Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Бюрократический саботаж. Внедрение госуслуг в электронном виде вызвало сопротивление со стороны чиновников

Информационные технологии получают все большее распространение в повседневной жизни людей. Благодаря этому в России все актуальнее становится вопрос о создании так называемого «электронного правительства» – формы организации деятельности госучреждений с использованием информационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам и организациям государственных услуг, а также информации об их функционировании и результатах деятельности.

Работа по внедрению «электронного правительства» сейчас активно ведется во всех регионах страны, и контролируется этот процесс на самом высшем уровне. Так, на прошлой неделе министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев сделал доклад президенту Дмитрию Медведеву о результатах деятельности регионов по переводу государственных услуг в электронный вид. Как выяснилось, ситуация с этим процессом в субъектах федерации складывается весьма неоднозначная. По словам Щеголева, кое-где уже определены ответственные за перевод ведомств не электронную схему работы, утверждены планы этого перевода, разрабатывается программное обеспечение и ведется работа по регулированию обмена информацией с различными государственными структурами – налоговыми инспекциями, миграционными службами, пенсионными фондами, органами соцподдержки и др. Наряду с этим есть такие регионы, как, например, Ненецкий АО, Магаданская область, Амурская область, некоторые республики Северного Кавказа, в которых создание «электронного правительства» связано с рядом трудностей и идет с отставанием от намеченного графика. В ответ на это Медведев потребовал у Министерства связи и массовых коммуникаций навести порядок в «отстающих» регионах и продолжить работу по информатизации и предоставлению государственных услуг в электронном виде.

Веб-сайты различных министерств, ведомств, администраций, департаментов существуют достаточно давно. На них можно найти информацию о госуслугах, просмотреть пресс-релизы, узнать телефоны, адреса и время работы органов государственной власти. Но, как правило, для того, чтобы получить услугу, требуется явиться в тот или иной государственный орган лично, потратить очень много времени, нервов и сил на стояние в очередях и общение с чиновниками. Часто даже попытки узнать, какие документы, когда и куда надо принести для получения какой-либо справки, сопряжены с определенными трудностями.

Потребность в организации информационных порталов для облегчения взаимодействия населения с органами власти назрела давно. Однако работа по их внедрению повсеместно сталкивается с многочисленными препятствиями и трудностями.

Как известно, в России действует разработанная еще в начале 2000-х федеральная целевая программа «Электронная Россия». Начиная с 2002 года, чиновники органов федеральной власти в центре и в регионах пытаются перейти на электронный документооборот. Но происходит это очень неторопливо.

Почему же положения федеральной программы, на реализацию которой выделяются десятки миллиардов рублей, претворяются в жизнь столь медленно и неэффективно?

Одной из главных причин является сопротивление тех, чью работу эта программа призвана модернизировать. Действия чиновников, представителей различных органов власти можно назвать саботажем. Они сопротивляются приходу прогресса в их размеренную чиновничью жизнь. Дело в том, что работа чиновников с гражданами выстраивалась годами, и она уже обросла определенными негласными законами и правилами. Приходя в паспортный стол, регистратуру поликлиники, миграционную службу и другие ведомства, граждане зачастую превращаются из потребителей госуслуг в просителей, по умолчанию находящихся в зависимом положении. А в этом случае многие чиновники могут извлечь для себя гораздо больше выгоды, чем работая с теми же обращениями удаленно – через интернет. Давно известно, что большую часть справок трудно получить без стояния в очередях, долгого ожидания сроков ее «изготовления». Вот тут-то чиновникам открывается большой простор для «творчества». Человеческий фактор, как бы это банально ни звучало, имеет большое значение даже в тех сферах, которые строго регламентированы законом. Коррупция, система «откатов», бюрократизм в худшем смысле этого слова – существование всех этих «болезней» российского чиновничества ни для кого не секрет. Между тем, злоупотребление служебным положением в условиях наличия электронного документооборота будет если не искоренено, то по крайней мере сведено к минимуму. Поэтому чиновники не проявляют большого желания менять сложившиеся, удобные для них порядки.

Перевод госуслуг в электронный вид подразумевает и повышение прозрачности работы представителей органов власти. Но они отчаянно сопротивляются этому. Не хотят почему-то слуги народа открывать этому самому народу всю «кухню» «изготовления» предназначенных для него госуслуг.

Да, прогресс в этой сфере, конечно, есть. На информационном портале государственных услуг уже собрана информация по ведомствам – перечни решаемых ими вопросов, адреса и телефоны, списки документов, которые необходимо предоставить, стоимость госуслуг, нормативно-правовые акты и т.п. Но на фоне того, что еще необходимо сделать в данной сфере, это капля в море.

Еще один интересный момент. Похоже, что внедрение инноваций для блага обывателей происходит за счет самих же обывателей. С 2010 года в среднем в 1,5-2 раза повысились расценки на некоторые предоставляемые органами государственной власти услуги. Например, увеличилась стоимость техосмотра, плата за выдачу загранпаспорта, за регистрацию юридического лица и регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Однако очереди и бюрократическая волынка при этом не исчезли.

В целом готовность регионов России к переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде в настоящее время весьма низка. Реализация программы «Электронная Россия» на данном этапе продвигается с трудом. Мешают этому, кроме бездействия чиновников, следующие причины:

  • Недостаточное информирование общества о существовании и принципах работы программы внедрения электронных госуслуг.
  • Недостаточное финансирование программы в некоторых, особенно удаленных от центра, субъектах федерации.
  • Множество технических недоработок.
  • Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей электронный документооборот в органах государственной власти.
  • Несогласованность деятельности по внедрению «электронного правительства» между центром и регионами.

Дистанционное пользование госуслугами становится насущной необходимостью в эпоху всеобщей информатизации общества. Теоретически, от «электронного правительства» следует ожидать серьезных позитивных социальных изменений. Но вот эффективность реализации этой программы такова, что по сути дискредитирует самые благие начинания властей.

Источник: http://www.novopol.ru/text82824.html

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ