Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Структура управления электронным правительством: мировой опыт

Для каждого государства в силу особенностей и сложившихся практик структура управления электронным правительством существенно отличается. Речь идет о ключевых игроках (министерствах, ведомствах, советах, комиссиях), ответственных за разработку стратегии развития электронного правительства и ее последующую реализацию (в особенности важна ответственность за качество получаемых результатов и расходуемых средств).

Трудно рассуждать в терминах «лучше» или «хуже» по отношению к конкретной структуре. Например, федеративный или унитарный характер государства, законодательно определенное разделение полномочий между уровнями управления автоматически формирует возможную структуру управления. Еще один критерий – обеспеченность финансовыми ресурсами среди государственных ведомств. Неравенство в данном вопросе также приводит к формированию специфических управляющих и ответственных государственных подразделений. Однако проследить достоинства и недостатки конструкций все же возможно.

Ключевым критерием оценки качества структуры электронного правительства уместно выбрать возможность обеспечения лидерства в этом вопросе среди государственных ведомств, а также потенциала по получению приемлемых итоговых результатов. Пожалуй, самой «плохой» структурой управления электронным правительством является ее полное отсутствие. Это свидетельствует о том, что для государства проект электронного правительства является вообще не приоритетным (нехватка финансовых или кадровых ресурсов, военные конфликты и т.д.). Альтернативным вариантом является наличие нескольких государственных ведомств, полномочия между которыми либо не разделены, либо это разделение не соблюдается. В этом случае мы получаем систему фрагментарного лидерства и отсутствия единой системы ценностей и приоритетов в области электронного правительства у государственных ведомств-исполнителей. Третьим вариантом является наличие департамента. Четвертым – наличие ярко выраженного «локомотива электронного правительства» – компетентного ведомства, пропагандирующего и продвигающего идеи и механизмы реализации проектов э-правительства. Однако и в этом случае возможны варианты. У данной структуры не хватает полномочий по координации деятельности и вовлечению остальных ведомств. Либо, что лучше, таких полномочий достаточно, и лидер в области э-правительства может влиять на деятельность своих государственных партнеров. Зачастую, в правительствах государств лидеры в области э-правительства возникали при министерствах финансов, являясь отдельными ведомствами и получая определенную финансовую автономию и возможность проводить свою политику.

Стратегические приоритеты и утверждение национальных перспектив в области э-правительства, как правило, остаются за государственной комиссией или советом под руководством Президента или Премьер-министра страны (в зависимости от прописанных в конституции полномочий). В такой совет (комиссию) входят высокопоставленные чиновники, возможно, на консультативной основе представители бизнеса или экспертного сообщества. Конечно, каждое отдельно взятое ведомство должно иметь свой круг работ в рамках программы электронного правительства, поскольку обладает наиболее глубоким знанием своей предметной области, но в то же время, наличие координатора программы позволяет пользоваться его ресурсами для решения наиболее сложных проблем.

Автор: Стырин Е.М.
Доцент кафедры государственной и муниципальной службы, старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, к.с.н. Москва, 2010.
Источник: http://open-gov.ru/?p=768#more-768

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ