Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Проблемы правового регулирования киберпреступности в Украине.

Последнее десятилетие общественного развития ознаменовалось широким распространением электронных вычислительных машин и компьютерных сетей, основное назначение которых состоит в получении, обработке и передаче самой разнообразной информации.

Информация, способная перемещаться от одного субъекта к другому с большой скоростью и в значительных объемах, становится самостоятельным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, приобретает высокую ценность благодаря не только содержательным свойствам, но и техническим возможностям, предоставляемым электронными компьютерными сетями.

Стремительное развитие сферы высоких технологий, компьютерная эра, наряду с положительными тенденциями развития мирового сообщества, открывает также новые возможности для развития и совершенствования преступного мира, криминализирует общественно-правовые отношения в данной сфере.

Сфера высоких технологий позволяет совершенствовать не только традиционные виды преступлений, например, хищение, мошенничество, «отмывание денег», подделка документов, в том числе ценных бумаг и денежных знаков, а также создает совершенно новые виды преступлений, такие как несанкционированное использование компьютерной информации, компьютерное мошенничество, компьютерный подлог? киберпреступность и т.д. Появляются такие понятия как «компьютерная информация», «компьютерные преступления», «компьютерный терроризм», «киберпреступность», «информационное оружие».

Законодательная регламентация общественных отношений, связанных с функционированием и использованием информационных компьютерных сетей, находится только в стадии разработки. Более того, методологические подходы к решению указанной проблемы противоречивы, отсутствует единая концепция. Даже специалисты в области информационного права пишут, что вопросы, возникающие в связи с использованием глобального информационного пространства через сети Интернет и иные региональные и глобальные сети, являются сегодня актуальными [1].

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что глобальная компьютеризация современного общества, затрагивающая практически все стороны деятельности людей, предприятий, организаций, государства, породила новую сферу общественных отношений, которая, к сожалению, нередко становится объектом противоправных действий, в связи с чем, необходимы исследования в данной области с целью усовершенствования правового регулирования общественных информационных отношений в Украине в современных условиях.

Общественные информационные правоотношения уже реально существуют, субъекты посредством средств электронной связи совершают действия, направленные на возникновение, изменение и прекращение своих прав и обязанностей. Однако, эти действия по созданию, передаче, обмену, хранению, распространению, иному обороту информации, информационных ресурсов, осуществляемые с помощью электронных сетей, подлежат правовому регулированию и слабо отражены сегодня в действующем законодательстве. Законодатель сегодня нуждается в четко разработанной научной основе, строгих концептуальных теоретических положениях.

Целью этой статьи является анализ общественных информационных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании, выявление информационной сущности кибернетического пространства, создание теоретической основы для последующих научных исследований и законодательного урегулирования общественных информационных отношений в условиях информатизации Украины.

Проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях информатизации Украины уже поднимались в работах Н.Н. Ахтырской, П.Д. Биленчука, В.Б. Вехова, В.Д. Гавловского, В.А. Голубева, Д. В. Грибанова, М.В. Гуцалюка, В.В. Крылова и некоторых других авторов. Однако стремительное развитие сферы высоких технологий не позволяет останавливаться на достигнутом, и требует все более и более глубокого изучения данной проблемы.

В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменяется структура и динамика общественного развития, возникают новые отрасли экономики, и увеличивается их интеграция, определяются новые схемы государственного управления, меняются социальные связи и социально-психологический облик человека. Все названные процессы неоднородны, так как они протекают на фоне цифрового неравенства и находятся в зависимости от научно-технического прогресса.

Наиболее ярко результаты современного процесса развития информационных и коммуникационных технологий проявляются в сфере построения и использования информационного пространства сети Интернет.

В связи с этим регулирование современных общественных отношений в информационной сфере, среди которых наиболее распространенными являются доступ к информационным ресурсам в названной сети (сайтам) и использование информационных услуг, в том числе, электронной почты, становятся одной из наиболее актуальных задач современного законодательства и права. В силу относительной новизны и высокой социальной роли информационных процессов в сети Интернет, а также особенностей существующей системы права, в Украине регулирование названных различныхотношений происходит в рамках конституционного (право на информацию), отраслей права - гражданского (договора по оказанию услуг доступа в сеть Интернет, электронные сделки и расчеты), административного (законодательство о связи, информационная безопасность).

"Множественность" регулирования порождает наличие несбалансированной системы юридических дефиниций, разные подходы к определению субъектов, участвующих в информационных процессах при использовании ИКТ, и, соответственно, сосуществование различных способов определения прав и обязанностей субъектов этих отношений. По мнению некоторых авторов, названные проблемы могут быть решены в рамках самостоятельной комплексной отрасли права – информационного права. Такой подход, однако, порождает необходимость решения ряда непростых задач: интеграции и разграничения предмета регулирования (отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет), выявление специфического метода регулирования, а также формирование иерархии норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере (или информационные отношения) [2].

Становление и структура информационного права содержит анализ информационного отношения как объекта правового регулирования. Его появление обусловлено закономерным развитием и усложнением общественных отношений, в результате которого увеличиваются информационные потоки в обществе, объемы и структурирование информации, требуется постоянное усовершенствование материальных носителей информации, возможностей по ее передаче и хранению.

Так, развитие материальных носителей информации в обществе происходит в следующем порядке: сначала существует только язык, потом появляется письменность, далее - книгопечатание. Следующий этап - развитие коммуникаций, изобретение телефона, радио, телевидения. Наконец, появляется ЭВМ, возможности усовершенствования которой практически безграничны. Причем наблюдается известное диалектическое противоречие: новые потребности в информационных технологиях рождают новые изобретения и нововведения, а те, в свою очередь, распространяясь по всему миру, делают человечество зависимым в информационном плане от этих нововведений и тем самым еще более усложняют общественные отношения, порождают новые потребности в потреблении и передаче информации.

Таким образом, появляются общественные отношения, в которых информация помимо того, что она является средством существования любых общественных отношений и в этом смысле не отделима от них, начинает выступать как нечто индивидуализированное, «оторванное», обособленное, то есть выступает тем объектом, по поводу которого эти отношения складываются. Поэтому информационное отношение как объект правового регулирования - это такое волевое общественное отношение, в котором информация выступает благом, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов. Поэтому информационное отношение как объект правового регулирования появляется не сразу, а на определенном этапе развития и усложнения общественных отношений.

Исходя из изложенного, можно говорить о возникновении относительно-обособленной группы общественных отношений - информационных отношений, выделяемых по признаку информации как объекта этих отношений. Действия субъектов права, связанные с созданием, передачей, обменом, хранением, потреблением, распространением и иным оборотом информации, информационных ресурсов - вот основные объекты правового регулирования, которые могут и должны быть урегулированы правом. Следовательно, можно говорить о формировании новой комплексной отрасли права - информационного права.

Представляется, что такую отрасль следует выделять, поскольку она имеет свой специфический предмет правового регулирования - информационные отношения. Однако следует согласиться с рядом ученых, например, с Д.Грибановым, что указанная отрасль не является самостоятельной отраслью права, поскольку у нее отсутствуют свои собственные методы правового регулирования, их она заимствует у других отраслей права. В этом смысле информационное право носит «сквозной» характер по отношению к другим отраслям, то есть является комплексной отраслью права.

По мнению Д.Грибанова, в предмет информационного права можно включить следующие информационные отношения: отношения по реализации прав личности на информацию и прав на защиту от информации; отношения, касающиеся процессов информатизации и оборота информационных ресурсов; отношения интеллектуальной собственности; отношения по гражданско-правовому обороту информации; деятельность средств массовой информации; отношения по защите информации (различного рода тайн) и обеспечению информационной безопасности; правонарушения в сфере информационных отношений [3].
Правовое регулирование в области информационных правоотношений в Украине осуществляется рядом правоотношений в Украине осуществляется рядом нормативных актов, основными среди которых можно назвать Законы Украины: «Об информации», «О защите информации в автоматизированных системах», «О сохранении научно-технической информации», «О телекоммуникациях»; Указы Президента Украины: «О мерах по развитию национальной составной глобальной информационной сети Интернет и обеспечение широкого доступа к этой сети в Украине», «О мерах по защите информационных ресурсов государства» и др.

Анализ законодательства, регулирующего общественные информационные отношения в Украине, позволяет утверждать, что наше государство, наряду с мерами по стимулированию развития инфраструктуры на основе новейших технологий, применяет необходимые меры, направленные против компьютерной преступности.

Вместе с тем, есть еще много не урегулированных проблем по правовому регулированию общественных информационных отношений, которые не дают возможности эффективно противодействовать правонарушениям, совершаемым в сфере компьютерных технологий.
В современном мире бурного развития информационных технологий в настоящее время наблюдается формирование информационных отношений особого рода, именуемых кибернетическим пространством.

Под кибернетическим пространством понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования функционирующей электронной компьютерной сети, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью ЭВМ и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерной сети [4].

Во-первых, сама возможность появления данных отношений обусловлена изобретением и усовершенствованием такого технического средства, как электронно-вычислительная машина. Во-вторых, кибернетическое пространство возникает на основе функционирующей электронной компьютерной сети - специального средства связи, которое обеспечивает обмен, передачу, иное движение информации в значительных объемах и с большой скоростью за счет действия ЭВМ, подключенных к названным средствам связи и специального программного обеспечения, организующего движение информационных потоков по сети. Информация, циркулирующая по электронным сетям, всегда является электронной (компьютерной) информацией, обработанной и передаваемой ЭВМ. Следовательно, участвовать в информационно - кибернетических отношениях можно только посредством ЭВМ, подключенной к компьютерной сети. В-третьих, функциональное назначение всех специальных технических средств в кибернетическом пространстве - это организация движения информации, то есть все отношения, связанные с использованием электронных компьютерных сетей складываются по поводу информации, то есть являются информационными отношениями, образуют особую сферу управления информацией.

Особую сложность вызывают Интернет-отношения, отягощенные иностранным элементом. Эти отношения имеют место, когда электронная сделка заключается лицами разных государств, ущерб в результате использования веб-сайта причинен на территории иностранного государства, информация, размещенная на веб-сайте, нарушает законы иностранного государства об охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Кроме того, связь правоотношения, складывающегося в виртуальном пространстве, с правопорядками разных государств может быть и менее явной. На нее могут указывать, в частности, место нахождения сервера и национальность провайдера. Фактически любое Интернет-правоотношение имеет иностранный элемент и тем или иным образом связано с правопорядками разных государств. Причем, можно предположить, что отношения, в которые вступают или будут вступать пользователи Интернет, имеющие согласно принципам международного частного права украинскую принадлежность, будут в абсолютном большинстве случаев отягощены иностранным элементом. Данное предположение можно объяснить следующим образом. Во-первых, Интернет-технологии в Украине пока еще не получили должного развития. Во-вторых, украинский сегмент виртуального рынка услуг и предложений в силу объективных причин вряд ли когда-нибудь будет настолько емким, чтобы исключить преимущества досягаемости по Интернет рынков других государств. Граждане Украины будут приобретать виртуально товары и услуги у лиц других государств, пользоваться объектами прав интеллектуальной собственности иностранцев и вступать в другие Интернет-правоотношения [5].

Таким образом, Интернет, совершенно новая правовая среда, ломающая устоявшиеся представления о действии правовых норм в пространстве и стирающая национальные границы, заставляет рассматривать поведение лиц, оперирующих в ней, прежде всего, в плоскости международного частного права. В первую очередь, применительно к этим отношениям возникают следующие вопросы международного частного права:
- юрисдикции какого государства подчинено правоотношение, т.е. суд или компетентный орган какого государства вправе рассматривать дело;
- право какого государства подлежит применению;
- содержание применимого права.

Причем, специфика Интернет-правоотношений заставляет отвечать на эти вопросы несколько иначе, нежели чем в аналогичных случаях, когда предметом рассмотрения являются традиционные, т.е. складывающиеся в реальном мире, отношения с иностранным элементом.

Сеть Интернет в мире приобретает серьезное социально-экономическое значение. Огромные капиталовложения, международный характер информационных отношений, сотни миллионов пользователей, новые механизмы ведения бизнеса делают Сеть объектом постоянного внимания.

Свыше двадцати государств мира приняли законодательные акты, регулирующие общественные информационные отношения, возникающие в связи с использованием сети Интернет. Сетевым механизмам доверяют осуществление ряда важных организационно-правовых функций государства: голосование по выборам (США, штат Калифорния), подача исковых заявлений и распространение различных процессуальных документов (штат Колорадо). Только в Соединенных Штатах Америки количество судебных прецедентов, связанных с нарушением конституционных прав граждан, использованием информационных сетевых технологий, оказанием услуг и продажей товаров в Сети, нарушением прав на объекты интеллектуальной собственностью, насчитывает сотни дел, рассмотренных в различных штатах США. Растет количество рассмотренных дел по правонарушениям в Интернете в Германии, Великобритании, Франции, Австралии, во всех странах, где Интернет все глубже внедряется во всевозможные социальные механизмы.

В мире можно выделить две крайности в подходах к регулированию сети Интернет: нормативистский подход, утверждающий верховенство права и законов реального мира над Сетью и требующий расширительного толкования текущего законодательства для общественных информационных отношений, и естественно-сетевой, декларирующий знаменитый самоорганизующий лозунг "Governments, go out!". Как всегда, истина лежит где-то посередине.

Ключевыми вопросами, которые государства пытаются решать при регулировании сети Интернет, можно считать следующее: общетеоретическая проблематика Сети, возникшая в силу глобальности Интернета и нематериальности категории электронной информации, комплекс специальных юридических вопросов, связанных с использованием технологий Интернета и принципиальная проблема пределов применения уже существующего законодательства к новым социально-информационным процессам. Решение последней проблемы серьезно осложняется наличием весьма незначительных наработок в сфере государственного сетевого законотворчества и отсутствием международных соглашений по Сети. Но общие нормы законодательства и права должны определять и сетевые правила игры, хотя сам принцип первичности норм реального мира не должен восприниматься буквально: сетевые общественные информационные отношения весьма отличаются от других известных социальных процессов и должны рассматриваться именно с учетом их внутренней специфики.

Вышеупомянутая общетеоретическая проблематика Сети включает в себя вопросы юрисдикции сети Интернет, суверенитета государств в информационном пространстве, институт обеспечения доказательств и вопросы правосубъектности лиц, представляющих, распространяющих и потребляющих информацию в сети Интернет, проблему определения времени и места действия в сети Интернет, вопрос ответственности информационных посредников - информационных провайдеров за действия их клиентов.

Специальные вопросы правового регулирования сети Интернет касаются, но не ограничиваются проблемами регулирования электронной коммерции, использования объектов интеллектуальной собственности, механизмов шифрования и криптографии, налогообложения информационных транзакций [6].

Таким образом, общественные отношения, возникающие в связи с использованием глобальных компьютерных электронных сетей, являются особыми информационными отношениями, направленными на организацию движения информации в обществе и обусловленными информационной природой общества. Кроме того, общественные отношения, возникающие в связи с функционированием глобальных информационных сетей, едины по своему социальному и правовому содержанию вне зависимости от технических характеристик конкретных электронных сетей. Такие отношения обладают единой совокупностью признаков и к ним применим единый терминологический аппарат.
Для надлежащего и эффективного урегулирования информационных отношений, составляющих кибернетическое пространство, требуется принятие блока новых законодательных актов, так как специфика нарождающихся социальных связей не позволяет ограничиться дополнением и изменением к действующему законодательству в рамках традиционных отраслей права.

Проблема глобальности и экстерриториальности, обусловленная распространенностью электронных компьютерных сетей по всему миру и ... электронных компьютерных сетей по всему миру и ограниченной территориальной компетенцией каждого отдельного государства может быть решена путем активного международного сотрудничества в области в области сближения и унификации законодательства различных стран мира об использовании и функционировании электронных компьютерных сетей.

Практическое значение данной работы состоит в том, что в ней рассмотрены вопросы правового регулирования общественных информационных отношений, которые могут быть использованы для дальнейшего анализа теоретических и практических проблем, связанных с существованием кибернетического пространства. Указывает на конкретные проблемы юридической практики, пробелы в законодательстве, предлагает способы их восполнения. Обобщает научные материалы, касающиеся правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием и использованием электронных компьютерных сетей.

Список литературы:

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Учебник под ред. Топорнина Б.Н. - С-Петербург: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2001. - С.107.
2. Наумов В.Б. К вопросу о гармонизации законодательства в сфере использования ИКТ // Материалы Десятой всероссийской конференции «Проблемы законодательства в сфере информатизации», 31 октября 2002 года. – М: Министерство Российской Федерации по связям и информатизации, 2002. – С.25-28.
3. Грибанов Д.В. Информация как объект правового регулирования. Теоретический аспект. // Юрист. - 2003. - N 3.
4. Грибанов Д. В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений. Автореферат дисс. ... кан. юрид.наук. – Екатеринбург, 2003. – С.9.
5. Леанович Е. Проблемы правового регулирования Интернет-отношений с иностранным элементом // www.russianlaw.net/law/doc/a102.htm.
6. Наумов В. Российский Интернет: первые судебные прецеденты // Арбитражные споры. – 2000. - N 1(9). – С.130-133.

Дата: 04.10.2006
Источник: Crime-research.ru
http://www.crime-research.ru/articles/2898/3
Автор: Виктор Сабадаш

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ