Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Информатизация госсектора: лед тронулся, ломая стереотипы

Об оживлении в направлении информатизации госсектора можно судить даже по косвенным признакам, когда участники мероприятия, забыв про регламент и свои презентации, начинают увлеченно развивать темы докладчиков. Именно такой была прошедшая конференция «ИКТ в госсекторе: на пути к информационному обществу«, организованная CNews Conferences и CNews Analytics. Основной темой обсуждения стали е-услуги и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которые больше всего волнуют госсектор сегодня.

Определенный скептицизм к услугам и сервисам, предоставляемым государством, вырабатывался в России десятилетиями и, может быть, стал уже своего рода чертой национального характера. Как и всякий стереотип мышления, такой подход не дает увидеть реальность: усилия государства в области информатизации не прекращаются на протяжении последних лет, концепции приобретают отчетливые очертания, оформляясь в действующие проекты и изменения законодательства. Это процесс крайне инерционный, определенные сомнения у участников рынка еще остаются, но скептики рискуют остаться в меньшинстве уже в самое ближайшее время.

По данным CNews Analytics, суммарный бюджет федеральных ведомств по планам информатизации на 2011 г. составляет около 83 млрд руб., хотя это все еще несопоставимо с расходами развитых стран на те же цели. Обращает на себя внимание не только прозрачность бюджета, но и пока непривычная для госсектора структура затрат: 61 млрд – на услуги, и только 22 млрд – на оборудование.

Если говорить об обстоятельствах, которые мешают процессу информатизации, то это отсутствие единой ответственной структуры управления с влиятельным руководителем во главе нее; зависимость в сфере ИТ от иностранного ПО, о которой Дмитрий Медведев говорил на встрече с разработчиками ПО еще в сентябре 2007г.; проблема одновременного дублирования расходов на ИКТ и недостаток средств на информатизацию в регионах, а также связанную с ней проблема недостаточной эффективности.

Однако, по мнению аналитиков, «лед в госсекторе тронулся», о чем свидетельствует, например, ФЗ-210 (с учетом июльских изменений), постановление правительства №697 «О единой СМЭВ» и ряд других.

Федеральное казначейство против межведомственного федерализма

Федеральным казначейством была создана Государственная информационная система (ГИС). В частности, благодаря Распоряжению Правительства РФ №442-р от 17.03.2011г «ГИС о государственных и муниципальных платежах, система предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, а также платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетной системы РФ, и иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами», – уточнил заместитель руководителя Федерального казначейства (ФК) Владимир Смирнов.

В ФК путем пилотного тестирования в 4-ех регионах апробированы технологии и электронные сервисы, работающие благодаря СМЭВ, которые обеспечивают предоставление сведений из единой базы обо всех начислениях, задолженностях или фактах оплаты. С момента окончания тестирования начал отсчитываться 2-х летний срок, по окончании которого система заработает в полном объеме. Список органов исполнительной власти, подписавших соответствующий договор о присоединении к услугам ФК, в настоящее время расширяется, в частности, это уже сделали Федеральная налоговая служба и ФМС РФ. Подписали такой договор и многие кредитные организации, такие как «Сбербанк РФ», что особенно важно, учитывая масштаб филиальной сети, причем с 1 января 2013 г. это станет обязательным для всех банков.

В качестве дополнительного сервиса ФК производит сопоставление начисленных и оплаченных сумм и предоставляет эту информацию в уполномоченные ОГВ, а значит, теперь стало возможно простым способом оценить, например, эффективность конкретной кредитной организации. Администрирование стало значительно дешевле, сокращаются объемы невыясненных начислений и ускоряется оборот денежных средств, поступающих в бюджеты, причем весь этот процесс стал более прозрачным.

В частности, граждане смогут в режиме онлайн получать информацию, производить оплату, вносить авансовые платежи – через кредитные учреждения, инфоматы, банкоматы, POS-терминалы и т.д. Благодаря технической возможности отказаться от сегодняшнего порядка расчетов по факту зачисления и перейти на факт оплаты, «необходимость предоставления подтверждения оплаты на бумажном носителе, по сути, отпадает», – сообщил г-н Смирнов. Также спикер неоднократно подчеркивал важность осуществленной интеграции ГИС ФК с Единым порталом госуслуг, благодаря которой станет возможным еще и получать сведения в виде SMS, причем в реальном времени, по каждой транзакции, что делает подобные расчеты похожими на оплату услуг мобильной связи.

Реестр 2.0

Продолжил тему заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников. «Наша технология подтверждения платежей, которая работает уже год, была передана в ФК. Также мы согласовываем уникальный код-идентификатор платежа, который выдаем при первой транзакции заявителю, чтобы определить услугу, которую он оплачивает. Сегодня достаточно сложно добиться от банков, чтобы они сделали этот идентификатор самым главным элементом платежного поручения», – поделился проблемой спикер. «Еще сложнее добиться от банков, чтобы они принимали оформленные с соблюдением всех технических и законодательных требований выписки из Росреестра при осуществлении сделок с недвижимостью (с чем так или иначе связано около двух третей обращений в ЕГРП). Скорее всего, это вызвано непониманием того, что такое электронный документ, очень небольшой практикой его использования. Нам пришлось вернуться в прошлый век и выдавать бумагу с печатью в ответ на электронное обращение, которую затем сотрудники банков вручную вбивают в свою ИС. В Московском регионе и ряде других она пользуется бешеной популярностью», – с плохо скрытым сарказмом отметил выступающий.

На сегодня выдано 1,5 млн документов в электронном виде, что в процентах составило в июле 8% (для ЕГРП) и 18% (для ГКН). Лидерами по числу электронных запросов являются Москва, где на электронный документооборот перешли расчетные подразделения ЖКХ (99%), Московская область – несмотря на то, что услуга была там запущена не так давно (33%), Краснодарский (26%) и Ростовский (24%) регионы. Всего же Росреестр получает около 6-7 тыс. электронных запросов в день, оказывая при этом 100-140 млн. единиц услуг в год.

Ситуация с использованием Государственного кадастра недвижимости (ГКН) похожая, но несколько более оптимистичная: Две трети личных визитов наносят кадастровые инженеры. «Это наше профессиональное окружение, и оно будет обязано работать с нами в электронном виде с 1 января 2012 г.», – пообещал докладчик, пояснив, что посещение офисов – самый затратный для Росреестра вид обслуживания, а также приведя пример крупной нефтегазовой компании, которая уже построила свой кадастровый учет на базе электронных документов.

Автоматизация скорой помощи

«Когда вы звоните на 03, звонок распределяется по 54-ем подстанциям, на которых дислоцированы 1078 выездных бригад скорой помощи. Общее число сотрудников – более 10 тыс. Ежедневно принимается свыше 38 тыс. звонков, выполняется около 10 тыс. выездов бригад, причем эта нагрузка ежегодно возрастает в геометрической прогрессии», – так описал масштаб задачи директор Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. В целях оптимизации бизнес-процессов были созданы и внедрены автоматизированные СУ деятельностью станции и навигационно-диспетчерская СУ бригад. Это позволило существенно повысить качество: сократить среднее время назначения бригады, прибытия, доставки, дальность поездки и холостого пробега, повысить число выездов и др., а также – дало возможность не увеличивать штат диспетчеров и число карет скорой помощи, сэкономить ресурс, эквивалентный работе 103 дополнительных бригад.

«Мы изучили опыт республики Башкортостан, но решили сделать акцент не на оснащение карет, а на экипировку врачей, выдав каждому компьютерное устройство с системой навигации, удобное в использовании и пригодное к реальным условиям эксплуатации в ситуациях, связанных со спасением жизни людей», – сообщил спикер. В устройство, предоставляющее информацию об адресе, поводе и времени обращения, маршруте и местоположении кареты (отправляемой диспетчеру по каналам SMS), дающее возможность связаться с больным, отметить время прибытия и др. в настоящее время добавляется программный функционал, который позволит централизовать оперативное резервирование коечного фонда стационаров. Важной дополнительной опцией является возможность получить удаленную помощь от врача-эксперта, например – передать ЭКГ для расшифровки, что позволило в разы увеличить показатели диагностирования острого инфаркта миокарда этим способом в 2009-2010 гг. по сравнению с предыдущими. «В 2012-2013 гг. будет увеличена электронная составляющая госуслуг скорой и неотложной медицинской помощи Москвы путем запуска сервиса по оперативному сопоставлению вызова с электронной картой больного», – поделился планами г-н Ермолаев. В качестве важной социально значимой задачи спикер обозначил дальнейшее снижение интегрального показателя – среднего времени выполнения вызова, призвав разработчиков ИТ-решений принять участие в этом процессе. «Медики достаточно консервативны, процесс внедрения ИКТ может занять несколько лет», – предупредил коллег г-н Ермолаев.

НПП поможет всем, в том числе и медикам

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2299-р, в октябре будет открыт Центр поддержки пользователей СПО для гражданских госслужащих на базе МГУ. «В дополнение к 4-ем региональным центрам компетенций (ЦК) 13 сентября на базе медицинского учреждения был открыт первый в РФ отраслевой ЦК. В нем планируется, в частности, создать единую БД для всех лечебных учреждений Иркутской области, что решит там и многие вопросы автоматизации бизнес-процессов скорой помощи в том числе», – привел факты Леонид Ухлинов, генеральный директор концерна «Сириус».

«1 апреля 2011 года Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям утвержден список Технологических платформ, одной из 26-ти платформ стала Национальная программная платформа (НПП)», – сообщил он в основной части доклада. «НПП как технологическая платформа объединяет более 150 участников, и ее развитие позволит модернизировать отрасль разработки ПО, ликвидировать отставание по ИКТ, решить другие стратегические задачи. НПП как совокупность продуктов включит в себя лучшие достижения в области СПО и проприетарные продукты отечественных разработчиков. Необходимость НПП очевидна, если отчетливо понимать эти два ее аспекта».

Спикер подчеркнул, что, исходя из размеров бюджетов, основным заказчиком ИКТ сегодня является государство, перспективы сбыта простираются от госуслуг до массового рынка. Разработка решений в рамках НПП должна быть построена по принципам прозрачности, кросс-платформенности, совместимости и преемственности. Критерии включения программных продуктов в НПП окончательно не сформированы. Тем не менее, заметил спикер, в числе участников НПП уже есть соответствующие мировым требованиям отечественные продукты, такие как СХД RAIDIX, решения для на основе платформы бизнес-аналитики PROGNOZ BI Platform, система распознавания слитной речи Speereo (которую можно использовать в том числе при оказании услуг «скорой»), решения на базе SPIRIT и др.

Более подробно о платформе SPIRIT и ВКС-решении «ВидеоМост» на ее базе рассказал Яков Гродзенский, директор SPIRIT по работе с государственными структурами.

«По данным Контрольно-счетной палаты за 2010 г., московские чиновники тратят только на телефонные разговоры свыше 900 млн руб в год», – сообщил он. Цифра интересная, особенно если сопоставить ее с озвученными в ходе конференции бюджетами на информатизацию некоторых регионов. «Даже 10%-ая экономия полностью окупит затраты на приобретение, интеграцию и внедрение ВКС в течение 1 года», – резюмировал г-н Гродзенский.

СПО в НПП

В ходе развернувшейся вокруг темы НПП дискуссии выяснилось, что хотя большинство докладчиков и участников не имеют опыта использования СПО, они признают, что у свободного программного обеспечения и отечественных разработок есть определенное место на рынке уже сейчас, хотя опыт их применения учит определенной осторожности и взвешенности, в том числе и в стоимостном аспекте.

«Помимо прочего, важна конкурентоспособность и сбыт на внешних рынках, НПП не должна нам ничего навязывать», – сошлись во мнении участники дискуссии. К разговору присоединился директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Алексей Попов: «Важно использовать СПО и комплекс любых наработок, которые имеются в собственности российского государства: ведь с такой точки зрения – все это тоже своего рода СПО. Из своего опыта работы помню, как ведомства брали ПО из фонда ФК, а затем разворачивали, развивали и сопровождали. В дополнение к Распоряжению правительства №365 в этом году будут приняты два акта, которые (после пилотного тестирования) позволят запустить работу Национального фонда алгоритмов и программ (ФАП). Ведомства не только смогут, но и будут обязаны его использовать, под свою ответственность – пополнять, адекватно обосновывать закупку нового ПО, увязывая ее с выполнением основных правительственных инициатив. Фонд должен быть максимально удобен и публичен, а исходный код, тексты и документация – открыта для использования. ФАП не должен превратиться в площадку для распространения проприетарных решений с коммерческой целью», – подчеркнул спикер.

Срок – один для всех

В основной части своего доклада г-н Попов осветил итоги Совета по региональной информатизации, который закончился 22 сентября 2011 г. во Владикавказе. Одним из ключевых вопросов на Совете стало исполнение ФЗ 210.

«Самая большая нагрузка на поставщиков информации – на те ведомства, представители которых здесь присутствуют (а также ФНС, ФМС и ПФ РФ). Отдавать данные сложнее, чем их получать, – уверен спикер. – Все их БД уже «прошиты» по СНИЛС и ИНН, чего не скажешь о многих территориальных органах, которые сегодня не рассматриваются в рамках межведомственного взаимодействия (межведа). Переход многих из них с бумажного на электронный документооборот займет время. Аналогичную работу надо проделать и в области автоматизации процесса ведения адресного реестра, что позволит расширить состав атрибутов распределенного реестра, в котором, в частности, можно найти информацию по каждому гражданину, исходя из его СНИЛС».

По словам спикера, с 1 октября 2011 г. – для федеральных, и с 1 июля 2012 г. – для остальных ОГВ станет невозможным потребовать сведения, которые есть у другого ОГВ. Любой бизнес-процесс перед автоматизацией должен быть спроектирован, все это хорошо знают. Но считалось, что органы сами как-то между собой встретятся и договорятся о том, как они будут работать в новых условиях, чего не случилось. Сегодня эта встреча уже состоялась, а все ответственные – познакомились, 334 из 900 федеральных ведомств переведены на межвед, работают две трети веб-сервисов и составлено 100% технологических карт взаимодействия ведомств-контрагентов, причем заблаговременно сняты мешающие этому законодательные ограничения. Банков много, степень автоматизации у них разная, было решено дать им время на раскачку – до 1 января 2013 г. «Закон один для всех и, соответственно, срок тоже – один для всех», – подчеркнул г-н Попов.

Региональный опыт

Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Светлана Опенышева поделилась опытом своей области в деле организации МФЦ и обслуживания обращений граждан через почтовые отделения, а также достаточно высоко оценила реализацию межведа в Волгоградском регионе. «То, что государство выделяет средства на развитие региональных сервисов – хорошо, но данный порядок еще не утвержден», – сообщила она, а также поделилась соображениями о том, что вопросами координирования выверки и очистки «грязных» данных на муниципальном и региональном уровне должна заниматься отдельная структура. Спикер посетовала на то, что на встрече во Владикавказе не обсуждались вопросы по УЭК и не было представителей организации, которая этот госпроект реализует. «Срок 1 января по УЭК, скорее всего, будет перенесен. Есть опасения, что это сделают в последний момент, в декабре», – предполагает г-жа Опенышева.

«BSS накоплен большой опыт предоставления электронных сервисов в финансовой отрасли и интеграции с инфраструктурой заказчика, – сообщил генеральный директор BSS Engineering Андрей Чучелов, – и мы уже поучаствовали в одном из пилотных проектов в Волгорадском регионе. Ведомственные региональные АИС находятся, как правило, в запущенном состоянии, зачастую нужная инфраструктура в регионе отсутствует, есть многочисленные проблемы: с каналами связи, кадрами, ИБ. Технические требования к СМЭВ часто обновляются, уже готовые сервисы приходится переделывать. Помочь найти выход из многих из этих проблем могут СГД BS-eRegion – технологическое решение для подключения к СМЭВ, позволяющее гарантированно доставлять запросы и ответы, обеспечить доступ к личному кабинету граждан, агрегировать сервисы ведомств в регионе быстро и «под ключ». Системы позволяют организовать обмен финансовыми, юридически значимыми документами и др. Эти решения, технология которых отработанна в финсекторе, позволяют получить доступ к федеральным сервисам и пр.», – сказал г-н Чучелов, а также описал архитектуру и сообщил, что реализованные сервисы можно увидеть на тестовом портале госуслуг.

Правила игры: подстраиваться или менять?

Заместитель губернатора Ярославской области Алексей Бушуев развил идею о том, что «отсутствуют устойчивые правила игры», регионы, последовавшие высоким призывам, сталкиваются с неожиданными изменениями законодательства. «Опыт, конечно, накапливается, но деньги тратятся неэффективно», – обратил внимание он.

Спикер рассказал о ходе реализации стратегии информатизации Ярославской области, описал препятствия, возникающие из-за несвоевременной доработки нормативных актов, привел множество примеров сложности работы с «Ростелеком» (РТК): «В ответ на заявление о подключении к федеральному сервису мы не получаем ни подключения, ни даже ответа, деятельность занятого внутренней реорганизацией РТК рассогласована на федеральном и региональном уровне, а ценообразование – непрозрачно. Задержки, по независящим от регионов причинам суммируются, накапливаются, к срокам начинают относиться несерьезно».

Опытом участия в реализации государственных электронных услуг в администрациях Псковской области и Пермского края поделился директор по развитию бизнеса Software AG Алексей Борисов, сделав это на примере электронной комплексной услуги «Рождение ребенка». «Интересно наблюдать, как трансформируется восприятие регионами информатизации ОГП по мере того, как они глубже погружаются в предметную среду», – заметил он.

Платформа ARIS позволяет наглядно описать «бумажный» бизнес-процесс, попутно сделав реинжиниринг в целях оказания той же самой услуги, но уже в электронном виде. Система позволяет выявить ошибки, пропуски, несоблюдения регламента, быстро привести его в соответствие с нормативными актами, идентифицировать коррупционную составляющую, и в итоге сэкономить около 80% средств на создание и поддержание регламентной базы, а также задействовать вузы при подготовке бизнес-аналитиков. Платформа WebMethods переносит процесс в среду автоматизации, а экспорт в универсальной нотации BPMN поможет снять проблемы с фактическими монополистами, типа описанных проблем с «РТК», – поделился опытом и соображениями г-н Борисов.

Решения для госсектора

На предстоящие 3 года компания SAP выделяет инвестиции в размере 1 млрд евро для своего российского отделения. По словам архитектора отраслевых решений SAP Станислава Пречистенского, «одной из задач является разработка различных решений для госсектора РФ (в частности, на базе реестра полномочий ОГВ). Специфика заключается в том, что основой описания бизнес-процессов ОГВ являются нормативно-правовые акты, принятые на разных уровнях. Именно это необходимо гибко учитывать при помощи партнеров компании, создающих методологическую основу для внедрений.

Конкретное решение на базе SAP было внедрено в администрации Ленинградской области. При помощи партнерской компании был создан оптимальный реестр должностных инструкций, четко описана оргструктура, стало возможным легко анализировать и оценивать, детализируя вплоть до уровня деятельности конкретного чиновника, а также организовать обучение. «Методика позволяет делегировать полномочия, моделировать оргструктуру, оценивать затраты на исполнения полномочий на разных уровнях и пр.», – подчеркнул эксперт.

«Ситроникс ИТ» – одна из тех немногих компаний-партнеров SAP, которой вендор доверяет внедрение своих решений», – сообщил г-н Пречистенский и передал слово старшему консультанту департамента бизнес-приложений этого интегратора Надежде Огурцовой. Она рассказала о продукте для управления государственным имуществом на базе SAP Real Estate Management. Сегодня решение внедрено в регионах и работает на 15-ти тыс. объектов недвижимого имущества и 700 тыс. – движимого.

«Мониторинг – составная часть управления, заключающаяся в отслеживании динамики изменений», – дал определение первый заместитель генерального директора «Совзонд» Михаил Болсуновский. Пожалуй, нигде так наглядно не проявляются преимущества современных методов госуправления, как в области применений геоинформационных технологий и космического мониторинга, которые позволили автоматически рассчитать объективный ущерб вырубки в Прибайкальском национальном парке и создать ИС профильного министерства для использования в природоохранных целях в ходе реализации госпрограммы Олимпийского строительства в Сочи. Широкое применение космический сельскохозяйственный мониторинг находит в Краснодарском крае, а также используется в Ханты-Мансийском автономном округе, в правительстве Москвы и мн. др. ОГВ.

«Необходимо находить баланс между точностью, качеством данных и ценой», – подчеркнул спикер. Программно-аппаратные комплексы визуализации геопространственной информации, поставляемые компанией «Совзонд», регионы могут внедрить, ориентируясь на цифры 5-7 млн руб. в первый год внедрения и 3,5 млн руб. за каждый последующий.

Заместитель руководителя направления систем социально-экономического развития компании «Прогноз» Владимир Витухин рассказал о реализованном проекте ИАС Минздравсоцразвития, находящейся в промышленной эксплуатации с 1 августа 2008 г., и о ряде других решений. ИАС, в частности, имеет 10 тыс. пользователей в министерстве и органах управления здравоохранения в субъектах РФ. «ИАС предназначена для обеспечения интеграции с единым информационным пространством субъекта федерации вплоть до межведа», – сообщил он. Решения «Прогноз» повышают как эффективность деятельности медучреждений, так и качество обслуживания населения, утверждает докладчик.

Опытом зарубежных стран и своей компании поделился президент Wyse Technology Inc. Таркан Манер, который детально рассказал о преимуществах применения тонких клиентов. Интересно, например, что в медицинских учреждения Китая и Японии применяют только устройства без жестких дисков. Оценить ход информатизации госсектора РФ участники конференции также смогли, сопоставив факты, приведенные в докладах главного технолога КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома Матвея Брагинского.

Итак, если говорить в целом, то подвижки в сфере информатизации госсектора РФ есть, и они достаточно серьезны для того, чтобы сделать вполне позитивные выводы. Конечно, существуют глобальные проблемы: здесь и нерациональное расходование выделяемых средств, и косность ведомств и так далее. Перечислять можно очень и очень долго. Но тема вызывает неподдельный интерес как в госструктурах, так и в среде бизнеса, и этот факт, а также весомая поддержка со стороны регулятора внушают надежды.

Антон Степанов / CNews
Источник: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/09/30/457876

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ