Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Артем Ермолаев: «Задача Москвы – стать лидером по уровню информатизации, как минимум, во всей Восточной Европе»

- Артем Валериевич, Вы перешли из Минкомсвязи в столичное правительство чуть меньше года назад. Как Вам работается на новом месте в московском департаменте, в чем отличие от работы в федеральном министерстве? Какие возникают трудности?

- Даже представить себе не мог, что нагрузка  будет настолько серьезной. Мой стандартный рабочий день начинается по московскому графику в 8 утра, а завершается по федеральному, то есть, в 11-12 вечера. Привыкнуть к тому, что у тебя рабочий день даже не 12, а 16 часов – довольно сложно. В целом, объем задач намного больше. Покрывать нужно все области, начиная со здравоохранения и образования и заканчивая природопользованием. И соответственно, удерживать в голове достаточно большой объем разноплановых задач: от поставок компьютеров до создания систем видеонаблюдения в городе.

- Как соотносится уровень информатизации Москвы и регионов России? Удалось сделать какие-то наблюдения?

- Оценки сильно разнятся. По некоторым рейтингам, Москва чуть ли не на 30-м месте из всех возможных, а по каким-то – на первой-второй позиции. Моя оценка – мы однозначно находимся в топ-10, вопрос в том, как оценивать успехи информатизации: исключительно по количественным показателям или же смотреть по показателям качественным. Если рассматривать не только количество компьютеров у тех или иных чиновников, а учитывать уровень развития информационно-коммуникационных технологий в целом, в частности, связи, телевидения, IT, то Москва однозначно в топ-10.

То, к чему мы идем – это лидерство не только в рамках Российской Федерации, задача Москвы – стать  номером один по уровню информатизации как минимум, во всей  Восточной Европе. Да, нам будет достаточно тяжело конкурировать с продвинутыми европейскими государствами,. Но, как  говорится, хочешь максимум – требуй невозможного, поэтому к завершению программы «Информационный город» мы однозначно войдем в число лидеров по Восточной Европе.

- На днях московское правительство утвердило программу «Информационный город» на 2012 – 2016 годы. В чем важность принятия единой программы, ведь до сих пор на уровне ведомств существовали программы по информатизации?

- «Информационный город» должен помочь донести до граждан все те инициативы, которые у есть у московского правительства в различных областях. Всего в городе 18 приоритетных программ, каждая из которых предлагает гражданам или бизнесу определенные инструменты. «Информационный город» станет для этих важных и полезных инициатив средством доставки. Можно сколь угодно долго придумывать какое-то супердейственное лекарство или новые способы обучения детей, но если мы это не упакуем и если мы это не донесем до каждого человека, то это бесполезно, это просто выкинутые на ветер деньги. Пока отраслевики продумывают, как трансформировать свою сферу под нужды людей, мы готовим «транспорт» для донесения этой информации и инструменты, чтобы было удобно всем этим пользоваться. «Информационный город» прошел правительство первым и, поскольку он в плане информатизации провязывает все остальные приоритетные программы, по мере их принятия мы тоже будем вносить какие-то коррективы. Сама программа будет уточняться каждый год.

- В этой программе ставятся довольно амбициозные задачи, по некоторым областям параметры информатизации планируется увеличить с 3% до 100%. Действительно ли эти целевые показатели достижимы в такие короткие сроки?

- По поводу роста с 3% до 100% – речь идет о переводе госуслуг в электронный вид. Этот показатель увязан с госпрограммой «Информационное общество», которая утверждалась на уровне правительства РФ. Также существует подписанная президентом Стратегия развития информационного общества, которая определила, что 100% услуг в 2015 году должны оказываться в электронном виде. Если такая цель стоит, мы ее будем реализовывать. Реально ли это сделать? Уверен, что да. Главная составляющая успеха – правильная архитектура решений. Если вы правильно спроектировали дом, то дальше достаточно легко его построить. У нас задача правильно спроектировать ту инфраструктуру, которая нацелена на предоставление госуслуг в электронном виде. Остальное это уже отработанные схемы. У нас в городе порядка 500 услуг, которые оказываются населению и бизнесу. Если есть схема, которую мы до конца этого года отработаем где-то на 30 услугах, то дальше можно штамповать сервисы в ускоренном темпе. Я считаю, это достижимая цель.

- В программе также есть пункты, связанные с компьютеризацией бюджетных учреждений, в том числе школ и поликлиник. На какой стадии сейчас находится этот процесс?

- Сейчас на 100 учащихся в школе приходится меньше 9 компьютеров. Если посчитать, какое у нас количество компьютеров на 100 преподавателей – а об этом раньше не особенно задумывались – то цифра еще более ужасающая. В итоге дети зачастую владеют компьютером лучше преподавателей, которые должны их этому обучать. Надо эту ситуацию менять. По начальному и среднему образованию в этом году началась активная работа, мы поставляем технику примерно в 300 средних школ. Это целый комплект, начиная от компьютерных классов и заканчивая Wi-Fi точками в самой школе. Он также включает в себя ноутбуки для учителей и компьютеры в учительскую. Что касается начальной школы, то здесь речь идет о реализации так называемого начального стандарта, который у нас вступает в силу с 1 сентября. Мы чуть подзадержались, но до конца года это направление закроем. Начальный стандарт предполагает совершенно иное преподавание предметов в начальной школе – на базе мультимедиа с интерактивным доступом. Он предусматривает поставку ноутбуков, специального программного обеспечения. Мы уже реализовали этот проект в 210 школах, сейчас идет поставка еще примерно в тысячу школ. Что касается здравоохранения, в этом году стратегическая цель – насытить поликлиники компьютерной техникой. Мы начинаем оснащение техникой и кабельными и вычислительными сетями с поликлиник, чтобы реализовать программу управления потоком пациентов, то есть организовать электронную запись на прием к врачу. В этом году около 500 поликлиник должны получить технику. Созданный задел станет основной для комплексной модернизации столичной медицины.

- А как обстоят дела с электронными дневниками для школьников?

Эта инициатива пока не слишком нравится школьникам (улыбается). Ведь тогда не будет работать оправдание, что дневник забрал на проверку учитель, или что-то в этом роде. А если серьезно, то электронные дневники – это наиболее удобный канал взаимодействия учителей и родителей при нынешнем уровне развития информационных технологий. Более того, некоторые вузы также обратились к нам с предложением по аналогии с электронными дневниками ввести и электронные зачетки. Технически  это реализуемо.

- Что делается в плане оптимизации управления информационными системами госорганов для сокращения расходов?

- Мы как рачительные хозяева не хотим тратить много денег, поэтому постараемся сократить расходы за счет централизации. Как говорил Сергей Семенович на заседании правительства, у нас есть госструктуры, у которых по 300, 400, иногда 500 информационных систем. И все это надо содержать. Современные облачные технологии позволяют все интегрировать и создавать на базе одного продукта -в итоге получается значительная экономия. Мы хотим по максимуму централизовать большинство городских ресурсов, что позволит нам избавиться от ненужных эксплуатационных расходов на поддержание узкофункциональных информационных систем. Второе – это унификация всех решений. Нужно понимать, что в городе 6,5 тысяч госучреждений, около 150 органов исполнительной власти, все они при этом являются юридическими лицами, значит, у них у всех есть бухгалтерские программы. Если мы некоторым образом их унифицируем, то нам значительно проще будет договориться с их производителями о снижении цен, ведь тогда мы станем крупным оптовым покупателем.

- Мэр Москвы недавно поднял вопрос оптимизации перечня документов, которые ведомства могут требовать с граждан. Какие меры департамент планирует предпринять в связи с этим поручением?

- Важнейшее мероприятие в рамках «Информационного города» – это перевод госуслуг в электронный вид. Для этого надо оптимизировать сам процесс их предоставления, установить регламент: какие документы собираются, зачем и почему. Если мы автоматизируем все как есть, то гражданину в электронном виде нужно будет прикладывать 40 документов или заполнять 40 дополнительных полей. Каждую из 500 существующих в Москве услуг сейчас внимательно изучаем с органами, которые их предоставляют. Спрашиваем: вот вы сейчас требуете 40-50 справок. Зачем? Как правило, выясняется, что они их берут для того, чтобы защититься перед проверяющими органами: мы приняли решение, потому что у нас была такая справка. То есть, она смысловой нагрузки не несет. Когда мы оптимизируем этот список, мы сможем по нему уже проводить автоматизацию. Кроме того, над нами довлеет федеральный закон №210, который предполагает, что в следующем году вступает в силу норма, запрещающая ведомствам требовать с граждан дополнительную информацию, если она есть в других органах исполнительной власти.

- Каково сейчас отношение москвичей к проекту «Универсальная электронная карта» (УЭК)? Как планируется популяризировать этот проект?

- Одна из проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, это информационный вакуум. Именно поэтому мы сейчас создаем специальный колл-центр, позвонив в который, любой гражданин сможет получить информацию о том, что же такое универсальная электронная карта. Он должен заработать где-то в первых числах сентября. Есть определенное количество возражений, но они связаны с тем, что мы недостаточно хорошо рассказали об этих картах. Главным стимулом использования УЭК должно стать удобство.  Если ваш запрос будет обрабатываться быстрее, где-то что-то вы сможете получать дешевле, а в бумажнике можно будет вместо 20-30 документов носить всего один, вы скорее решите использовать карту, чем отказаться от нее. То есть продумывается некая система мотиваций. Кроме того, мы живем в 21-м веке, и надо использовать те технологии, которые нам даны.

- Не опасаетесь ли Вы, что в свете недавних утечек персональных данных в открытый доступ через поисковые системы граждане потеряют доверие и к электронным услугам?

- Здесь тоже важно правильно донести информацию. Эта карта несет функционал множества существующих карточек, но сама информация физически на ней не находится, и даже хранится не в одной базе. УЭК – только ключ доступа к этой информации. Так что риск не очень велик. Даже утеря УЭК абсолютно не опасна, ведь коды, позволяющие с помощью этой карточки зайти в систему и получить информацию, знает только ее владелец. Карта не является фактором, способствующим утечке. В большей степени это вопрос защиты баз данных. И как показывает практика, да, их надо больше защищать. Это предусматривает закон о персональных данных.

- Каковы первые итоги работы в Москве центров, занимающихся выдачей электронных цифровых подписей?

- В Москве официально работает 3 таких центра. У нас задача несколько проще, чем на федеральном уровне, ведь у каждого федерального министерства есть свой удостоверяющий центр. Московские центры между собой увязаны. Мы сейчас продумываем механизм, который позволит нам с 2012 года начать повсеместно раздачу ЭЦП всем чиновникам. Вторая задача – начать выдачу простым гражданам. Один из вариантов, которые мы рассматриваем – запись ЭЦП непосредственно на универсальную электронную карту. Начиная с 2012 года, мы это будем делать, в 2011 году нам мешает продвинуться некоторый правовой вакуума, который существует в связи с принятием нового закона об электронной подписи. Новый документ не до конца все правила игры установил, еще требуется выпуск целого ряда актов. Сейчас ЭЦП пользуются пока, в основном, чиновники и юридические лица, которые работают на электронных торговых площадках, для того чтобы проводить транзакции. По Москве это десятки тысяч юридических лиц и тысячи физических.

Ксения Рассыпнова, ТАСС-Телеком
Источник: http://tasstelecom.ru/interview/one/3005

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представит ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ