Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Законодательство Узбекистана в сфере ИТ.

Каждая страна, осознавая важность вхождения в информационное общество, разрабатывает собственную «концепцию» реализации данного направления. При этом, доминирующим фактором становится законодательство, которое не только отражает государственную политику, но и устанавливает правила поведения юридических и физических лиц на территории страны.

В этой связи, информационное законодательство - это законодательство, регулирующее весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением, использованием и обеспечением доступа к ней. Современные тенденции развития мирового информационного общества подталкивают к формированию информационного законодательства в качестве самостоятельной отрасли права.

Исходя из этого, усилия Правительства нашей страны направлены на обеспечение открытости правотворческой, правореализационной деятельности, правовое обеспечение процессов информатизации, формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в этой сфере.

Сформированная на сегодня нормативно-правовая база Республики Узбекистан определяет экономические, правовые и организационные основы функционирования информационного комплекса, его место и роль в Республике Узбекистан, регламентирует взаимоотношения органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц - собственников и пользователей информации, регулирует общественные отношения в области создания, функционирования и развития телекоммуникаций и т.д.

Здесь можно выделить, прежде всего, законы Республики Узбекистан "О телекоммуникациях" и "Об информатизации, которые регулируют такие вопросы, как:

  • стандартизация информации;
  • создание единого информационного пространства и обеспечения условий вхождения республики в мировое информационное сообщество;
  • сертификация создаваемых в республике и импортируемых технических, программных и технологических информационных средств и ресурсов;
  • создание и внедрение в республике новейших средств электроники, вычислительной техники и средств связи в производственной, управленческой, научной и социальной сферах;
  • создание условий для интенсивного развития информатизации на основе предупреждения чрезмерной концентрации и монополизации в информационной сфере, перехода от государственных, централизованных методов финансирования и управления информационными процессами к самостоятельности организаций и предпринимательству;
  • разработка и внедрение механизмов защиты информации и средств ее обработки в целях соблюдения интересов Республики Узбекистан, прав юридических и физических лиц, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов;
  • обеспечение сохранности, накопления и эффективного использования государственных информационных ресурсов и т.д.

Разумеется, законодательство должно быть откорректировано так, чтобы не загонять фирмы и предпринимателей на полулегальное и нелегальное поле, а стимулировать частные инициативы. ИТ преобразуют все, чего они касаются, от политики и бизнеса до культуры, образования и здравоохранения. Находчивые первопроходческие частные компании в состоянии продемонстрировать то, как коммерческие учреждения могли бы с выгодой использовать возможности информационных технологий, предлагая даже очень бедным клиентам необходимые услуги.

Содействие государственных органов управления разработчикам информационных технологий, индустрии информатизации, стимулирование развития приоритетных направлений научных исследований и производства, содействие повышению конкурентоспособности информационной продукции, обеспечение освоения информационных технологий - эти и другие вопросы отражены в нормативно-правовой базе Республики Узбекистан.

Кроме того, важнейшие задачи развития и внедрения современных систем компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий четко определены государством, изложены в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года NУП-3080 "О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий". В числе первоочередных задач можно выделить следующие:

  • создание современных надежных и безопасных национальных информационных баз данных, развитие рынка информационных ресурсов и услуг, последовательный поэтапный переход к электронным формам обмена информацией;
  • широкое внедрение компьютерных и информационных технологий в отраслях реальной экономики, в сфере управления, бизнеса, науки и образования, создание условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам;
  • введение в учебный процесс в школах, профессиональных колледжах, академических лицеях и высших учебных заведениях прогрессивных систем обучения, основанных на овладении и активном использовании современных компьютерных и информационных технологий;
  • организация подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, в сфере разработки программных средств, информационных баз данных, формирования республиканских, отраслевых и локальных информационно-коммуникационных сетей, разработки компьютерной и телекоммуникационной техники;
  • ускоренное развитие технической инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны, включая мобильную связь, IР-технологии, другие современные средства телекоммуникации и передачи данных с учетом конвергенции информационно-коммуникационных сетей и услуг;
  • создание эффективного механизма по стимулированию развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта;
  • содействие в организации разработки и производства отечественной компьютерной техники и комплектующих изделий к ней.

Стремительный рост возможностей компьютерных технологий, развитие Интернет в Узбекистане и дальнейшие оптимистические прогнозы его развития диктуют нам свои требования, в числе которых необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы данной отрасли.

В связи с этим, Центром развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom», начиная с 2003 года, ведется активная работа в этом направлении. В частности, при участии Центра разработан и принят ряд нормативно-правовых документов, в числе которых и Закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи».

Принятие закона «Об электронной цифровой подписи» - еще один значительный шаг вперед, который подтолкнет организации и предприятия к более активному использованию ИТ и повысит эффективность их детельности.
В Законе разъясняются такие понятия, как электронная цифровая подпись, закрытый и открытый ключи электронной цифровой подписи, их создание, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи, электронный документ, центр регистрации и т.д.

Закон определяет специально уполномоченный орган, который:

  • разрабатывает стандарты, нормы и правила по использованию электронной цифровой подписи;
  • осуществляет государственную регистрацию центров регистрации ключей электронных цифровых подписей;
  • ведет единый государственный реестр сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц центров регистрации и обеспечивает свободный доступ к нему юридических и физических лиц;
  • выдает сертификаты ключей электронных цифровых подписей уполномоченным лицам центров регистрации;
  • осуществляет, по обращениям юридических и физических лиц, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи уполномоченных лиц центров регистрации и т.д.

Но наиболее важным, является тот факт, что в Законе четко определены условия признания равнозначности электронной цифровой и собственноручной подписи.

В настоящее время законодательство Республики Узбекистан, в основном, ориентировано на печатную версию официальных нормативных актов, и, соответственно, не регулирует порядок формирования, регистрации и обмена электронных версий официальных нормативных актов. Также не предусмотрен порядок официального опубликования нормативных актов в электронной версии на официальных сайтах государственных органов в Интернете. Ясно, что существует необходимость внесения изменений в действующие нормативные акты, определяющие порядок принятия и вступления их в законную силу в электронной версии, порядок опубликования их в официальных изданиях и в Интернете.

Центром «UzInfoCom» ведется работа и в этом направлении. В ближайшем будущем ожидается принятие закона «Об электронном документообороте», который определит правоотношения в данной области, государственную политику и позволит использовать электронные документы для совершения сделок (в том числе заключение договоров), осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки, передачи документов и иной информации.

Государственная политика в области электронного документооборота направлена на обеспечение широкого применения электронного документооборота, защиту прав и законных интересов участников электронного документооборота, разработку стандартов, норм и правил по использованию электронного документа.

Все это станет возможным благодаря законодательно закрепленной норме, приравнивающей электронный документ к документу на бумажном носителе, т.е. имеющих одинаковую юридическую силу.

В числе других документов, разрабатываемых при активном участии Центра «UzInfoCom», проект закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», направленный на регулирование предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемых с помощью информационных систем. Четкое определение условий договора в электронной коммерции, способов его заключения и механизмов осуществления сделок переведет экономику страны на новый тип коммерческих отношений, столь популярных и развитых в странах мира.
В развитие уже созданной нормативно-правовой базы формируются иные документы конкретизирующего, дополняющего, разъясняющего и пр. характеров.
К ним можно отнести такие, как «Типовое положение Центров регистрации электронных цифровых подписей», определяющее задачи, функции, деятельность Центров регистрации ЭЦП, порядок взаимодействия государственных органов и физических лиц, «Порядок осуществления электронного документооборота», направленный на определение общих принципов осуществления электронного документооборота между его участниками, требований к содержанию и оформлению электронных документов, их реквизитам и форматам, особенности порядка их обработки, регистрации, отправки, получения и т.д..

Кроме того, в плане работ Центра в этой области есть также создание документов, направленных на определение порядка формирования и регистрации государственных информационных ресурсов, сертификации программных продуктов, а также технические требований по созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей и межведомственных компьютерных сетей.

Законодательством будут определены условия информационного взаимодействия органов государственной власти и общества, а также условия создания национальной системы государственного учёта и регистрации информационных ресурсов.

Кроме того, разрабатываемый «Порядок формирования и регистрации государственных информационных ресурсов» обеспечит соответствующий доступ пользователей к информационным ресурсам и повысит эффективность государственного управления в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Разрабатываемые документы по унификации и определению единых требований к организации межведомственных компьютерных сетей и созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей предусматривают решение таких вопросов, как:

  • разделение ресурсов и услуг сети;
  • требования к обеспечению информационной безопасности;
  • требование к программному обеспечению и др.

Разумеется, разработка Центром вышеперечисленных нормативно-правовых документов - только первый шаг на пути совершенствования ИТ законодательства, и авторы статьи осветили лишь небольшую его часть.

Источник: http://axborot.cc.uz/publications/5

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше

12сентября

Russian Enterprise Content Summit 2018

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ