Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Электронная Россия: пути развития

В статье рассматриваются варианты перехода от «бумагоцентрической» модели автоматизации в сфере управления к «информационноцентрической».

Возможности традиционной автоматизации исчерпаны

В настоящее время, несмотря на возрастающие технологические возможности, автоматизация в сфере управления ограничивается ускоренным получением традиционных бумаг. Более того, поскольку печатать бумажные документы стало быстро и несложно, их количество неуклонно растет. Как и прежде, ИТ-технологии преимущественно ориентированы на схему – «люди-бумага-люди».

«Бумагоцентрическая» модель автоматизации пока не меняется, хотя объективно она давно себя изжила. Появляются различные изыски, украшающие бумажные документы, вроде двумерного полоскового кода на налоговых документах, однако все это лишь подчеркивает архаичность общего подхода к автоматизации управления.

Осуществляется автоматизация в новых по форме, но традиционных по сути видах – таких как сайты, порталы, – и предполагает фактически выкладку для общего и корпоративного пользования традиционных бумаг в новой форме.

Охарактеризованный выше подход себя исчерпал. Фактически основной принцип внедрения подобных средств автоматизации – как сделать так, чтобы по сути ничего не менять как в содержании подготовки документов, так и в его кадровом и финансовом обеспечении.

Судя по озвученным на заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества (состоялся 12 февраля 2009) решениям, проблема внедрения средств автоматизации в новой версии программы «Электронная Россия» будет в очередной раз решаться новой рассадкой по местам тех же чиновников (новые рабочие группы со старым функционалом), а также очередной попыткой оптимизации оборота имеющегося в управлении вороха бумаг.

Новое состояние ИТ-инфраструктуры

Нужно учитывать, что в последнее время произошли существенные изменения в состоянии ИТ-инфраструктуры, которые нужно учитывать и в новой «Электронной России».

Новая информационная среда стала доступна для большинства населения за счет развития, удешевления и практического внедрения информационных технологий в различные сферы жизни общества. Практически все население сейчас имеет доступ к мобильной связи и, соответственно, некий минимум доступа к данным в компьютерной инфраструктуре с использованием различных быстро развивающихся технологий обмена данными (GPRS, WiFi в перспективе WiMax и др.). Последняя характерная тенденция – массовое тиражирование нетбуков – полнофункциональных компьютеров со сверхнизкой ценой и развитыми коммуникационными возможностями.

Перечисленные и другие тенденции являются основой инфраструктуры для конструирования массовых, территориально распределенных безбумажных приложений, решающих социально-значимые задачи. Для органов управления появляется перспектива не отгораживаться как сейчас от населения бумажными документами, а комплексно включиться в новую ИТ-инфраструктуру, поддержать ее развитие.

Несмотря на то, что много пишется о важности внедрения интернет-технологий в жизнь современного человека, создается впечатление, что большинство интернет-неофитов не знают, что интернет – это не только «Одноклассники» и порнография, но и новая исключительно удобная инфраструктура, позволяющая решать повседневные задачи человека в государстве.

Внедрению новых технических возможностей и эффективному использованию роста аудитории Сети мешает бедность общезначимого, повседневно необходимого информационного контента на русском языке, востребованных услуг в электронной форме на поддержке развития которых разумно сосредоточиться государству. Это более значимые, долгосрочные и качественные вложения, чем многомиллионные затраты на создание фильмов-однодневок с конъюнктурным содержанием.

Что дальше?

Для того, чтобы новый виток развития ИТ в России был эффективен, необходимо, чтобы он включал в себя новую парадигму взаимодействия гражданина и государства как непосредственно в задачах управления, так и в более общих вопросах информационного наполнения Российского сегмента интернет.

При этом совсем не обязательно ориентироваться на традиционные и имеющиеся зарубежные аналоги, ориентированные во многом на описанный выше «необумажный» подход. Многие подобные решения, несмотря на относительную новизну, морально устарели.

Для получения паспорта в миграционной службе необходимо принести заполненные бланки, фотографии. Что мешает дать возможность предоставить их и оплатить пошлину в электронной форме и лично получить уже готовый документ?

То же, почти без исключений, относится к предоставлению и оплате государственных услуг по другим административным регламентам.

Вполне логично также принятие закона об обязательной возможности предоставления покупки электронного билета для всех случаев, где они употребляются, начиная с некоторой заранее объявленной даты.

Технологические возможности для таких решений уже сформированы.

Новые возможности

Постараемся обозначить характерные особенности перспективных инфрмационных технологий. Информационная инфраструктура сейчас доступна гражданину в различных ситуациях и в разных формах. Ее использование человеком возможно дома, на работе, в дороге.

Многие граждане имеют технические средства для использования в каждой из перечисленных ситуаций. Дома и на работе это может быть стационарный или переносной компьютер. В дороге – сотовый телефон, коммуникатор или связка из устройства доступа в интернет и устройства отображения, например: сотовый телефон и наладонник или ноутбук с коммуникационной картой для обмена данными через коммуникационные сети. Вариантов технической инфраструктуры множество, но важно отметить, что человека и как поставщика, и как потребителя ИТ-услуг интересуют сквозные технологии, не зависящие от применяемой им изменчивой инфраструктуры и решающие необходимые ему задачи наиболее удобно в имеющейся ситуации.

Необходим единый функционал с различным доступом к информационной инфраструктуре государства и соответствующими, подходящими случаю интерфейсами. Так, в помещении GPS не нужен, а нужен удобный экран и другие элементы интерфейса. Мобильная коммуникационная инфраструктура наиболее востребована вне дома и офиса, поскольку мобильные коммуникации, как правило, обходятся дороже.

Однако функционал, требуемый гражданам, должен быть в максимальной степени адаптирован к тем программно-техническим средствам, которыми располагает человек, и доступен для применения там, где требуется. Так, например, платежи, копии документов должны быть доступны гражданам в той форме и в том месте, где это в данный момент является необходимым. То есть востребованы новые подходы к разработке программного обеспечения в «Электронной России». Этот функционал должен развиваться вслед за совершенствованием технологических решений, доступных населению.

Необходимы новые виды и концептуальные решения в создании программного обеспечения

Перспективные программно-технологические средства должны быть прозрачны по отношению к тем технологиям и техническим средствам, которые доступны гражданам для их использования. То есть, важной особенностью нового программного обеспечения должна стать возможность использовать его с любыми техническими средствами, доступными гражданам и обладающими минимальной достаточной функциональностью, акцент не на эффектах внедрения ИТ, а на их содержании.

Новые технологические решения не должны моделировать традиционную бумажную инфраструктуру, а поддерживать новую функциональность, опираясь на возможности доступных гражданам устройств.

От «бумагоцентрической» модели ИТ-технологий нужно перейти к «информационноцентрической». Информация инвариантна, она должна быть доступна оперативно в нужном месте и в нужной форме.

Важной характеристикой программного обеспечения в рамках предлагаемой парадигмы является его адаптивность, настраиваемость с одной стороны на условия применения, а с другой на технические возможности применяемых устройств. Если у устройства пользователя есть средства спутникового позиционирования – для определения местоположения используются именно они. Если нет – предлагается ввести необходимые данные вручную. Доступны средства получения «твердой копии» – получается распечатка, если не доступны – используются для решения задачи экран устройства, уведомления по электронной почте и другие подходящие альтернативные решения.

Новые виды функциональности ИТ-контента

Какие новые функциональные возможности могут быть реализованы с использованием информационных технологий в новых условиях? Постараемся перечислить некоторые примеры.

Актуально оперативное определение местоположения всех объектов государственной, муниципальной и коммерческой инфраструктуры в связи с их полезными для граждан свойствами.

Такими свойствами являются, в частности, расписания доступности объектов, резервирование времени и места предоставления услуг. Запись в очереди разного рода, резервирование билетов, определение фактического прибытия и отправления транспорта в режиме реального времени – эти и подобные решения начинают появляться разрозненно в различных организациях с необоснованным дублированием функционала.

Другой востребованной группой свойств является «наличие-отсутствие чего-либо», например товаров, а также цены на них и возможность сравнения цен и условий. Эта группа услуг удобна гражданам и может явиться новым актуальным информационным ресурсом для решения задач муниципального и государственного управления.

Автоматизация консультаций по различным вопросам (техническим, правовым, медицинским и пр.) с использованием доступных населению возможностей позволит сделать более комфортной жизнь граждан в государстве, одновременно сняв с чиновников часть нагрузки по непосредственному общению с населением.

Автоматизация финансовых расчетов предполагает возможность юридическим и физическим лицам осуществлять произвольные финансовые расчеты между собой. Государственные и муниципальные органы управления могут участвовать в выработке требований к таким системам как минимум в части унификации информационного обмена, обеспечения технической совместимости подобных систем с подсистемами управления в государстве, которые пользуются их услугами.

В целом востребованными являются технологии обработки документов нового поколения, комплексно реализующие возможности их электронного формирования, передачи и применения.

Необходима возможность гражданину действовать в новой информационной среде, а не созерцать свое окружение новыми средствами

Общим недостатком разрабатываемых в рамках программы «Электронная Россия» решений является недостаточное использование возможностей новой инфраструктуры. Наиболее интересное направление развития – вовлечение населения в активную деятельность по формированию информационного контента, стимулирование самостоятельного решения гражданами своих каждодневных задач в новом информационном пространстве с минимальными усилиями и минимумом ошибок.

Поддержка и развитие государственного сегмента в применении подобных решений кроме улучшения качества жизни населения позволит обеспечить органы управления различного уровня первичной информацией для принятия обоснованных управленческих решений.

То есть, новый функционал выгоден и государственным и муниципальным властям. Он позволяет сделать социально-экономическую инфраструктуру более эффективной, менее затратной, в целом сделать более комфортной жизнь граждан в государстве.

Леонид Рейнгольд 
Источник: http://svobodainfo.org/info/page?tid=633200005&nd=458219776


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ