Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Айсен Николаев: Создание «электронного правительства» – во благо якутян

В течение 2009 года руководство Российской Федерации уделяло особое внимание вопросам реализации административной реформы. Были предприняты практические меры по повышению качества и доступности услуг, оказываемых гражданам и организациям. Президентом РФ поставлена задача: к 2015 году обеспечить перевод всех предоставляемых государственных услуг в электронный вид. И сегодня процесс внедрения «электронных госуслуг» осуществляется форсированными темпами как на федеральном, так и региональном уровне. Об этом и многом другом состоялся разговор с руководителем Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Айсеном НИКОЛАЕВЫМ.

– Айсен Сергеевич, насколько появление «электронного правительства» будет способствовать развитию взаимоотношений общества и государства?

– В ноябрьском Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев определил развитие информационных технологий как одно из приоритетных направлений дальнейшего развития страны. Важнейшей целью программы «Электронная Россия» является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения массового распространения информационных и телекоммуникационных технологий. В принцип «электронного правительства» заложен переход от ведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на граждан. То есть внедряется своего рода принцип одного окна во взаимоотношениях государства и граждан. Гражданин не должен будет носить справки из одного ведомства в другое, чтобы осуществить необходимую для него операцию, для этого нужно будет лишь обратиться в государственные органы. А весь дальнейший взаимообмен документами и обмен информацией произойдут без его участия и в фиксированные сроки. Насколько успешно заработает проект «электронного правительства», настолько пользы принесет он как отдельному гражданину, так и обществу в целом.

Развитию информационного общества, созданию «электронного правительства» было посвящено заседание Государственного совета Российской Федерации, состоявшееся 23 декабря прошлого года, что еще раз свидетельствует о его чрезвычайной важности. Сегодня внедрение информационных технологий в процессы оказания государственных услуг становится не столько инновационным инструментом государства, сколько инструментом модернизации самого государства.

– Айсен Сергеевич, а что конкретно подразумевается под «электронным правительством» и как будет обеспечиваться доступ к его услугам?

– Под «электронным правительством» понимается такая форма организации деятельности органов государственной власти, которая обеспечивает за счет широкого применения информационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Опять же скажу, что ключевой целью формирования «электронного правительства» являются повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям услуг, упрощение процедур и сроков их оказания, снижение издержек со стороны граждан и организаций, внедрение единых стандартов обслуживания граждан, повышение качества административно-управленческих процессов.

Доступ к «электронному правительству» должен обеспечиваться через Интернет-сайты органов власти, а также Интернет-порталы государственных и муниципальных услуг, на которых должна быть собрана не только вся информация об оказываемых услугах, но в идеале и предоставлена возможность их получения без очного контакта с чиновником, посредством встроенных в них сервисов и возможностей, то есть в электронном виде.

Будут созданы центры общественного доступа к Интернету на базе отделений почтовой связи, библиотек, телефонных станций и т.д., оборудованные автоматизированными рабочими местами или информационными терминалами, подключенными к сети Интернет. Не останутся без внимания и люди старшего поколения, люди с ограниченными возможностями, в скором времени они смогут воспользоваться услугами центров телефонного обслуживания или, проще говоря, телефонных линий, по которым у операторов будут узнавать информацию об оказываемых услугах, также заработают многофункциональные центры оказания услуг. Кстати, первый в республике подобный многофункциональный центр должен открыть свои двери весной этого года в городе Якутске, бывшем здании магазина «Детский мир».

– Как якутяне оценивают качество оказываемых сегодня госуслуг?

– Проведенное в республике социологическое исследование показало, что население дает недостаточно высокую оценку качеству оказываемых госуслуг. Наибольшее недовольство при оформлении документов вызывают бюрократические преграды и волокита, которые становятся питательной средой для коррупции. «Электронные государственные услуги» будут направлены именно на устранение этих недостатков, а также на экономию времени и средств.

Но внедрение информационных технологий должно приводить не только к таким очевидным результатам, но и к реформированию самих органов власти, совершенствованию и упрощению их внутренних процессов и процедур. Информатизация должна осуществляться вместе с административной реформой, нацеленной на оптимизацию государственного управления в целом.

На региональном уровне проект предполагает решение целого ряда взаимосвязанных задач, основные из которых обеспечение организационного и электронного взаимодействия между органами власти всех уровней, внедрение компонентов электронного правительства.

– Айсен Сергеевич, будучи министром финансов, вы многое сделали для того, чтобы бюджет республики был «прозрачным», открытым, четко исполнялся. Минфин стал активно использовать спутниковую связь для информационного обеспечения финансовых структур республики. Как c тех пор изменились ваши взгляды и что бы вы сейчас внедрили?

– Действительно, и тогда, и сейчас продолжаю считать, что главный инструмент прозрачного и открытого общества – участие граждан в процессе формирования и планирования государственного бюджета. Как показывает практика, планирование республиканского бюджета только государственными органами зачастую приводит к возникновению проявлений необъективности, особенно это касается процесса принятия долгосрочных решений, что, естественно, снижает эффективность работы исполнительных и законодательных органов.

Поэтому крайне необходимы разработка и реализация проекта «Открытый бюджет Республики Саха (Якутия)». Только тогда формирование бюджета будет происходить при участии как органов государственной власти, так и государственных учреждений, частных предприятий и непосредственно граждан.

Использование информационных технологий при реализации проекта позволит автоматизировать деятельность, связанную с бюджетным процессом, вести открытый мониторинг расходования бюджетов всех уровней, а также производить по различным критериям анализ расходования бюджетных средств. В конечном счете реализация проекта «Открытый бюджет», думаю, способствует повышению уровня доверия населения к государственной власти республики.

– С какими трудностями приходится сталкиваться при реализации проекта «электронное правительство»?

– Сложность реализации задачи в том, что она требует выработки единого системного подхода как в организационном и технологическом плане, так и в нормативно-правовом обеспечении. Причем очень важным моментом является то, что все уровни власти, как федеральный, так и региональный и местный, должны максимально обеспечить согласованность и синхронность действий. Многое будет зависеть от понимания этого вопроса и проявления инициативы со стороны глав местных администраций.

Ключевым препятствием в повышении доступности государственных услуг является низкий уровень проникновения Интернета в жизнь наших граждан. У нас в республике да и вообще на Дальнем Востоке в отличие от центральных районов России очень низкое качество каналов связи. В некоторых районах, особенно северных, понятие «высокоскоростной Интернет» практически отсутствует. Ограничивают пользование его услугами и высокие тарифы. Поэтому у нас доля населения, пользующаяся возможностями Интернета, кратно меньше, чем в центре России.

В связи с этим наша республика и другие регионы ставят перед Правительством РФ вопросы и вносят конкретные предложения по ликвидации цифрового неравенства между регионами. Без решения этой проблемы внедрение «электронного правительства», каким бы оно ни было прогрессивным, обречено.

С принятием федерального Закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» на федеральном уровне во многом будет сформирована нормативная база, регулирующая отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления деятельности по предоставлению услуг и исполнению своих функций. Проект закона прошел в Госдуме первое чтение.

Вместе с тем необходимо отметить, что законодательство в части установления статуса электронных документов, регулирования порядка применения электронной подписи, подтверждения юридической значимости действий при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия требует совершенствования.

Что касается республиканской нормативно-правовой базы, я бы хотел обратить внимание на состояние регламентации деятельности органов исполнительной власти и особенно органов местного самоуправления. К сожалению, качество разработанных ими административных регламентов по оказанию услуг оставляет желать лучшего. До настоящего времени административные регламенты разрабатывались формально, целью их разработки было не исполнение, а их наличие как таковое. В этом направлении мы намерены ужесточить и расширить требования к регламентам, помимо этого, будет введен механизм мониторинга за их исполнением.

– И последний вопрос – какие практические результаты достигнуты в реализации проекта у нас в республике и какие задачи поставлены на ближайшую перспективу?

– Для реализации задач, поставленных перед регионами руководством Российской Федерации, Президентом Республики Саха (Якутия) В.А.Штыровым, формирование «электронного правительства» возложено на Администрацию Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).

В соответствии с поручениями президента сформирован Реестр услуг, оказываемых органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и государственными учреждениями, на основе которого будет разработан поэтапный план перехода на оказание услуг в электронном виде.

Также президентом республики в целях обеспечения координации деятельности и системности в решении вопроса по формированию электронного правительства подписан Указ от 26.01.2010-го №1803 о возложении функций по формированию инфраструктуры предоставления государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде на ГУ «Информационный центр при Президенте РС(Я)», на базе которого будет создан региональный центр управления «электронным правительством».

Тем же указом на Информационный центр при Президенте РС(Я) возложены функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в сфере информатизации для нужд органов исполнительной власти республики и подведомственных им учреждений, что должно послужить оптимизации бюджетных расходов в этой сфере.

То есть все процессы информатизации в органах исполнительной власти республики, такие, как приобретение техники и программного обеспечения, электронный документооборот, базы данных, электронная цифровая подпись, будут централизованы.

В этом году по аналогии с единым федеральным порталом государственных услуг (расположенным по адресу www.gosuslugi.ru) будет введен в эксплуатацию республиканский Интернет-портал государственных (муниципальных) услуг, после внедрения которого должны быть решены задачи совместимости сайтов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с порталом государственных и муниципальных услуг, создана система межведомственного электронного документооборота.

Актуальной задачей является исполнение требований федерального Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившего в силу в этом году. Обеспечение доступа к сведениям о деятельности государственных органов, нормативно-правовым актам, оказываемым услугам приведет к качественному изменению взаимодействия между органами власти и общества, будет содействовать участию граждан в государственной жизни, повысит прозрачность принимаемых решений. В целях реализации данного закона президентом республики утвержден соответствующий план мероприятий.

Источник: http://e-gov.su/index.php?newsid=2559

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ