Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Глава Госкомнаца Украины Сергей Рудык: «МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ БУДЕТ УЖЕ ЗАВТРАШНИМ ДНЕМ ДЛЯ УКРАИНЫ»

В бюджете на текущий год у нас заложены средства на установку автоматизированной информационной системы «Беженцы». Мы стараемся с ее помощью избежать многоразового обращения мигрантов в разные территориальные органы миграционной службы по поводу получения статуса беженца...

Но более широкое использование электронных способов передачи информации еще остается большой проблемой для государственных органов Украины... Такая трансформация потребует не только больших средств, но и существенных изменений в процессах работы органов государственной власти, в психологии государственных служащих...

 
Е-У. Сергей Ярославович, первый вопрос касается того, каким образом информационно-коммуникационные технологии используются по стратегическим направлениям и программам, которые сейчас осуществляет Государственный комитет по делам национальностей и миграции?

С.Рудык. Мы прекрасно понимаем, что электронные коммуникационные технологии, связанные с Интернетом, с электронным управлением - это уже сегодняшний день Европы. И мы надеемся, что это будет завтрашним днем для Украины. Мы сегодня делаем много для того, чтобы с их помощью получать информацию от наших партнеров (по беженцам, по другим категориям), работать в самой Украине по обмену информацией между регионами.

Но начать необходимо с того, чем занимается наш Комитет. Комитет работает по четырем основным направлениям.

Первое, это реализация Закона «О беженцах». Мы является уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам миграции.

Второе направление - это деятельность по обеспечению потребностей национально-культурных товариществ, национальных меньшинств, разработке государственной политики по вопросам межнациональных отношений.

Третье направление. Особенное значение для нас приобретает работа по реинтеграции ранее депортированных лиц и их потомков. Это крымские татары, болгары, армяне, греки, немцы, которые за последние более 15 лет возвращаются на родину.

Четвертое направление - это работа, связанная с украинской диаспорой.
Работа с мигрантами и беженцами. В бюджете на текущий год у нас заложены средства на установку автоматизированной информационной системы «Беженцы». Мы стараемся с помощью этой системы избежать многоразового обращения мигрантов в разные территориальные органы миграционной службы по поводу получения статуса беженца. Чтобы не происходило так, что мы тратим время на работу с человеком, которому уже дважды отказали. Это сэкономит наши и так небогатые ресурсы.

С другой стороны, это не даст возможности въехать в Украину людям, которые не имеют оснований для получения убежища в Украине. На сегодняшний день эта работа вышла на этап реализации. И уже есть фирма, которая выиграла тендер на создание такой системы.

Е-У. Эта система будет устанавливаться по всей Украине?

С.Рудык. Да, по всей стране. У нас сейчас 19 территориальных подразделений нашего Комитета в областных центрах и городе Киеве. В течение месяця-полтора они будут организованы в остальных регионах, где их не было. Сейчас мы как раз проводим работу по их созданию. В идеальном виде - компьютер должен стоять в каждом нашем территориальном подразделении, чтобы наш сотрудник нажатием одной клавиши мог получить всю необходимую информацию о человеке, который обращается к нам. Это функция мониторинга и контроля.

С другой стороны, она позволит помочь максимальному количеству людей, поскольку она высвободит много времени от бумажной работы и т.п. Всего по Украине в нашем Комитете работает 150 человек, кроме центрального офиса. В некоторых регионах это всего 2-3 работника. Соответственно, наличие такой информации, возможность ею оперировать путем нажатия одной клавиши реально упростит их работу и даст возможность помочь еще не одному десятку людей, которые ждут в очереди.

Другая часть работы по направлению мигрантов и беженцев касается возможности будущего присоединения отечественной информационной системы к европейской. Она имеет там разные названия, мы сейчас говорим о системе «Евродак». Это система, в которой так же в режиме нескольких секунд или минут оператор может получить информацию о беженце или мигранте. Что имеется в виду? В этой базе данных должна учитываться персональная информация о претендентах на убежище с целью их идентификации. Кроме того, актуальным является вопрос статистического учета миграционных процессов. А так, составив соответствующий запрос, ответственный работник быстро получит соответствующую и конкретную, и обобщенную информацию.
Нельзя забывать и о следующем. Украина является демократической страной. Каждый, я подчеркиваю, каждый беженец имеет право просить убежища в нашей стране. Но... Вопрос: отвечает ли он в действительности тем требованиям к претендентам на убежище, которые содержит международное и отечественное законодательство? Отвечает ли действительности предоставленная таким претендентом информация? Все это необходимо проверять, и при такой проверке необходимо использовать объективные, официальные, надежные источники информации, а не слухи в Интернете. Чтобы не случилось так, что человек убегает всеми правдами и неправдами через пол-мира, поскольку ему угрожает смерть по каким-то политическим, национальным или расовым признакам, а мы отказываем ему в убежище. В то же время какой-то претендент, который на родине, например, виновен в преступлениях против человечества или еще в чем-то подобном, теоретически может «проскользнуть» в Украину. Не допустить подобное - это также позволит сделать информационная система.

Е-У. Идет ли здесь также речь о взаимном обмене информацией со странами Европейского Союза?

С.Рудык. Да. Я несколько раз выезжал на переговоры с нашими западными партнерами. Мы стараемся сотрудничать с миграционной службой Великобритании. Но в более практическом формате мы можем говорить о сотрудничестве с восточноевропейскими странами. Словаки нам предложили (они такую модель уже отработали у себя, им, конечно, немного проще, потому что масштаб страны меньше), что они готовы обучить наш персонал, предоставить соответствующую технику для того, чтобы мы могли для начала установить необходимую сеть. Эти переговоры продолжаются, мы уже несколько раз встречались на уровне руководства и экспертов. Я надеюсь, что в ближайшее время пилотный проект заработает.

Е-У. То есть, речь идет о параллельной работе по этим проектам?

С.Рудык. Да, это параллельная работа, эти проекты не исключают один другого.
Интересный проект предложили мне те же самые словацкие партнеры. Суть этого проекта заключается в следующем. Представьте себе ситуацию, когда на границу приехал человек из страны, язык которого не знает никто. Если это английский, немецкий или еще какой-нибудь другой, то переводчика всегда можно найти. Но что делать, если язык экзотичный, типа суахили, и человека не понимает ни высшее руководство, ни имеющиеся переводчики - никто? Задумка заключается в том, что переводчик с такого редкостного языка может разговаривать с таким человеком на расстоянии, скажем, из Великобритании или Германии. По крайней мере, для выяснения базовой информации - имя, страна, обстоятельства выезда - этого будет достаточно. Идея заключается в том, чтобы реализовать пилотные проекты, осуществить их на украино-словацкой границе, украино-венгерском переходе, на нескольких переходах.

Она не требует больших финансовых расходов - речь в основном идет об телекоммуникационных услугах и услугах переводчика. Но в любому случае это намного дешевле, чем полное отсутствие информации о человеке. Ми не можем обмениваться с ним информацией на пальцах. А человек имеет право на то, что его поняли, предоставили разъяснения по тем или иным вопросам. Это право на помощь. И Украина обязалась перед мировым сообществом придерживаться неотъемлемых прав человек. По моему мнению, право человека быть понятым также является неотъемлемым.

Это практические программы и планы, которые касаются использования информационно-коммуникационных технологий по направлению работы с беженцами и мигрантами.

Комитет ведет направление реинтеграции ранее депортированных лиц, которые вернулись в Украину. В мае мы сделали большой шаг вперед в этом направлении - Кабинет Министров принял Программу обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей до 2010 года. Эту программу разработали специалисты нашего Комитета. Программа рассчитана на пять лет и касается практически всех аспектов, связанных с интеграцией этих лиц. Это капитальное строительство, дороги, школы, содействие изданию книжек и т.д.

Но есть один пункт, который будет Вам особенно интересен. Это так называемый реестр репатриантов. Я думаю, что наиболее оптимальным вариантом его реализации - учитывая, что мы уже живем в 21 веке, - будет электронный реестр репатриантов. Он имеет много измерений. Один из аспектов, который лежит на поверхности, - это информация о предоставленной и необходимой помощи таким гражданам. Имеется в виду, что за 15 или 20 лет, когда начался процесс репатриации, в Украину приехало почти 300 тысяч человек. Большое количество из них по сей день стоят в очередях на получение жилья, на компенсацию затрат, связанных с проездом и перевозкой имущества, с получением земельных участков и т.п.

Может случиться такая ситуация, что человек получил квартиру в Беловодском районе, хочет получить участков в Бахчисарайском районе, компенсацию или деньги на перестройку жилья (такую услугу Украина также предоставляет за счет госбюджета) в другом районе... То есть, один человек может теоретически получить все эти услуги трижды, а другой человек - вообще ничего не получить. Среди крымских татар и других репатриантов таких случаев практически нет, но очевидно, что такая возможность существует.

Преимущество внедрения реестра заключается в том, что мы будем знать, что произошло и происходит с тем или иным человеком. Самое плохое, что может случить, - это то, что человек будет стоять десять лет в очереди, и не будет иметь ничего от государства. Понятно, какими глазами и с каким настроением он будет смотреть на это государство! И рядом с ним будет человек, который будет использовать отсутствие контроля в корыстных целях. Электронная система как раз призвана избежать такой ситуации.

На днях я встречался с Геннадием Ефимовичем Добкиным, заместителем мэра Ялты, и мы обсуждали, как решать проблемы двух с половиной тысяч лиц, ранее депортированных, которые стоят там на учете в очереди на жилье и т.п. Как удовлетворить их потребности с учетом больших цен на жилье, на землю?

Местные органы власти не могут самостоятельно эту проблему решить. Мы вышли с предложением выдать акты на земельную собственность всем, кто де факто владеет землей. Раньше, до середины 90-х годов документы на владение землей выдавали органы исполнительной власти, например, исполком Ялты. Сейчас для этого необходимо решение сессии. По сути, человек понимает, что у него есть этот акт. Но ему нужно довести эту процедуру до конца, а процедура стоит где-то 500-700 грн. Но проблема даже не в деньгах, а в длительности процедур, очередях и т.д.

Получается ситуация, что у человека может быть де факто участок, но отсутствие нового документа-акта не позволит его внести в эту электронную базу данных. Как только эта база будет создана, по нашему общему убеждению, на 30-40% количество желающих уменьшится, потому что будет четко продемонстрировано, что человек участок или что-то другое уже получил.
Конечно, это не самая главная проблема - чтобы не сложилось впечатления, что мы делаем эту системы лишь для уменьшения количества желающих. Но речь идет о достаточно больших суммах. На обустройство депортированных на текущий год сумма достигает более 70 млн гривен, а в следующем году - до 90 млн. То есть, государство выделяет то, что может, но эти суммы должны контролироваться. Это бюджетные средства, которые требуют особого контроля, потому что эти средства создаются гражданами Украины, которые платят налоги. По сути, вкладывая эти средства в Крыму, мы понимаем, что не выделяем их на что-то другое в Черниговской, Сумской или любой другой области.

Е-У. Что по срокам? На каком этапе находится осуществление этой идеи?

С.Рудык. Сама программа, рассчитанная до 2010 года, принята в мае. Но поймите, что принять Программу - это значительный, даже более того, решающий шаг власти. Но за этим шагом начинается большая, не побоюсь этого слова, титаническая работа по ее реализации. Мы не хотим, чтобы эта Программа утонула в бюрократических бумагах, но без соответствующей организационной подготовки тоже ничего не сделаешь. Поэтому работа продолжается, и скоро люди, которые составляют целевую аудиторию этой Программы, ощутят практические действия государства.

Е-У. Вопрос об АИС и этой электронной базе. Понятно, что некоторые элементы информации, которая будет в них входить, находятся или будут находиться в распоряжении других ведомств. В других ведомствах уже есть определенные базы, которые, вероятно, могут использоваться... Не возникали ли вопросы межведомственной координации в Вашей деятельности в сфере внедрения информационно-коммуникационных технологий?

С.Рудык. Конечно, нам необходимо координировать эту деятельность с Министерством внутренних дел Украины, другими компетентными органами власти для того, чтобы наши базы могли «сотрудничать». Существуют унифицированные системы. Если говорить о «Евродак», то ответ очевиден - ориентироваться на их программные стандарты. Конечно, речь не идет о слепом копировании. Со времен создания «Евродака» прошло 8 лет, технологии идут вперед, но сохранить основные принципы, логику работы все-таки необходимо. Не стоит изобретать велосипед в этой ситуации. Я думаю, что в подавляющем большинстве случаев мы пойдем путем унифицированных систем, чтобы все наши системы и программы могли сотрудничать, «общаться» с другими системами и программами. Это однозначно относится к программам МВД, Государственной пограничной службы. Кстати, пограничники имеют, кажется, одну из наиболее продвинутых систем. Их деятельность подталкивает их к этому. Они охраняют границу и должны иметь серьезную электронную технику. То, что они мне показывали, достаточно серьезно. Например, у заместителя главы есть экран, который позволяет ему посмотреть на тот или иной участок границы в Карпатах или в другом месте. Это делается через спутниковую связь. Они делают такие вещи, что я б на месте нарушителя границы и не пытался ее нелегально пересекать, в особенности на западной границе.

Всем известно, что контроль на западном направлении у нас достаточно жесткий, в отличие от восточного. В некоторых восточных областях недавно у местной власти возникло желание вырыть ров или канавы...

Кстати, это является большой проблемой, которая косвенно связана и с внедрением электронного управления в нашу работу. Западная Европа постоянно ставит перед нами вопрос возвращения граждан Украины и представителей третьих стран, которые пребывают на территории Европы, а попали туда через территорию Украины. У нас нет никаких проблем с нашими гражданами, которых депортируют по тем или иным причинам из Европы. Но у нас нет до сих пор необходимых договоренностей ни с Россией, ни с Беларусью. То есть, может так случиться, что представители третьих стран, которых депортируют из Европы, могут оказаться у нас. Проконтролировать их выезд или въезд с Востока практически невозможно.

И тут есть следующий комплекс проблем. Присоединившись к западной информационной системе, мы становимся на шаг ближе к Западу, но мы должны сделать этот шаг таким образом, чтобы не оказаться на один шаг дальше от Востока. И та же проблема, которая сегодня актуальна между Польшей и Украиной, завтра может быть актуальной между Украиной и Россией.

Е-У. Кстати, были ли у Вас уже контакты с российскими коллегами - по поводу внедрения информационного обмена и т.п. вопросам?

С.Рудык. По электронным вопросам - нет, но касательно практических мер в миграционной сфере, то у нас есть типовое соглашение, которое мы обсуждаем со всеми ведомствами, стараемся выработать. К сожалению, иногда политические вопросы сильно влияют на этот процесс, не позволяют делать то, чего хотели бы миграционные службы - наладить эффективное и плодотворное сотрудничество с коллегами.

Е-У. Последний блок вопросов касается более практических или очевидных вещей, например, использования официального сайта Комитета. По Вашему мнению, с какой целью он создан, каковы пути его использования?

С.Рудык. Наша задача заключается в очень простых вещах. Обеспечить максимум полезной информации на нашем сайте. Это тот путь, по которому мы постоянно идем.

Например, на нашем сайте размещена процедура получения статуса беженца. Люди, которые пользуются Интернетом, могут зайти из любой страны мира и посмотреть, каким образом Украина предоставляет статус беженца. Существует очень много слухом и неправильных представлений об этом. Люди слышат название - Государственный комитет по делам национальностей и миграции - и думают, что мы тут владеем огромным арсеналом организационных и финансовых возможностей, включая депортацию. Большое количество общественных организаций (причем, это люди, с которыми я лично работал еще вчера, во времена Кучмы) думают, что мы депортируем людей. Но это не наша компетенция. У нас даже нет финансовых и технических возможностей для этого. Далее. О том, что мы будто бы занимаемся трудоустройством наших людей или игрантов в Западной Европе, или что к нам можно обращаться по визовым вопросам... Всё это далеко не так.

И, собственно, первое практическое задание нашего сайта - это показать обычному гражданину, где начинается и где заканчивается компетенция этого органа исполнительной власти. Другая задача - это предоставлять максимум помощи. Чтобы человек не выстаивал в очередях в киевском управлении или в регионах. Чтобы человек мог зайти на наш сайт, посмотреть на процедуры, каких документов они требуют, на то же время приема... С помощью таких элементарных сегодня вещей как вебсайт можно сэкономить время и человеку, которому необходимо к нам обращаться, и работнику миграционной службы.

Что касается более широкого использования электронных способов передачи информации, тех же самых поручений, то, конечно, это еще остается большой проблемой для государственных органов Украины, и исполнительной, и представительской властей. Есть такой привычный способ получения документов - пришла почта, служащий отдела делопроизводства расписал ее на руководителя или еще кого-нибудь, тот ее просмотрел, стоит штемпель входа и выхода документа... Таким образом осуществляется документооборот в абсолютном большинстве государственных органов Украины. Не сомневаюсь, что проще было бы, если бы эти процессы происходили в электронном виде.
Но такая трансформация потребует не только больших средств, но и существенных изменений в процессах работы органов государственной власти, в психологии государственных служащих.

Спасибо за интервью!

Справка «Е-Урядника»
Сергей Ярославович Рудык, 1970 года рождения, в 1992 году закончил исторический факультет Черновицкого государственного университета имени Ю.Федьковича, в 2001 году - Украинскую академию государственного управления при Президенте Украины и Университет Северного Лондона (Великобритания). Кандидат исторических наук, магистр государственного управления.
Трудовую деятельность начал в 1992 году воспитателем в Выжницкой школе-интернате. После окончания аспирантуры Черновицкого госуниверситета в 1995 году работал преподавателем истории в Черновицком государственном механико-технологическом техникуме.
В течение 1996-1999 годов работал начальником отдела и заместителем начальника Управления по делам депортированных, начальником этого же управления Министерства Украины по делам национальностей и миграции, реорганизованного в Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции. С 2002 года - советник заместителя городского головы - секретаря Киевсовета. С октября 2005 года - глава Госкомитета Украины по делам национальностей и миграции. Депутат Киевского горсовета.
С.Я.Рудык принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Неоднократно избирался главой Совета молодежных организаций Буковины, членом совета Всеукраинской ассоциации молодых политологов и политиков. С 1998 года - президент Ассоциации государственных служащих, с 1999 - координатор Коалиции общественных организаций Украины «Свобода выбора», с 2001 года - член совета Всеукраинского общественного мониторингового комитета; глава Наблюдательного совета Фонда региональных инициатив. С сентября 2003 года - шеф-редактор всеукраинской правовой газеты "Громадський захисник".
Автор и со-автор более 20 научно-публицистических работ, автор более 10 научных публикаций по проблемам миграции, межэтнических отношений и государственного управления.
[Биографические данные собеседника "Е-Урядника" взяты с официального сайта Государственного комитета по делам национальностей и миграции Украины]


12/07/2006
Источник: http://www.e-uriadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=4745

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ