Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Мечты сбываются. Дмитрия Медведева познакомят с электронным правительством Сингапура

Вчера начался официальный визит президента РФ в Сингапур.

Город сияет и переливается огнями, пытаясь предложить всем гостям все самое лучшее. Правда, из-за многочисленных делегаций, высадившихся на остров размером с Москву, даже образовались уличные пробки.

Здесь сочетается, казалось бы, несочетаемое – идеология фэн-шуй мирно соседствует с электронными штучками. Но ни от одного, ни от другого сингапурцы явно не собираются отказываться.

Они с удовольствием демонстрируют электронные новинки – платежные терминалы, с которых можно не только проводить финансовые операции, но и записываться на прием, получать справки и многое другое, правда, опять же не забывая, как надо расставлять терминалы по фэн-шую, чтобы деньги прибывали. Здесь все так – падающая вода из фонтана сверху вниз, чтобы денег было много, и окна в виде банковских купюр, и здания в виде развевающихся парусов, все для одного – привлечения средств. Да и идея электронного правительства, внедренная в этом государстве, для этого же – счастливой жизни сингапурцев.

Прилетевший в составе российской делегации, возглавляемой президентом России Дмитрием Медведевым, министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев после того, как принял участие во встрече глав государств и правительств стран – участниц форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», отправился знакомиться с тем, что удалось сделать его коллегам. Конечно, это не Россия с огромной территорией и значительно большим населением, чем здесь, но все же иногда приятно удивиться.

Да сначала и было чему. Электронное правительство в Сингапуре – это не химера. За прошедшие почти тридцать лет сингапурцам удалось перевести в электронный вид более 1600 услуг. К слову сказать, у нас с 2002 года каждый год «Электронная Россия» признавалась неэффективной, и уж никому и в голову не приходило спрашивать о каких бы то ни было электронных услугах.

А сингапурцы в этом электронном мире живут давно. Страна сегодня занимает первые позиции в мире по уровню зрелости электронного правительства. Однако для этого им пришлось пройти немалый путь. В 1980-1985 годах был реализован первый национальный план компьютеризации, во время которого в автоматизированный вид переводилась отчетность и создавались процедуры обработки данных. В последующие десять лет был сформирован и внедрен национальный план по информационным технологиям. Лишь к концу его реализации стало возможно предоставление статической информации на веб-сайтах, форм для скачивания, поиск информации и т.д. То есть то, что в нашей стране планируется сделать на портале госуслуг. Но до его запуска им пришлось пройти почти 20 лет. А Щеголеву отвели лишь полтора года.

В последующие три года здесь разрабатывалось предоставление ведомствами собственных сервисов – заполнение налоговых деклараций, оформление лицензий. И лишь в 2003-2006 годах закончилось создание единого портала интеграции разрозненных сервисов различных государственных организаций.

«Фактически они решали те же проблемы, что возникают и у нас. Это низкий уровень проникновения ИКТ в повседневную жизнь, незаинтересованность чиновников в новых методах работы, низкая информированность населения о возможности использования ИКТ для обращения в органы власти. Более того, в нашей стране это осложнялось еще и отсутствием на начальных этапах единой для всей России концепции формирования электронного правительства», – заметил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

По его словам, российская программа создания портала госуслуг – амбициозная задача, и, решая ее, полезно учитывать и достижения, и ошибки тех, кто идет по пути «электронизации» уже почти 30 лет. Так, при всей разнице в масштабах стран мы уже в конце этого года запустим портал госуслуг, который будет предоставлять на первом этапе справочную информацию, но в ближайшие три-четыре года (а у Сингапура на это ушло порядка 6-7 лет) мы не только увеличим количество госуслуг в онлайне, но и пройдем оставшиеся три ступени – до полного перевода их в электронный вид, пояснил российский министр.

«Уже в следующем году любой россиянин сможет получить порядка трехсот федеральных услуг на одном интернет-портале (бланки и информацию для получения паспорта, соцпомощи, пенсий, путевок). Там будет информация о налогах – транспортном, земельном, имущественном, данные о штрафах ГИБДД, чтобы можно было спокойно выезжать за границу и знать, что у тебя нет штрафов или просроченных долгов», – сказал Щеголев.

Предоставление массовых госуслуг в режиме онлайн, по его мнению, улучшит обслуживание россиян, избавив их к тому же от бюрократических проволочек и поборов. Но министру было отчего задуматься. Очевидно, что ему предстоит одновременно решать немало задач – от повышения количества и функциональности электронных госуслуг до предоставления доступа в Интернет на всей территории страны.

Министр информации, коммуникаций и искусств Сингапура Луи Так Ю не скрывал, что секрет успеха в создании электронного правительства кроется в централизации. «Нам нужно было сделать очень многое, – сказал Луи Так Ю. – Но начали с того, что образовали экспертную группу высокого уровня, куда помимо чиновников вошли бизнесмены и инженеры». Группа изучила структуру оказания госуслуг и предложила детальный план их перевода в электронный вид, включивший изменение управленческих процессов в самих ведомствах.

Организация государственного управления в области информационных технологий в Сингапуре существенно отличается от имеющейся в России тем, что здесь создан единый центр государственной технологической политики, который отвечает за информатизацию ведомств во всем Сингапуре. В ведение такого агентства по ИКТ входят закупка, внедрение и последующая эксплуатация систем электронного правительства. Например, в министерствах отсутствуют собственные ИТ-службы – эти задачи решают подчиненные Луи Так Ю, которых у него свыше 1200. Тем самым на организационном уровне в Сингапуре исключаются межведомственные барьеры и противоречия по использованию средств ИКТ, характерные для российской системы. «Конечно, систему управления в нашей стране нельзя сравнивать с Сингапуром ни по масштабам, ни по структуре, однако определенные элементы, в частности, согласование технологической политики ведомств вводим сейчас и у нас», – сказал Игорь Щеголев.

Впрочем, у сингапурских проектов есть и неоспоримое преимущество: государство активно стимулирует реализацию проектов на основе частно-государственного партнерства. В качестве примера министр ИКТ Сингапура г-н Луи привел проект подведения высокоскоростных оптоволоконных линий доступа к Интернету во всех домохозяйствах Сингапура – из 4 миллиардов долларов государство вкладывает в проект лишь 1 миллиард долларов. Победивший на тендере консорциум обязался решить задачу на 60 процентов уже в 2010 году, а полностью – в 2013 году. «Если бы мы не пошли по этому пути, то операторы связи еще долгое время пытались бы «отбить» те инвестиции, которые они вложили в технологии предыдущего поколения, – пояснил он. – А за счет участия государства достигается необходимая эффективность проекта и возможность контролировать тарифы оказания услуг для населения».

После того как был открыт и этот секрет, стало очевидно, что удивляться Игорю Щеголеву в общем-то и нечему: с деньгами можно получить и более быстрый результат. А российский президент сегодня сможет оценить работу электронного правительства. Правда, пока только сингапурского.

Вячеслав Исайков
Источник: http://svobodainfo.org/info/page?tid=633200005&nd=458224154

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ