Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Латвия. Почему не идет электронная подпись

Несмотря на то, что ежегодно на поддержку е-подписи тратится около миллиона латов, до сих пор этот инструмент не пользуется спросом у латвийских жителей, а основными его пользователями стали чиновники.

Согласно закону «Об электронных документах» электронное послание, заверенное надежной е-подписью, сертификат которой выдан официальным национальным провайдером, считается собственноручно подписанным и юридически ничем не отличается от бумаг с личным автографом. Исключения составляют некоторые документы, к примеру, связанные с имущественными правами и требующие нотариального заверения или, согласно законодательству, личного присутствия. Все государственные и муниципальные учреждения страны обязаны принимать заверенные е-подписью документы, отправленные по электронной почте, и в течение дня сообщать автору, что его письмо получено. Дальше чиновники с ним работают, как с обычным бумажным документом. Понятно, что такая система существенно экономит время людей, освобождая их от необходимости лично ходить по инстанциям. Помимо обмена обычными письмами при помощи е-подписи можно также дистанционно получить ряд услуг государства и самоуправлений. Перечень их можно посмотреть на сайте https://www.latvija.lv/. К примеру, можно запросить повторно выдать свидетельство о рождении или смерти, запросить выписку решений Рижской и Вентспилсской думы, подать заявление на приглашение иностранца, которому нужна виза, и т.п. Кроме того, е-подпись может служить для идентификации в интернет-банке Nordea, а страховая компания IF заверяет е-подписью свои электронные полисы OCTA – если клиент покупает их через Интернет. Казалось бы, такой удобный инструмент должен идти на ура. Но статистика свидетельствует об обратном: деньги проект проедает существенные, а об отдаче пока и мечтать не приходится. Шокирующая статистика Проект электронной подписи начал работать в Латвии 4 октября 2006 года. Первоначально его реализацией занималась Latvijas Pasts. Но затем почта отказалась заниматься этими услугами и в этом году их перенял Латвийский государственный телерадиовещательный центр (LVRTC), перекупив проект у почты за 4 млн. латов. По словам руководителя отдела сертификационных услуг LVRTC Зане Силгале, ежегодная поддержка инфраструктуры обходится примерно в 1 млн. латов. Однако его популярность оставляет желать лучшего. По статистике LVRTC, за три года было выдано 26877 сертификатов е-подписи, из них 7500 – повторно (чип-карта действительна два года, а потом надо заказывать новую). При этом на данный момент активно используется около 18000 карт. Фактически за эти годы число пользователей услуги не только не возросло, а даже наоборот – снизилось на 1377. Как выяснила , корень зла в основном кроется в том, что подавляющее большинство юзеров – это чиновники. Еще в начале года Latvijas Pasts рассказывала, что не менее 90% от числа всех пользователей – чиновников. Для них карты были куплены в рамках госзаказа. При этом, по неофициальной информации, некоторые чиновники е-подписью вообще ни разу не воспользовались. И через два года, когда завершился срок сертификатов и потребовалось покупать новые, некоторые решили на этом сэкономить (карточка стоит от 24,61 до 92,29 лата на два года плюс в ряде случаев надо платить за использование так называемой печати времени от 0,26 до 0,36 лата за трансакцию). «Сегодня е-подпись приобретают лишь в том случае, если работникам это действительно необходимо», – говорит Зане Силгале. Впрочем, по статистике, число трансакций с использованием печати времени (ее необходимо использовать для фиксации времени отправления документа при общении с госучреждениями) возросло: в 2008 году их было 81289, а за девять месяцев этого года – 231077. Тем не менее эти цифры – капля в море. Особенно в сравнении с Эстонией. Там аналогичный проект был начат в 2002 году, и за это время было поставлено 22276305 е-подписей! общалась с жителями соседней страны – они действительно используют чип-карточку повсеместно, это для них такой же привычный инструмент, как мобильник. Кстати, надежная мобильная е-подпись, которую можно использовать прямо со своего телефона, у эстонцев тоже имеется. 10 лет ожидания Зане Силгале поясняет, что у эстонцев сертификат е-подписи занесен на ID-карту – электронный чип, заменяющий в стране внутренние паспорта. Соответственно, е-подпись имеют практически все жители страны (в Эстонии, по сведениям , на данный момент зарегистрирована 1078641 активная ID-карта при населении примерно 1 млн. 340 тыс. человек). У нас же чип-карту надо покупать отдельно и многие люди просто не знают об этой возможности. На широкую же популяризацию у LVRTC денег нет. Хотя что-то в этом направлении госкомпания пытается делать. К примеру, по словам Зане Силгале, в октябре вместе с Латвийским агентством инвестиций и развития будет проведен специальный семинар для бизнесменов о преимуществах электронного автографа. Также планируется снизить цены на использование печати времени. Впрочем, вряд ли один семинар поспособствует росту услуги. Зане Силгале говорит, что LVRTC ждет, когда решится вопрос с введением в Латвии ID-карт – вот тогда-то и будет разработана обширная концепция развития е-подписи. Пока же в основном здесь совершенствуют существующие услуги – к примеру, ведется работа над более удобным для пользователей программным обеспечением. Отметим, что вопрос введения в Латвии ID-карт поднимается уже почти 10 лет. План их введения разрабатывался под эгидой Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ). На его реализацию планировалось истратить около 1,6 млн. латов. Однако долгие годы проект был заморожен. Одной из причин было отсутствие единого европейского стандарта ID-карт, позволяющего использовать их как удостоверение личности при поездках по всему ЕС. Как заявила пресс-секретарь УДГМ Лаура Карните, сейчас Министерством по делам самоуправлений и регионального развития разработана соответствующая концепция. Она уже подана на рассмотрение Кабинета министров. Как только будет дан зеленый свет, УДГМ, со своей стороны, готово достаточно быстро реализовать проект – на это уйдет от полугода до года. Директор департамента политики информационного общества министерства Илгонис Лейшавниекс рассказал, что документ был подан в Кабинет министров две недели назад и в ближайшее время должен быть рассмотрен на комитете КМ. Он говорит, что предложены три варианта внедрения и существуют разногласия между министерствами по поводу того, по какой схеме проект будет реализован. Разница заключается в том, возьмет ли УДГМ на себя как функцию выдачи ID-карт, так и проведения трансакций с е-подписью (для этого организации будет необходимо полностью или частично перенять инфраструктуру у LVRTC), либо функции будут разделены между УДГМ и нынешним провайдером е-подписи. Если концепция будет принята, то, по словам г-на Лейшавниекса, сам проект можно будет воплотить к концу следующего года. Отметим, что, согласно концепции, ID-карта будет стоить 10-15 латов, что существенно дешевле существующих сертификатов е-подписи, но Зане Силгале не уверена, что в эту цену включены все издержки по изготовлению и поддержке. Вопрос – электронный, ответ – на бумаге Чтобы выяснить, насколько удобно и эффективно использовать е-подпись в существующем виде, пообщалась с несколькими пользователями чип-карт. Вот что рассказал один из них, пожелавший сохранить анонимность. Сертификат е-подписи он приобрел сразу же, как только тот появился, и стал активно им пользоваться. Подписывает письма е-подписью и отправляет их по электронной почте: запрашивает различные справки в госучреждениях, общается с СГД, Регистром предприятий, самоуправлением и т.п. Использует е-подпись для госзакупок, запрашивая условия тендеров и потом ведя переписку по поводу вопросов, которые возникли по технической спецификации. Он говорит, что первые два года были проблемы, связанные с тем, что чиновники не знали закон «Об электронных документах» или не умели пользоваться е-подписью. К примеру, не подтверждали, что получили документ. Некоторые говорили, что не отвечают электронно. Впрочем, после просьбы письменно подтвердить этот факт обычно все налаживалось. Теперь из-за кризиса ситуация усугубилась – некоторые учреждения, у которых закончились сертификаты, их так и не продлили. Поэтому в электронном виде не отвечают, а просят приехать и забрать запрошенные документы. Он рассказал, что с такой ситуацией столкнулся в СГД. запросила подтверждение этой информации в налоговом ведомстве, однако к моменту публикации статьи ответ так и не был получен. Пользователь говорит, что с проблемами он сталкивается примерно в 80% случаев, так что постоянно воюет с чиновниками, но говорит, что е-подпись будет использовать и впредь. Руководитель проектов Datu sistēmas Райтис Миса оценивает ситуацию не столь критично: с проблемами они сталкиваются примерно в 40% случаев (е-подпись используется при общении примерно с 50 учреждениями) – бывает, что чиновники забывают в тот же день послать подтверждение или вообще теряют документ. Он подчеркивает, что обмен письмами – это лишь часть возможностей, которые дает е-подпись. И для того, чтобы система работала более эффективно, государство должно развивать электронные услуги: сейчас на сайте Latvija.lv их всего 22. Зане Силгале говорит, что в случае, если какое-то ведомство отказывается принимать документы, заверенные е-подписью, следует обращаться в LVRTC по телефону 67018989, и организация постарается помочь. Заявку на получение чип-карты с электронной подписью можно подать в 30 почтовых отделениях по всей Латвии (четыре из них находятся в Риге), предъявив паспорт и заполнив анкету. Подробности на сайте www.e-me.lv. В стартовый комплект входит чип-карта с PIN-кодом. Всего на данный момент разработано три пакета услуг, ориентированных на разные категории пользователей (жители, бизнесмены, корпоративные клиенты), подключение к которым на два года составляет 24,61, 48,19 и 92,29 лата. В некоторые из них входит считыватель для карточки (кард-ридер). При подключении самого дешевого сервиса за 24 Ls необходимо платить и за использование во время трансакции печати времени – 0,36 Ls. В бизнес-пакетах эта услуга либо полностью бесплатна, либо оплачивается начиная со 101-й печати времени (0,26 Ls). Алгоритм использования e-подписи Шаг 1. Вы готовите электронный документ на компьютере. Шаг 2. В считыватель, подключенный к компьютеру, вставляете карточку. Шаг 3. На экране появляется диалоговое окно программы, «подписывающей» документ, вводите PIN-код. Шаг 4. Отправляете письмо адресату. Шаг 5. Получатель, открыв письмо, видит символ е-автографа. И нажав на него, удостоверяется, что автор послания действительно имярек, имеющий право подписи.

Источник: http://www.e-swb.com/?id=3368


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше

12сентября

Russian Enterprise Content Summit 2018

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ