Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Электронные госзакупки в Украине: виден ли прогресс?

 Андрей Смирнов, президент юридической компании "Бизнес Юр Консалтинг"

Важнейшей составляющей инфраструктуры системы государственных закупок или системы электронных торгов должен стать Портал государственных закупок, задачей которого будет сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках и который будет принадлежать государству...

...Введение бесплатной основы для размещения информации о закупках для всех госзаказчиков позволит существенно сэкономить на неоправданно высокой мзде, которую снимают коммерческие структуры, а также на ненужных договорах о консультационном обслуживании. Это, в свою очередь, откроет рынок госзакупок малому и среднему бизнесу в Украине, который и без того запуган очередными взятками консультантам по торгам

По всему миру наблюдается переход государственных закупок на "электронный формат". Украине, чтобы ликвидировать отставание в области "новой экономики", необходимо создать адекватную нормативную базу, которая позволила бы широко проводить госзакупки в электронной форме. Проблемы, которые возникают с данным нововведением в Украине, можно описать следующим образом.

В Соединенных Штатах государство ежегодно совершает закупки на сумму, превышающую $500 млрд. В Украине планируется в 2006 году на госзакупки направить из бюджетов всех уровней весьма внушительную сумму средств - около 30 миллиардов гривен (и это не учитывая расходов государственных, казенных и т.д. предприятий).

В большинстве развитых стран мира процесс госзакупок не только законодательно отрегулирован, обеспечен развитой информационной инфраструктурой, но и активно осуществляется с использованием технологий электронной торговли.

Международные стандарты

В мировой практике закупки для государственных нужд призваны отвечать следующим требованиям: процесс осуществления госзакупок должен происходить публично и информация должна быть общедоступной для общественного контроля; госзакупки должны производиться с максимальной эффективностью, что в большой степени обеспечивается за счет повышения конкурентности процесса госзакупок, расширения географии подрядчиков и т.п.; госзакупки должны осуществляться таким образом, чтобы действия конкретных государственных заказчиков и результаты госзакупок были подконтрольны распорядителям бюджетных средств, а также специальным уполномоченным органам.

Выполнение требования открытости, прозрачности процесса госзакупок и доступности информации по госзакупкам давно стало общепринятым международным стандартом. Что совершенно очевидно - это требование является определяющим для выполнения остальных требований, предъявляемым к госзакупкам. В международных документах, равно как и в национальных законодательствах, связанных с организацией госзакупок, содержатся конкретные нормы, предписывающие обеспечение публичности и доступности информации.

Выполнение всех упомянутых выше требований к госзакупкам, безусловно, стало возможно только при широком использовании информационных технологий, что дает реальные возможности минимизации государственных и муниципальных расходов и предотвращения коррупции.

Тем не менее, позволю себе сформулировать основные группы вопросов, которые необходимо решить нашим, украинским властям, если бы они действительно поставили перед собой задачу предоставить возможность всем желающим совершать коммерческие сделки в электронной форме. Для того, чтобы эти вопросы решить, в первую очередь, необходимы адекватные мировому уровню и эффективно действующие в условиях нашей страны законодательные акты.

Украинские проблемы

Основная проблема украинской практики размещения государственного заказа, прежде всего, касается коммерциализации самой системы государственных закупок в Украине. В стране наблюдается захват информационного пространства в данной отрасли, что позволяет коммерческим структурам контролировать не только затратную часть заказчика, но и получать с этого прибыль. Зачастую затраты заказчика по статье размещения информации о закупках в информационных системах в сети Интернет не регламентируются бюджетом самого заказчика, а прибыль, полученная коммерческими структурами за оказание таких услуг, экономически не обоснована.

Конфликтная часть данной проблемы объясняется отсутствием законодательного регулирования данного вопроса. Придуманная кем-то норма о том, что информационная система в сети Интернет должна отвечать просто сумасшедшим техническим требованиям по комплексной системе защиты информации и иметь соответствующий аттестат соответствия этим требованиям, себя не оправдала. Стоит лишь подытожить, что данная норма выгодна тем коммерческим структурам, которые их лоббируют.

На кону вопрос о публичности процессов государственных закупок в Украине и о доступности информации о них.

Общепризнанные мировые экономические стандарты и наработанный многими странами опыт в этом вопросе свидетельствуют о том, что механизм прозрачности государственных закупок напрямую зависит от возможности государства обеспечить доступность к информации о тендерах через государственные информационные Интернет-ресурсы и печатные издания. Финансы, формирующие бюджетную массу страны, которые в дальнейшем будут обращены в государственный заказ, имеют налоговую природу и поэтому передача полномочий по контролю над публичностью процесса госзакупок коммерческим или общественным структурам есть ничто иное, как потакание коррупции в отрасли.

Нечто подобное мы наблюдаем с информационной системой www. zakupivli.com. Проблемы, с которыми столкнулись заказчики торгов, прежде всего, сводятся к необоснованно большой затратной части такого размещения информации. Сюда же можно отнести договор о консультационных услугах, который предлагается заказчику торгов. Согласно данного документа, затратная часть формируется из платы за тендерную документацию, право на получение которой с момента подписания договора переходит коммерческой структуре, и комиссионного вознаграждения, которое взыскивается с компании – победителя торгов на счет владельца информационной системы. В юридическом толковании это можно описать так – заказчик дает право коммерческой структуре на получение части денежных средств, формирующих бюджет закупки заказчика, но уже в виде дохода победителя торгов. Затратной эту часть можно назвать и потому, что ровно на сумму взысканного комиссионного вознаграждения с победителя торгов, заказчику может быть поставлен товар несоответствующего качества и т.д. Ведь этот процент известен всем, но не заказчику торгов.

Столкновение интересов заказчика и коммерческой структуры, владеющей системой www.zakupivli.com, наблюдается и в случае отказа заказчика торгов от подписания подобного договора и требовании обеспечить размещение, пусть даже платное, информации о торгах. Свободная хозяйственная политика таких фирм позволяет отказать заказчику в размещении информации о торгах в случае не подписания с ним выгодного фирме договора о консультационных услугах.

Здесь и начинается тупик.

Заложниками ситуации стало и государство, поскольку развитие описанной выше подобной коммерции в отношении государственного заказа уже приводит к неконтролируемости процессов закупок государством вообще.

Выход из ситуации

С практической точки зрения, важнейшей составляющей инфраструктуры системы государственных закупок или системы электронных торгов должен стать Портал государственных закупок, задачей которого будет сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках и который будет принадлежать государству.

Выходом из ситуации служит выведение из тени процесса размещения информации о госзакупках. Речь идет, прежде всего, о введении запрета для заказчиков размещать первоочередную информацию о госзакупках вне государственной информационной электронной системы.

Введение бесплатной основы для размещения информации о закупках для всех госзаказчиков позволит существенно сэкономить на неоправданно высокой мзде, которую снимают коммерческие структуры, а также на ненужных договорах о консультационном обслуживании. Это, в свою очередь, откроет рынок госзакупок малому и среднему бизнесу в Украине, который и без того запуган очередными взятками консультантам по торгам.

После того, как информация о закупочных процедурах станет доступной, становится актуальной оценка на ее основе эффективности этих процедур путем сопоставления результатов конкурсов, мониторинга цен, выявления нарушений и т.д. Здесь нужна большая работа не только со стороны государственных и муниципальных органов, но и со стороны общества - на основе подзаконных нормативных правовых актов, которые имеются и которые необходимо еще принять.

Необходимо помнить и о создании действенной инфраструктуры по совершению сделок и заключению контрактов в электронной форме. При этом, следует говорить о широко распределенной государственной системе с любым количеством разветвленных электронных торговых площадок, что приведет нас к созданию единого, в первую очередь, информационного пространства по государственным закупкам, не только внутри страны, но в международном масштабе. Нет сомнений, что и тут государство должно позаботиться о создании необходимой правовой базы, гармонизированной с зарубежными правовыми актами.

В числе законодательных приоритетов, безусловно, находятся и правовые положения, регулирующие применение электронных подписей. Обеспечение доверия к электронной подписи является необходимым элементом заключения договора, в том числе при передаче права собственности, обязательственных прав и т.д. посредством электронной связи. Правда, действующий Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» справедливо критикуется и, являясь технологически ориентированным, не позволяет решать всех необходимых вопросов.

Подводя итог этой теме, хотелось бы напомнить то, что успело забыть наше государство. Свобода торговли и свобода личности в тандеме с регулируемой государственной политикой в отрасли госзакупок и есть конечным результатом адекватного поведения участников этого рынка. Но хотелось бы верить, что тот «беспредел», который творится сегодня коммерческими информационными системами в сети Интернет по «разуванию» заказчиков торгов и победителей торгов будет прекращен, а тот общественный контроль, который лоббирует эти же коммерческие интересы, будет пересмотрен.

Контактная информация об авторе: +38097 939 8132, info @ blc. kiev. ua


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ