Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

На пути к электронному городу: с чего начать?

Опыт больших городов показывает, насколько возрастает эффективность работы муниципальных и государственных учреждений, если они переходят к использованию соответствующих их задачам информационных технологий. Перспективные направления информатизации городов и конкретные технические решения обсуждались на межрегиональном семинаре «Электронный город будущего. Тиражирование программно-технических решений», организованном Управлением информатизации города Москвы, Международной ассамблеей столиц и крупных городов и CNews Conferences.

Решения по созданию «электронного города будущего» предлагают многие поставщики, обладающие разным опытом и разными методиками информатизации органов муниципальной и государственной власти. Годы уходят только на то, чтобы подойти к верному решению. Следовательно, как считает Александр Головко, заместитель начальника отдела НПП «Гранит-Центр», необходимо на научной основе построить типовую модель управления электронными госуслугами в городе будущего: «должен быть единый стандарт на автоматизацию госуслуг, а для его разработки нужна модель. На сегодняшний день мы видим у поставщиков вместо единой модели различные конфигурации программно-технических средств, позволяющие так или иначе решать поставленные задачи». На семинаре г-н Головко представил концепцию единой модели, предназначенную для применения системного подхода к управлению деятельностью при оказании госуслуг.

То, что научный подход к информатизации власти продиктован самой жизнью, показал заместитель генерального директора по научной работе ГК «Системы и проекты» Александр Загоруйко: «Необходимо переходить от обсуждения типовых решений к типовым требованиям. Если мы сосредоточиваем внимание на типовых решениях, то появляется возможность лоббировать заранее готовые решения и их поставщиков. Более правильно ставить во главу угла интероперабельность систем и типовые требования к решениям».

Типичная ситуация

Электронный город будущего должен быть комфортным для его жителей и гостей. Пока же сохраняется ситуация, когда граждане, обращаясь в государственные и муниципальные органы, вынуждены сами носить между учреждениями оригиналы документов, стоять в очередях, тратить на это рабочее время или брать отгулы. Алексей Морозов, аналитик департамента по региональной автоматизации госслужбы «Армада», обрисовал типичную ситуацию в области оказания государственных услуг. В настоящее время она характеризуется такими особенностями, как непроработанная нормативно-правовая база, отсутствие регламентов и централизованного хранилища данных, использование устаревших технологий в существующих информационных системах, а также сложность доступа к ведомственным информационным системам и ресурсам.

Причем сложилась ситуация, когда у одних организаций есть свои системы и базы данных, у других пока нет, но они работают в этом направлении, а третьи считают, что им информатизация в принципе не нужна.

Органы исполнительной власти, связанные с оказанием госуслуг, логично объединить единой сетью, создав электронное правительство. Алексей Морозов считает, что при разработке структуры электронного правительства нужно исходить из требований массового охвата населения. Следовательно, задействуется несколько каналов коммуникации: интернет (региональный портал госуслуг), очное обслуживание («Служба одного окна») и контакт-центр, работающий с обращениями граждан по телефону, e-mail, SMS и т.д.

Интересы бизнеса

Сергей Прохоров, руководитель направления «Электронное правительство» компании «Мега-НН», рассмотрел вопрос создания электронного правительства с точки зрения требований бизнеса. Созданием электронных правительств занимаются подрядчики – коммерческие организации, и проводимые ими проекты должны отвечать обычным для «внедренческих» проектов бизнес-требованиям, как то тиражируемость решения, быстрый эффект от внедрения для заказчика, окупаемость затрат.

Системным интеграторам известны пути решения этих задач, один из которых заключается в создании модульной структуры электронного правительства. Информатизацию транспортной системы, ЖКХ, систем образования, здравоохранения, социальной сферы можно проводить по отдельности, включая их в структуру электронного правительства как самостоятельный блок. «Это – элементы, которые позволяют выполнять задачи и в то же время способны работать вместе, – комментирует Сергей Прохоров. – Завершив автоматизацию одного из блоков, муниципалитет получает результат на этом участке, не дожидаясь окончания всего проекта».

С точки зрения Натальи Салтыковой, руководителя проектов НВЦ «Интеграционные технологии», комплексная автоматизация управления городом в виде систем учета, геоинформационных систем, систем безопасности, автоматизированных бизнес процессов должна отвечать целям развития города: «Когда город достигает определенного уровня информатизации, когда у него есть учет и есть системы ГИС, позволяющие видеть, где и что расположено, возникают вопросы: сколько город может со своей земли получить прибыли, сколько принесут инвестиционные проекты на конкретных участках муниципальной земли».

Следовательно, необходимы системы управления развитием территории города, которые позволяют не только контролировать работу в различных разрезах, но и выдавать показатели развития и, главное, прогнозировать развитие. Эта задача решается интеграцией информационных потоков с использованием единого городского хранилища данных, созданием математического аппарата прогнозирования и взаимодействием с ГИС-системами.

Каким образом будут передаваться данные между городскими системами, достаточно ли для их развития существующей сетевой инфраструктуры? Денис Кокшаров, руководитель направления инфраструктурных корпоративных проектов «ЭР-Телеком Холдинг», уверен, что да. На базе существующих волоконно-оптических сетей можно строить городские универсальные телекоммуникационные сети, которые обеспечат необходимую пропускную способность и будут соответствовать всем требованиям по безопасности, доступности и отказоустойчивости. Но в ряде регионов власти считают более выгодным не арендовать существующие сети, а строить свои, как, например, делается в Новосибирске, где на постройку ВОЛС администрация израсходовала 180 млн рублей.

Такие проекты, впрочем, окупаются. По словам Дениса Кокшарова, одна из управляющих компаний в сфере ЖКХ, работающая с нами, планирует окупить проект, включающий замену труб, установку датчиков электро- и водоснабжения и удаленный мониторинг из диспетчерского центра, всего за 6–8 месяцев. При этом затраты на эксплуатационное обслуживание планируется снизить в 3-4 раза.

Фокус на безопасности

Леонид Молчановский, главный архитектор бизнес-решений «Умный Город», «Системы навигации и безопасности» «Ситроникс», рассказал участникам семинара о развитии концепции «Умный город». При этом он держал фокус внимания на безопасности, обеспечение которой решается на трех направлениях: предотвращение аварийных и чрезвычайных ситуаций, общественная безопасность и безопасность на границе и транспорте.

«Обеспечение безопасности граждан – это один из приоритетов развития для России, – подчеркнул он. – Первый этап уже пройден: камеры видеонаблюдения установлены повсеместно. Но их данные обрабатывают разные системы, которые в будущем должны быть интегрированы в единую сеть».

С точки зрения гражданина ключевым моментом жизни в городе будущего, по версии «Ситорникс», станет наличие у него Универсальной электронной карты (УЭК). Эта карта может быть одновременно средством идентификации гражданина, его водительскими правами, цифровым сертификатом для электронных средств коммуникации, банковской, медицинской картой и средством оплаты на транспорте. Органы власти, в свою очередь, получат надежное средство мониторинга деятельности населения, включая такие вопросы безопасности как контроль миграции, доступа на объекты инфраструктуры, контроль ввоза и вывоза опасных веществ и т.д. с детализацией полученных данных вплоть до конкретного человека.

Жизненный цикл

Каждый документ имеет свой активный жизненный цикл. Многие документы через несколько лет попадают в архивы и выпадают из баз данных информационных систем. Но это не значит, что они стали не нужны. По-прежнему в «Службу одного окна» приходят заявители с просьбой выдать тот или иной архивный документ, причем количество таких обращений год от года растет.

Технологии выдачи документов в большинстве архивов допотопные: получив заявку, сотрудник архива вручную ищет документ, делает с него копию и отправляет обратно в «Службу одного окна». Эти действия занимают до 90% времени, положенного на ответ заявителю. Случается, что по прошествии положенного времени гражданину сообщают об отсутствии документа в этом архиве и направляют в другой архив.

Михаил Тимофеев, директор департамента реализации комплексных программ корпорации «Элар», рассказал, что внедрение электронных архивов позволяет сократить время ответа заявителю до 3-6 секунд: «сотрудник службы одного окна сразу проверяет наличие документа в базе и говорит, есть он или нет. Но бумажные документы пока никто не отменял, поэтому заявителю приходится ждать положенное время, пока документ доставят».

Благодаря тому, что деятельность учреждений в области документооборота стандартизирована, архивные системы можно делать на основе модулей, из которых создается архив, отвечающий потребностям организации.

Два подхода к функционалу

Сергей Курьянов, директор по развитию компании DocsVision, обратил внимание слушателей на задачи, стоящие перед разработчиками ПО. Безусловно, автоматизация делопроизводства и документооборота востребована на всех уровнях госвласти, причем зачастую требуется и управление процессами. Но, например, малые муниципалитеты не имеют бюджетов и инфраструктуры для автоматизации документооборота. Для них Сергей Курьянов считает перспективным использование SaaS-решений.

Есть и еще одна проблема: специализированное ПО для делопроизводителей обладает избыточным функционалом, который 80% сотрудников никогда не будут использовать. Им для более комфортной и эффективной работы нужна «невидимая» система документооборота.

«Большинству сотрудников нужны простые инструменты, встроенные в знакомые приложения, – считает Сергей Курьянов. – Поэтому мы разработали клиент к MS Office и к MS Outlook, который встраивается в стандартный интерфейс. Сотрудник может считать, что он работает в обычном Word и сохраняет документы на своем компьютере, но в действительности этот документ попадает в централизованное хранилище».

Другой подход к облегчению работы сотрудников предлагает директор по развитию технологий информационного менеджмента компании «Ай-Ти» Дмитрий Романов. Это – «единое рабочее место сотрудника», обеспечивающее доступ к данным из разных приложений через собственный единый интерфейс.

В своем выступлении Дмитрий Романов отметил еще одну серьезную проблему информатизации города будущего – это устаревшие методы взаимодействия между различными учреждениями. «В 2002 году я сделал для презентации схему, которая актуальна до сих пор, – рассказал он участникам семинара. – На ней два учреждения, в каждом из которых люди работают за компьютерами, применяют современные системы электронного документооборота. Но между собой они общаются неправильно: они эти документы распечатывают и везут почтой или фельдъегерской связью с одной улицы на другую». Он отметил, что на ситуацию в первую очередь влияет отсутствие побудительных мотивов к изменениям и стремление к закрытости у чиновников. Достижение результата возможно только при административном давлении на исполнителей со стороны «заказчика проекта», в роли которого выступают городские и региональные руководители. В тех городах, где сильные руководители, ИТ-проекты в органах власти завершаются успешно.

Павел Притула
Источник: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/10/29/414190

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ