Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Системный подход в формировании инфраструктуры электронного правительства

Представьте себе ситуацию, при которой ведомству любого уровня управления, включая муниципальный, поручают оптимизировать предоставляемые им государственные (муниципальные) услуги и функции гражданам и другим государственным (муниципальным) ведомствам «с нуля». То есть муниципалитет должен обеспечить полный цикл создания услуги в электронном виде: от создания и развития аппаратной инфраструктуры, изменения нормативно-правовой базы, поиска новых высококлассных управленцев в сфере ИКТ и до построения новых информационных систем и их интеграции с системами заинтересованных ведомств.

Очевидно, что задача построения хорошо интегрированной системы электронных государственных услуг не только непосильна каждому взятому по отдельности ведомству, но и вообще не должна так решаться в условиях экономии на масштабе. Для такой большой страны, как Россия, в которой региональное и муниципальное развитие является существенно неоднородным, требуются единые правила, механизмы, методики, стандарты и, наконец, конкретные воплощающие их платформенные программные и аппаратные ИТ- решения, которые станут понятным ориентиром на пути присоединения к электронному взаимодействию для всех государственных и муниципальных структур вне зависимости от исходных ресурсов, которыми они обладают. Синонимом понятия «системный подход» считают понятие «архитектурный подход», или «архитектура».

Под архитектурой электронного правительства понимают обобщенное описание структуры электронного правительства на уровне основополагающих категорий ИКТ-компонентов и их взаимосвязей, а также принципов и руководящих материалов, определяющих управление развитием архитектуры во времени. Мы можем представить себе электронное правительство как систему, состоящую из нескольких «слоев», тесно взаимодействующих друг с другом, причем ни от одного из них нельзя отказаться. Иными словами, архитектура электронного правительства – это целостная картина, проясняющая текущее состояние и взаимодействие всех государственных органов власти и их информационных систем в каждый момент времени в заранее заданном масштабе (федеральный уровень, регион, муниципалитет, конкретное ведомство, национальный уровень в целом). Отметим, что архитектура – это и совокупность общих принципов и правил построения, масштабирования и модификации новых ИТ-решений. С течением времени в силу меняющихся общественных потребностей те или иные решения электронного правительства потребуют модификации. Однако, проблема не в том, что система электронного правительства постоянно видоизменяется, находясь в развитии согласно общественным потребностям, а в том, чтобы соблюдались общепринятые правила внесения изменений. Так, например, очень важно отслеживать причину и способы внесенных изменений. Должна быть обеспечена преемственность в развитии государственных информационных систем с тем, чтобы в каждый момент времени государство сохраняло контроль над реализацией имеющихся у него полномочий.

Формирование базовых принципов, рекомендаций и приоритетов в построении архитектуры электронного правительства на каждом уровне во многом зависит от набора социальных, экономических особенностей и потребностей на нем, так как архитектурный (системный) подход предполагает одновременное развитие и увязку сразу нескольких концептуальных слоев, а именно:

  • функций, услуг, которые предлагается реализовать с помощью ИКТ-инструментария;
  • данных, которые требуются для информационной поддержки реализуемых функций и услуг;
  • прикладных систем;
  • технологической платформы (программно-аппаратного комплекса ИТ-решений).

Отметим также терминологическую вариативность, которая встречается при описании комплекса мероприятий, связанных с архитектурным подходом. Различия в терминологии проявляются на этапе определения названий тех или иных компонентов архитектурной модели, а также названий этапов по их реализации.

На рис.1 изображены взаимодействующие «слои архитектуры», или элементы системы электронного правительства.

Замечание 1. Безопасность на рис. 1 означает, что требования к обеспечению безопасности (а значит и доверия) к системе электронного правительства «пронизывает» все архитектурные слои или элементы системы электронного правительства, но на каждом конкретном уровне имеет свои решения. Так, например, в технологическом слое безопасность можно продемонстрировать как наличие механизмов шифрования данных при передаче и шлюзов по защите от вирусов и неавторизованного вторжения. На уровне прикладных систем безопасность может выражаться в необходимости использовать персональный логин, пароль или иной идентификатор. На уровне данных должно быть понятно, какие данные доступны кому из участников взаимодействия в какой момент времени. На уровне государственных услуг и функций речь может идти об антикоррупционной безопасности и исключении человеческого фактора при реализации государственных полномочий.

Замечание 2. Обратите внимание, что при решении столь комплексных задач, к которым, безусловно, относится построение системы электронного правительства, архитектурный подход сравним с методом разбиения задачи «сверху вниз», причем каждый слой накладывает некий автономный контекст на решение задач внутри него. Таким образом, подход позволяет не решать все задачи сразу, а сконцентрироваться на проблемах в каждом слое отдельно, но при этом не следует забывать о создании интерфейсов для общения между слоями и необходимости в каждый момент видеть стратегически картину в целом.

Проиллюстрируем применение вышеприведенной схемы к Системному проекту формирования в Российской Федерации инфраструктуры развития электронного правительства. Итак, аналогом самого верхнего слоя нашей схемы в системном проекте является разделение полномочий (специфические, учетные, принятие нормативно-правовых актов, типовые) и классификация по ним государственных функций и услуг. В специфических полномочиях выделили: разрешительные (аккредитация, лицензирование), контрольно-надзорные (проверки) и управленческие (мониторинг, статистика, стратегическое планирование). Работа с данными, принадлежащими государству, ведется с помощью систем учета. При реализации системы государственного учета были выделены следующие принципы:

  • Принцип законности ведения государственной учетной деятельности.
  • Принцип законности обращения учетных данных.
  • Принцип необходимости и достаточности состава учетных данных.
  • Принцип обеспечения достоверности учетных данных.
  • Принцип юридической значимости учетных данных в электронном виде.

Таким образом, системный проект на уровне данных не столько отвечает на вопрос, как это реализовать, сколько на вопрос что надо реализовать. Иными словами, принципы и правила системного подхода позволят сформировать ключевые характеристики систем электронного правительства, без которых она не сможет считаться пригодной для реализации стратегических целей общества и государства. Для слоя прикладных информационных систем системный проект дает исчерпывающий ответ об их классификации, а также приводит по каждому элементу классификации все возможные типы систем, реализующих определенную функциональность. Например, информационные системы классифицированы на:

  • Прикладные государственные (например, портал государственных закупок, единый государственный реестр юридических лиц).
  • Системы получателей услуг (например, единый портал государственных услуг, инфраструктура юридической значимости).
  • Коммерческие инфраструктурные (например, частные платежные системы, поисковые системы). Для слоя технологических платформ также сформулирован ряд принципов. Прежде всего, совместимость при взаимодействии, использование исключительно открытых стандартов, масштабируемость, способность выдерживать определенные рабочие нагрузки, технологическая нейтральность.

Таким образом, для каждого архитектурного слоя сформулированы правила и принципы его развития, предложены классификации компонентов внутри каждого слоя, определены планы-графики и целевые индикаторы реализации решений по каждому слою в отдельности. Отметим также ряд разделов системного проекта, которые «не ложатся» впрямую в многослойную структуру. К таким важным вопросам относятся: оптимизация бюджетных расходов, обеспечение доступности государственных услуг для населения, организация системы мониторинга ключевых показателей развития системного проекта.

Необходимо отметить важность создания единой универсальной карты гражданина (уровень прикладных систем) и инфраструктуры электронно-цифровой подписи. Без этих важнейших компонент система электронного правительства никогда не заработает эффективно. Гражданину должно быть удобно, надежно и безопасно совершать, в том числе и платежные операции, и действия по раскрытию части своих персональных данных вместе с разрешением на их использование в процессе получения электронных государственных услуг.

В заключение рассмотрения данного вопроса еще раз отметим важность системного проекта для развития национальной системы электронного правительства в России. Она состоит в том, что впервые в документе национального значения было продемонстрировано понимание того, что только одновременное скоординированное развитие самых различных компонент, на первый взгляд никак не связанных между собой (разделение государственных полномочий, платежные системы, оптимизация бюджетных расходов, электронно-цифровая подпись, прокладка новых компьютерных сетей), является залогом успеха в реализации столь сложного и многогранного проекта, каким является электронное правительство.

Системный, или архитектурный подход к развитию электронного правительства как раз и позволяет осуществить всеобъемлющий охват столь широкого спектра проблем, которые должны быть решены, чтобы обществом и государством внедрение информационно-коммуникационных технологий в целом могло быть признано успешным. Иными словами, грамотное внедрение ИКТ вызывает необходимость кардинального пересмотра и «наведения порядка» во внутригосударственном взаимодействии, пересмотр ролей государства, граждан и коммерческих организаций в процессе сотрудничества и взаимодействия. Поэтому в системном проекте также были отмечены весьма новые, еще не в полной мере освоенные механизмы государственно-частного партнерства, а также отчетливо прозвучавший призыв к серьезному пересмотру/уточнению законодательства как во многом сдерживающего фактора для развития национальной системы э-правительства.

Автор: Стырин Е.М.
Доцент кафедры государственной и муниципальной службы, старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, к.с.н. Москва, 2010.

Источник: http://open-gov.ru/?p=758#more-758


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ