукции и услуг частных и государственных организаций.

Создание электронного правительства позволяет улучшить взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами, в первую очередь, в таких сферах, как налогообложение, оформление таможенной документации, регистрация и ликвидация юридических лиц, выдача лицензий и сертификатов, подготовка и представление отчетной документации. По мнению аналитиков, суть электронного государственного управления состоит в "непрерывной оптимизации предоставления услуг, участии граждан в управлении посредством преобразования внутренних и внешних взаимодействий через информационные технологии, сеть Интернет и новые средства массовой информации". Таким образом, информационно-коммуникационные технологии здесь выступают лишь как средство для достижения основной цели - оптимизации предоставления государственных услуг. В Приволжском федеральном округе накоплен определенный опыт внедрения передовых технологий осуществления закупок для государственных нужд.

Расскажите, пожалуйста, о применении этих технологий на примере конкретных регионов ПФО.

В качестве примера можно привести заслуживающие внимания и тиражирования созданные в Республике Татарстан информационные системы на базе современных решений, в частности: "Электронное правительство Республики Татарстан", "Госзаказ Республики Татарстан", "Реализация арестованного имущества".

Отличительной особенностью информационно-аналитической системы "Госзаказ Республики Татарстан" является наличие структурного ресурса "Реестр сводных извещений о государственных и муниципальных заказах". Возможности ресурса обеспечивают поддержание в актуальном состоянии, создаваемых электронных досье на каждый размещаемый заказ и общедоступных в сети Интернет. В досье заказов включаются: вся информация о размещении заказа и полученные в результате принятия решения о размещении заказов и в ходе размещения заказов сведения. В том числе публикуются сведения, содержащиеся в извещениях, конкурсной документации, протоколах, контрактах, включая документальное подтверждение сроков поставки и других обязательств поставщика. Любой заинтересованный пользователь сети Интернет может в режиме on-line ознакомиться с любой информацией о заказе.

Особого внимания заслуживает система проведения открытых аукционов в электронной форме. Внедренная в Татарстане в 2004 году система электронных аукционов является наиболее прозрачным а, следовательно, антикоррупционным способом размещения государственного заказа. По результатам первого полугодия 2007 года более 47% всех контрактов в Республике Татарстан заключены по итогам аукционов, в том числе 35% всех контрактов по итогам электронных аукционов.

На базе электронной торговой площадки впервые в России Республикой Татарстан совместно с региональными отделениями Службы судебных приставов и Российского фонда федерального имущества создана система реализации арестованного имущества способом открытого аукциона в электронной форме. Такой способ реализации, особенно недвижимого имущества, автотранспорта, машин и механизмов, несмотря на трудности, связанные с адаптацией такой технологии к действующему законодательству, показывает достаточно оптимистические результаты.

Какие еще регионы внедряют данную технологию? Что это дает?

Уже 7 регионов находятся на этапе внедрения технологий электронных торгов для государственных нужд или уже внедрили данные инструменты: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Нижегородская область, Самарская область, Пермский край.

В Нижегородской области существует уникальный опыт осуществления закупок угля на бирже, что привело к тому, что победителями стали непосредственно угольные разрезы без каких либо посредников. В результате - экономия бюджетных средств составила около 40 процентов.

В настоящее время при поддержке министерства экономического развития и торговли и Федеральной антимонопольной службы, аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе осуществляется процесс создания Ассоциации электронных торговых площадок, которая на первом этапе объединит около 30 электронных площадок (всего их порядка 40) и более 20 тысяч поставщиков, находящихся на всей территории страны. Общий объем торгов на данных площадках в прошлом году составил более 500 млрд рублей (в том числе за счет Федерального агентства по водным ресурсам и РАО "ЕЭС России"). В дальнейшей перспективе она должна охватить все электронные площадки.

Ассоциация главным образом призвана создать единое информационное поле обеспечения процесса торгов для государственных и муниципальных нужд.

Каждый член ассоциации будет иметь доступ ко всем существующим электронным площадкам посредством единой электронной подписи. Информация о всех предстоящих и состоявшихся торгах будет анализироваться и направляться всем заинтересованным лицам, в том числе государственным и правоохранительным органам. Будут составлены "черный" и "белый" списки участников торгов. Белый список не предусмотрен законодательством и создание его - первый опыт в Российской Федерации.

Необходимым механизмом развития электронной торговли является использование электронной цифровой подписи всеми участниками торгов.

В настоящее время в округе 15-17% юридических лиц округа осуществляют сдачу отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды в электронном виде. Один из 3 крупнейших удостоверяющих центров, созданный при поддержке аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, находится в Нижнем Новгороде.

Следующими важными направлениями развития ИКТ в данной сфере является создание так называемой "инфраструктуры доверия" (окружных государственных удостоверяющих центров), которая обеспечит значительное ускорение дальнейшего развития средств электронной цифровой подписи, в том числе и для электронной торговли. Приволжский федеральный округ готов стать экспериментальной площадкой для развития данной программы.

Расскажите, пожалуйста, о создании электронных правительств в субъектах РФ? Какие регионы здесь можно выделить?

Чувашская Республика более 10 лет является полигоном для построения регионального "электронного правительства". Был пройден путь от автоматизации деятельности конкретных ведомств к созданию комплексной системы поддержки всей системы управления регионом на основе широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Ее ядром является единая республиканская информационно-аналитическая система, обеспечивающая поддержку решения основных задач государственного и муниципального управления. В рамках данной системы решена задача электронного документооборота, учета регионального и муниципального имущества и мониторинга его использования. Автоматизирован цикл планирования и исполнения бюджета на основе показателей результативности, реализована единая электронная система размещения заказов на приобретение товаров и оказание услуг и многое другое, необходимое для эффективного, прозрачного и оперативного управления.

Ключевым инструментом, поддерживающим работу с гражданами и предприятиями, является единый Портал органов власти республики, созданный как единая точка обращения для всех с возможностью получения информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти. Созданный в 1996 году, он заложил основу единого информационного пространства для власти и общества, позволил правительству республики контактировать с муниципальными образованиями в режиме он - лайн. Вокруг сайта администрации президента Чувашии начали объединяться информационные потоки. Граждане, приходящие в центры общественного доступа, в сельские модельные библиотеки, другие пункты коллективного доступа могут через единую точку входа - что также принципиально важно - быстро попасть на сайт любого республиканского министерства, на сайт любого муниципалитета, парламента, судебных органов и даже на сайт любого территориального федерального органа, а через систему ссылок - попасть на сайты федеральных министерств. Таким образом, для населения Чувашской Республики реально создан доступ ко всем уровням и всем ветвям власти. Все это стало возможным благодаря тому, что в республике создана современная цифровая телекоммуникационная инфраструктура.

Одним из инновационных проектов социальной направленности в сфере информационных технологий является реализуемый в настоящее время в Самарской области проект "Развитие системы управления регионом с применением мультиагентных технологий" - СУПРЕМА. В 2002 году проект стал одним из победителей конкурса, проводимого в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002-2010гг.", а Самарская область признана опорной зоной реализации мероприятия "Разработка и реализация концепции единой государственной системы управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации".

О значимости и жизненной необходимости проведении работ по проекту СУПРЕМА говорит признание ее результатов на 54-ом Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий "Брюссель - Эврика", проходившем с 16 по 20 ноября 2005 г. в Брюсселе, где представленные проекты "СУПРЕМА" и "Интегрированная правовая база знаний реального времени" получили медаль ICEPEC "За поддержку инноваций в области информационных технологий и вклад в развитие международного обмена опытом".

Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области создан Региональный социальный портал, на котором представлена в доступном виде достоверная нормативно - правовая информация по всем видам социальной поддержки населения.

В рамках программы интенсивно развивается сеть Интернет - киосков. Их в настоящее время 226 по области. Каждый желающий житель области может получить в Интернет - киоске исчерпывающую социально-значимую информацию о положенных гарантиях, льготах и выплатах.

Идентификация человека при работе с Интернет - киоском осуществляется при помощи "Социальной карты" жителя Самарской области, которая была разработана в рамках системы СУПРЕМА-БАНК.

Именная микропроцессорная пластиковая карточка создается на основе международной карты системы Visa. На карте расположена фотография получателя социальных выплат, его подпись, номер социальный и банковский, символика Самарской области. Социальная карта имеет двойное назначение: информационное приложение позволяет пользоваться Интернет - киоском любому жителю области (узнать всю интересующую информацию - об изменениях в законодательстве, полагающихся ему льготах, размере его социального обеспечения, наличии лекарств); банковское приложение - получать через банкомат начисленные социальные выплаты и использовать спектр социально ориентированных банковских услуг, в том числе - осуществление коммунальных и иных видов платежей через банкоматы, Интернет - киоски, кредитование на льготных условиях; осуществлять запись на прием.

Во втором полугодии 2007 года запланированы работы по развитию сервисов - оплата электроэнергии, услуг связи, предоставление скидок в торговых организациях, размещение на карте приложений - электронной медицинской карты граждан и транспортного приложения, которое позволит использовать социальную карту как проездной билет.

Социальная карта жителя Самарской области имеет бесконтактный чип магнитную полосу, штриховой код, позволяющие размещать дополнительную информацию как на карте, так и аккумулировать с помощью мультиагентных технологий с распределенных баз данных и знаний.

Социальные карты для жителей Самарской области выдаются министерством здравоохранения и социального развития бесплатно за счет средств областного бюджета сроком на 5 лет. Комиссионное обслуживание для держателя на весь срок действия карты бесплатное. В настоящее время изготовлено и выдано 62,5 тыс. социальных карт.

Работы по проекту интегрируются с мероприятиями административной реформы, проводимой в Самарской области, реализация которой без использования современных информационных технологий невозможна.

В Ульяновской области активно осуществляется процесс создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Ульяновской области, которые обеспечат повышение эффективности предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам. Ресурсом реализации данного проекта станет мультисервисная сеть правительства Ульяновской области, которая в настоящее время объединяет все 25 муниципальных образований области и к концу 2007 года объединит все поселковые образования области.

В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и граждан, обеспечения доступности услуг, предоставляемых органами государственной власти населению, достижения нового уровня информационной открытости исполнительной власти в Нижегородской области также было принято решение создать единый Интернет-портал государственных услуг Нижегородской области на принципах "Одного окна". На портале государственных услуг размещена информация об органах государственной власти Нижегородской области, предоставляемых ими услугах, пошаговые инструкции получения услуги, представлены шаблоны документов, примеры их заполнения. Доступ к любой информации организован в интуитивной форме, не требующей от пользователя знаний о точном наименовании организации, услуги или иной специфической информации. В результате работы с порталом пользователь имеет возможность получения подробной, пошаговой инструкции получения той или иной услуги или документа.

Какова социальная значимость применения высоких технологий на уровне предоставления государственных услуг и управления?

В Нижегородской области реализуются социально значимые ИТ - проекты, наиболее крупные из которых выполняются в рамках ФЦП "Электронная Россия". В первую очередь, это создание пунктов коллективного доступа в Интернет на базе почтовых отделений и библиотек. Только в течение 2005 - 2006 гг. в 450 почтовых отделениях области было организовано 500 рабочих мест с доступом в Интернет. Это составляет около 80% планируемого охвата, а к 2008 г. пункт коллективного доступа будет организован в каждом населенном пункте с численностью более 500 человек.

Информационные технологии помогают снижать социальную напряженность в сфере выплаты пенсий и пособий. Нижегородский филиал Почты России реализует проект ежедневного учета и контроля выплаты пенсий и пособий с использованием электронной цифровой подписи и штрих-кода. В настоящее время половине пенсионеров Нижегородской области при получении пенсий и пособий выдаются на руки квитанции с полной расшифровкой полученной суммы.

Технология и схема строительства коммуникационных сетей позволяет реализовывать городские инфраструктурные проекты, направленные на оптимизацию управления системой жилищно-коммунального хозяйства обеспечение правопорядка, общественной безопасности.

Это возможность покрыть город системой видеонаблюдения, установив на улицах, перекрестках и во дворах жилых домов видеокамеры, тревожные кнопки, передающие информацию по каналам связи. Видеонаблюдение при этом ведется в режиме реального времени. С помощью видеокамер информация собирается и хранится в течение 3-х месяцев, что позволяет повышать раскрываемость преступлений. Проекты повышения безопасности реализуются в ряде городов, в частности, в Самаре, Пензе, Перми, Елабуге, Нижнем Новгороде и показали свою эффективность.

Перспективным направлением развития информационно-коммуникационных технологий является сфера предоставления государственных услуг в области здравоохранения.

Так, система здравоохранения Чувашской Республики по уровню использования современных информационных технологий занимает одно из ведущих мест в России. Информационная система здравоохранения республики объединяет 120 субъектов различной ведомственной подчиненности и форм собственности. В лечебно-профилактических учреждениях используется более 1,5 тыс. компьютеров, накоплен богатый опыт, связанный с разработкой и внедрением единых информационных стандартов, сбором и анализом баз данных, ведением информационно-поисковых регистров, организацией ведомственного электронного документооборота.

На сегодняшний день организация и проведение телемедицинских консультаций осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: в телемедицинских пунктах на базе межрайонных центров, в телемедицинских центрах клинического уровня на базе государственных учреждений здравоохранения, при необходимости - на уровне межрегиональных и/или федеральных клиник в режиме of- line и on- line.

В телемедицинской системе Чувашской Республики функционирует 3 телемедицинских центра в г. Чебоксары на базе ГУЗ "Президентский центр охраны материнства и детства", ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница", ГУЗ "Республиканская клиническая больница N1" и 2 телемедицинских пункта на базе МУЗ "Канашская городская больница" и МУЗ "Батыревская ЦРБ", объединенных в единую систему республиканской телемедицинской сети, что позволило обеспечить связь на всех уровнях, включая ведущие медицинские центры России и зарубежных государств.

Использование телемедицинских технологий позволило на 30% сократить временные и материальные затраты по постановке правильного диагноза и выбору тактики лечения больного, резко (в 2-3 раза) снизить расходы и пациента и бюджета на консультации в федеральных медицинских центрах, а также обеспечить общедоступность этого вида медицинской помощи населению Чувашской Республики без ограничения федеральными квотами.

В дальнейшем предполагается использовать республиканскую телемедицину для предоставления уникальной возможности удаленного аудио - визуально-обращения врачей и пациентов в реальном времени. Появится принципиально новый вид медицинской и социальной помощи - телепатронаж. Этот вид помощи крайне важен для одиноких пожилых людей и пациентов с ограниченными возможностями, находящихся дома или в реабилитационных учреждениях, для пациентов после операций, для пациентов в детских домах и домах престарелых. Перспективы и проблемы телемедицины в настоящее время определяются ее развитием в направлении решения организационно-методических, технических, клинических и правовых вопросов.

Общий охват телевизионным и радиовещанием на территории Приволжского федерального округа несколько выше, чем в среднем по России - телевидение в округе имеют возможность принимать 98,9% населения, радиопрограммы - 97,9, в России в целом - 98,6% и 97,9% соответственно.

Республика Мордовия первым из регионов России полностью внедрила цифровой формат теле- и радиовещания на всей территории.

Для этого к концу 2006 года были созданы все условия: по всей территории протянут высококачественный оптоволоконный кабель, поставлены современные подстанции и трансформаторы. Республике Мордовия потребовался ровно год, чтобы полностью внедрить цифровое телевидение во всех районах республики. Теперь даже в самом отдаленном селе жители могут смотреть 12 телеканалов и принимать шесть радиостанций.

Проект цифрового вещания с использованием кабельного оборудования реализуется в Чувашской Республике.

В 2008 году планируется внедрение цифрового формата теле- и радиовещания на всей территории Нижегородской области.

Высокая степень готовности к внедрению соответствующих технологий в Удмуртской Республике, Оренбургской области, Кировской области, Саратовской области.

Источник: http://www.interfax.ru/r/B/exclusive/227.html?menu=34&id_issue=11805212

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ