Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Будущее за электронным государством.

Cтатья по итогам рабочей поездки директора Института Развития Свободы Информации Ивана Павлова в Азербайджан

С. Алиева

В конце XX века Всемирная глобальная сеть прочно вошла в нашу жизнь, и с каждым годом она становится все более и более незаменимой. Сейчас большинство современных людей не представляют своего существования без компьютера, подключенного к Интернету. Для отдельных индивидуумов виртуальный мир кажется даже намного проще, чем реальный, и они буквально живут в киберпространстве дни напролет. Сейчас в Интернете можно найти все, что душе угодно. Люди ищут по Интернету работу, получают образование. По статистическим данным на конец 2004 года, в Азербайджане из каждых 1000 человек 15-18 обладают компьютерами, а 5% населения пользуются Интернетом.

Следует отметить, что это очень низкие показатели в сравнении с мировой статистикой, но прогресс не стоит на месте, и ежегодно эта цифра будет увеличиваться. В последнее время еще одним показателем степени развитости государства стало наличие в нем так называемого электронного правительства, которое на Западе уже давно прочно вошло в жизненный уклад. У нас же этот сегмент только начинает развиваться, но, несмотря на это, Азербайджан уже достиг какого-то, пусть не самого высокого, уровня в данной сфере. В любом деле очень важным является заимствование опыта у того, кто достиг чего-то большего. По этой причине Азербайджану необходимо знакомиться с достижениями других стран в области создания электронного правительства.

Об этом мы поговорили с находящимся в нашей столице директором Санкт-Петербургского Института развития свободы информации (www.svobodainfo.org) Иваном Павловым. - Наш институт работает с 2004 года, и с этого самого времени мы следим за тем, как Россия создает свое электронное государство. Построение электронного государства в России, доступ к социально значимой информации, мониторинг официальных сайтов органов государственной власти - вот основные сферы интереса нашей организации. В качестве предмета исследования мы выбрали официальные сайты федеральных органов исполнительной власти. В 2004 году в ноябре в России было 84 федеральных органа исполнительной власти и у 53 из них не было официального сайта в Интернете. Мы стали вести с ними переписку с целью выяснить, что же им мешает открыть свой собственный сайт. Каждый отреагировал на это по-своему, кто-то вполне нормально отнесся к данному предложению, а кто-то лишь отмахивался, мол, какое вам дело. 

В марте 2005 года мы выявили несколько органов власти, не имеющих сайтов в Интернете, характер социальной значимости которых не вызывал никаких сомнений, и решили подать на них в суд. Поначалу судья вообще отказывался рассматривать такую жалобу, так как сразу не усмотрел, какое же право было нарушено данными структурами, хотя сегодня право на доступ к информации является очень важным в жизни каждого человека. Но, оспорив в Апелляционном суде этот отказ, мы доказали, что это дело подлежит рассмотрению, и вышестоящий городской суд Санкт-Петербурга вернул дело в районный суд и указал, что оно подлежит рассмотрению. За время судебного разбирательства данные инстанции создали сайты, но они оказались сайтами - пустышками, не содержащими, по сути дела, никакой информации.

Мы были вынуждены сконцентрировать свое внимание не на факте отсутствия сайта, а на его содержании. Дело в том, что в России в 2003 году было принято уникальное постановление правительства, в котором был утвержден перечень сведений, которые должны быть доступны для населения и размещены в информационных системах общего пользования. Суд рассмотрел нашу жалобу и в октябре 2005 года полностью ее удовлетворил. - Для многих до сих пор не понятно, что скрывается за терминами "электронное правительство", "электронное государство". Могли бы вы раскрыть его сущность? - Электронное правительство это буквальный перевод с английского egovernment. На Западе под словом "government" понимают не только правительство как структуру исполнительной власти, но и всю власть, то есть законодательную, судебную, исполнительную. По этой причине многие эксперты призывают называть этот электронный сегмент не электронным правительством, а электронным государством (ЭГ), для того, чтобы охватить все ветви власти.

В целом же ЭГ направлено на то, чтобы сделать власть более эффективной, более доступной для простых граждан, понизить уровень коррупции и обеспечить гражданам доступ к социально значимой информации. Эти процессы, скажем, в России идут достаточно сложно. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем коррупции, которая захлестнула ее с тех пор, как нефть начала дорожать.

Правительство это осознает, но пока что противоядия так и не было найдено, но многие уже осознали, что внедрение электронного государства в политическую, экономическую и социальную жизнь позволило бы существенно продвинуться в решении вышеназванных проблем. - Как обстоят дела с этим вопросом на Западе?

- С середины 90-х годов прошлого века европейские государства поняли, что внедрение ЭГ может эффективно влиять на экономический уровень развития государства и стали активно развивать ЭГ. Страны Евросоюза объединены в единую сеть, в которой существуют определенные порталы, на которых любой европеец может найти интересующую его информацию.

Государство само по себе содержит самый большой объем социально значимой информации, и по этой причине государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе. Интернет же является самым эффективным средством распространения информации среди неограниченного круга лиц. Если все вышеназванные параметры объединить, то получится, что создание официальных сайтов органов государственной власти может решить если не все, то многие проблемы, которые актуальны в сегодняшнее время.
Если государство не имеет официальных сайтов органов власти, то его можно называть немым государством, которое не озвучивает перед своими гражданами официальную точку зрения по тем или иным, интересующим общество, вопросам. Действительно, у многих ведомств есть свои пресс-секретари, которые выступают перед средствами массовой информации, а последние в свою очередь интерпретируют ее так, как могут или хотят, иногда искажая сведения по неосторожности, а иногда умышленно. А если вся информация будет "выложена" на сайте, то государство тем самым решит проблему искажения информации. Первый уровень построения ЭГ начинается с создания официальных сайтов органов государственной власти. Второй уровень - это наполнение сайтов максимальным числом баз данных. К примеру, в Эстонии каждый чиновник, получив заявление от гражданина, должен зарегистрировать его в электронной базе данных. Впоследствии каждый человек, зная входящий номер своего заявления, может через Интернет узнать, на какой стадии находится рассмотрение его обращения. То есть, по сути дела, работа каждого чиновника находится под контролем общественности. Третий уровень ЭГ - это посредством государственных порталов размещать на них определенный объем государственных услуг, или точнее - функций, облегчая тем самым жизнь своих граждан. Скажем, гражданам, которым необходимы какие-то справки, достаточно зайти на сайт, идентифицировать себя, заполнить нужные анкеты и таким образом получить требуемый документ. Таким образом, государству не нужно будет тратить средства на то, чтобы устраивать прием граждан, и это значительно облегчит жизнь рядовым людям.

- В чем заключается основная цель вашего визита в Азербайджан? - Хотелось бы, чтобы наши идеи, которые мы пропагандируем в России, нашли свое применение и в Азербайджане. Мы выступаем за то, чтобы местными экспертами был проведен такой же мониторинг сайтов органов власти, чтобы в результате него появился некий рейтинг информационной открытости органов власти. Только после этого органы власти начнут соперничать между собой для того, чтобы быть лучше, а это в свою очередь приведет к тому, чтобы внедрение ЭГ происходило более ускоренными темпами. Самое главное, что страна получит не только некие научно-исследовательские данные, но и определенный социальный эффект.

У нас имеется методика осуществления мониторинга. В начале каждого года мы публикуем рейтинг информационной открытости, органов власти России. Этот рейтинг признается, в том числе многими министерствами, которые ссылаются на него как на одно из самых объективных и независимых источников оценки государственной информации. Такую же методику можно применять в любой стране, адаптировав ее к условиям того или иного государства. А потому мы готовы передать все научные наработки и опыт, приобретенный нами в этой работе, местной организации, которая возьмет на себя функции осуществления мониторинга. Данный проект мы хотели бы претворить в жизнь до конца 2007 года, но для этого работу нужно начинать уже сегодня.

 ***

По словам эксперта в области электронного права Рашада Азизова, что касается Азербайджана, то если посмотреть на отечественные сайты государственных органов нашей страны через призму трех вышеназванных уровней ЭГ, то у нас есть интернет-порталы разных уровней.

- Нет однозначного отношения к понятию "официальный сайт", у нас отсутствует единый национальный сайт органов государственной власти. Что касается проводимых у нас мониторингов, то, к сожалению, методика их проведения не носит научно обоснованного характера и слабо применима для анализа и фундаментальных исследований. По этой причине проект eLaw.az планирует внедрять в Азербайджане методику Института развития свободы информации, адаптировав ее к местным реалиям. Создание электронного правительства необходимо еще и потому, что это позволяет повысить уровень гражданской ответственности и установить каналы связи между гражданином и государством. Данные исследования не будут носить характер критики, а скорее рекомендативную функцию. 

- Составляются ли рейтинги сайтов государственных структур в нашей стране? - Нет, рейтингов, как таковых, у нас нет, но недавно были опубликованы результаты мониторинга, согласно которому сайт Министерства внутренних дел был признан лучшим в Азербайджане. Однако, на мой взгляд, этот мониторинг проводился по каким-то внешним визуальным факторам, а критерию социальной значимости информации и ее доступности не было уделено должного внимания.

В Азербайджане гораздо проще провести мониторинг такого рода, нежели в России, и мы планируем сотрудничать в данном вопросе с государственными структурами. Нужно помнить о том, что необходимо популяризовывать процесс создания электронного правительства, нужно, чтобы население знало о сайтах государственных структур, а не создавать их исключительно "для галочки".

- На каком месте находится Азербайджан по уровню развития ЭГ на постсоветском пространстве? - В принципе, во всех республиках бывшего СССР, за исключением прибалтийских республик, которые вырвались далеко вперед, наблюдается одна и та же тенденция развития, так как проблемы одни и те же, доставшиеся нам в наследство с советских времен. Но, в то же время, в некоторых вопросах впереди всех Россия, так как там больше специалистов, различных проектов в области IT. Но и у нас имеются некоторые интересные идеи в данной области. В частности, у нас законодательно введена должность информационного омбудсмана, что является новаторством не только для Азербайджана, но и для всех стран СНГ.

18.12.2006
http://www.zerkalo.az/

Источник: http://svobodainfo.org/

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ