Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

MoReq-UA: электронный документооборот по учебнику

Одна из ключевых проблем развития электронного документооборота в Украине – отсутствие стандартов, полагают эксперты. Если на Западе она фактически была решена в начале 2000-х, то наша страна постепенно подходит к этому вопросу только сейчас.

Есть два подхода к созданию государственных стандартов: либо самостоятельно разрабатывать спецификации, либо же изучать международные документы, брать их за основу и после определенной доработки (или без оной) делать национальными. Заметим, что сторонники имеются у обоих решений. Тем не менее с точки зрения перспектив, а они очевидны – планомерная интеграция в международное правовое и интеллектуальное общество (исключительный путь развития, по крайней мере в сфере электронного документооборота, неуместен), нужно ориентироваться на Запад.

Наконец-то

Едва ли не активнейшим потребителем СЭД в Украине является госсектор. Этому способствует наличие достаточно четкой нормативной базы в области документооборота и электронной цифровой подписи, а также руководящих документов, требующих от органов государственной власти внедрения СЭД. Поскольку создать единое и в то же время совершенное решение, отражающее особенности каждого отдельного аппарата, практически невозможно, разные ведомства применяют несовместимые системы от разных поставщиков. Как результат, возникают проблемы с их взаимодействием, препятствующие получению единого информационного пространства.

Чтобы исправить положение, мы пошли путем установления правил и регламентов совместной работы различных систем электронного документооборота. В соответствии с поручением первого вице-премьер-министра Украины до конца 2009 г. государственные ведомства страны, используя технологии электронного документооборота, должны наладить полноценное информационное взаимодействие. Для выполнения поручения планируется подготовить проект Постановления Кабинета Министров, который введет некий государственный стандарт в области СЭД. За его основу взята европейская функциональная спецификация Model Requirements for the Management of Electronic Records (MoReq).

Зарубежный опыт

MoReq была разработана при финансировании Европейской комиссии и принята ЕС в 2002 г. В ней учтен богатый американский опыт подготовки подобных документов – стандарт DoD 5015.2, созданный еще в 1997 г. в высшей степени бюрократичной организацией – Министерством обороны США. В MoReq были также отражены некоторые положения британского (PRO) и других европейских документов. Авторы спецификации, в роли которых выступала команда профессиональных консультантов из компании Cornwell Affiliates (сейчас – Cornwell Management Consultants) при поддержке группы экспертов из разных стран, ставили перед собой цель добиться универсальности, поэтому их детище не отражает какой-либо отраслевой или национальной специфики и легко может быть адаптировано для применения в любом государстве.

Терминология и система понятий MoReq выстроены таким образом, чтобы они были одинаково понятны как документоведу, так и ИТ-специалисту. Объем спецификации – более сотни страниц. Она содержит около 500 требований, сгруппированных по главам и разделам и изложенных простым и понятым языком. Стандарт может применяться как в государственном, так и в коммерческом секторе в организациях, которые намереваются внедрить СЭД или желают оценить возможности используемых ими систем.

В 2007 г. была выпущена новая редакция стандарта – MoReq2. Теперь он разделен на базовые модули, содержащие минимальные требования, необходимые для организации вызывающего доверие электронного делопроизводства и документооборота, и условно-обязательные. Особое внимание уделено программе сертификации и требованиям к поставляемым модулям, каждый из которых должен быть снабжен программой тестирования, сценариями и прочими материалами. Для обеспечения гарантии объективности следует исключить возможность неверного толкования всех формулировок. В MoReq2 также содержится информация об XML-схемах для импорта/экспорта документов в/из СЭД. Поскольку традиции делопроизводства в разных странах отличаются, предполагается, что каждая напишет собственное «национальное введение» в стандарт с учетом особенностей национального законодательства в области управления документами, где даст объяснения используемой терминологии и пр. MoReq2 и был взят за основу будущего украинского стандарта.

Наш выход

В соответствии с решением совещания в Государственном комитете информатизации Украины от 15 мая 2009 г. для обсуждения MoReq-UA был создан специальный веб-ресурс www.eos.com.ua/MOREQ/. Как сообщает Владимир Чабан, директор компании «НетКом Технолоджи», создание сайта вызвано необходимостью оперативно принимать решения: «Времени на совещания у участников проекта не было». Он был построен на основе ПО «ДЕЛО» и развернут всего за два дня. К обсуждению привлекались ведущие игроки украинского рынка СЭД, которые имеют практический опыт ведения проектов в органах государственной власти: «EMC Украина», «НетКом Текнолоджи», «Oracle Украина», «СИТРОНИКС Информационные Технологии», Softline, «Институт компьютерных технологий», «Банкомсвязь», RGdata, «Майкрософт Украина», «ДатаИнфо», «ЛЕТОГРАФ», «МУК», а также руководители и ИТ-специалисты главных заинтересованных госструктур: Кабинета Министров Украины, Государственного комитета информатизации Украины, Государственного комитета архивов Украины и Государственной администрации связи.

В настоящее время проект находится на финальной стадии, так как все необходимые вопросы решены. Теперь стандарт должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины. Он выйдет как инструкция рекомендательного плана для проектов в госорганах. Для проверки решений на соответствие типовым требованиям MoReq-UA планируется создание наблюдательного консультационного совета, в который войдут представители компаний «НетКом Текнолоджи», Softline и «СИТРОНИКС Информационные Технологии». Они будут проводить независимую бесплатную экспертизу и сертификацию конкретных версий продуктов.

Безусловно, создать механизм экспертной оценки мало, нужно еще сделать так, чтобы он работал. Аналитики сходятся во мнении, что ведущие поставщики СЭД должны быть весьма заинтересованы в сертификации продукции, чтобы демонстрировать качество своих решений. Потребители вправе требовать сертификат для того, чтобы быть уверенными в соответствии решения международным нормам. И они должны так делать, потому как нет инструментов (стандарт – только рекомендация), обязывающих производителей выводить на рынок только сертифицированный продукт. В общем, выбор за клиентами.

Есть все основания полагать, что применение стандарта обеспечит пользователей СЭД в Украине более качественными и функционально развитыми продуктами, а также инструментом для их оценки, который позволит принимать решения о выборе СЭД, полагаясь на систему объективных и практичных требований, какой является спецификация MoReq. Госструктуры получат свободу в выборе решений. Предпочтение не будет отдаваться менее качественной СЭД только потому, что вышестоящий орган власти навязывает именно ее. Можно будет выбрать любое ПО, отвечающее требованиям стандарта. И что гораздо важнее, таким образом создаются те самые предпосылки к формированию единого информационного пространства, по крайней мере, для органов власти всех уровней. А это, с учетом активного продвижения идеи электронного правительства, очень кстати.

Важность принятия стандарта в области электронного документооборота трудно переоценить, но на нем все наши проблемы не заканчиваются, ведь еще далеки от решения вопросы с электронно-цифровой подписью, не говоря о насущной потребности в создании единых государственных баз – отсутствие одной только БД национальных паспортов чего стоит. Тем не менее дело сдвинулось с мертвой точки и, что любопытно, случилось это в нелегкое с финансово-экономической точки зрения время.

Источник: http://ko-online.com.ua/node/44816


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше

12сентября

Russian Enterprise Content Summit 2018

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ