Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

От бумаги к IT-технологиям

В нашей стране повсеместно и последовательно внедряются стандарты, позволяющие жестко регламентировать расход бумаги в органах государственного и хозяйственного управления, исполнительной власти на местах, сократить технологические потери при производстве бумажной продукции. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по экономии и рациональному использованию бумаги в республике» от 22 июля 2010 года придало новый импульс в решении этих задач.

Как отмечается в документе, принятые меры способствуют совершенствованию системы закупки на тендерной основе бумажной продукции и снижению затрат на ее приобретение. Улучшая систему управления, оперативного решения локальных и межотраслевых задач, а также сокращения расхода бумаги в стране последовательными темпами внедряются компьютерные и информационно- коммуникационные технологии, в том числе электронный документооборот, развивается сеть предоставления государственных и ведомственных интерактивных услуг. Результатом принятых мер стало сокращение расходов бумаги от 10 до 40 процентов.

Последовательное снижение норм расходов бумаги на технические нужды путем внедрения современной техники, новых технологий и передового опыта можно проследить на примере Торгово-промышленной палаты Узбекистана.

Приоритетное направление деятельности ТПП – активное участие в практической реализации стратегических целей социально-экономического развития Узбекистана. Со времени своего создания палата стала одним из активных участников по организации и функционированию системной поддержки предпринимательства, проводимых под руководством Президента Ислама Каримова. Здесь ведется постоянная работа по укреплению организационного, инфраструктурного, интеллектуального и кадрового потенциала. На постоянной основе структурными подразделениями ТПП, в том числе исполнительным комитетом, 14 территориальными управлениями, свыше 200 информационно-консультативными центрами, 14 третейскими судами, 3 тренинго-ресурсными центрами и 17 унитарными предприятиями, оказывается постоянная поддержка субъектам предпринимательства. Ее членами являются более 20 тысяч хозяйствующих субъектов. Палата имеет 21 зарубежное представительство, а также установила прямые контакты с более чем 50 зарубежными партнерами из таких стран, как Российская Федерация, Китай, Индия, Турция, Пакистан, Индонезия, государства Европейского Союза.

– Изначально, в целях снижения операционных издержек как на уровне центрального аппарата, так и региональных подразделений мы делали основной упор на внедрение информационных технологий во все текущие бизнес-процессы, связанные с исполнением уставных задач и обязанностей, возлагаемых на палату в целом, – рассказывает начальник отдела перспектив и развития бизнеса Торгово-промышленной палаты Узбекистана Нодир Султан-Мухамедов. – Ежегодно только сотрудниками центрального аппарата обрабатывается свыше 20 тысяч писем, порядка 5400 документов, полученных путем факсимильной связи, 1200 обращений на адрес корпоративной почты info@chamber.uz и более 50 тысяч писем по электронной почте. Это говорит не только о значительном бумажном, но и электронном документообороте. Но на самом деле бумажный оборот ограничивается только канцелярией. 60 процентов нашего бумажного оборота составляют входящие письма, полученные из различных министерств, ведомств и организаций. Остальные 40 – это исходящие документы, которые мы вынуждены подавать в те или иные государственные органы. Допустим, если мы подаем в интересах наших членов исковое заявление в суд, то, как правило, в обязательном порядке прикладываются несколько копий документов на 15-20 страницах в бумажной форме.

Следует особо подчеркнуть, что ТПП является активным сторонником внедрения новых компьютерных технологий и программного обеспечения в текущую деятельность, в первую очередь среди сотрудников территориальных управлений и районных информационно-консультативных центров. В центральном аппарате работает более 40 сотрудников управленческого звена, каждый из которых использует компьютер и офисный пакет программных продуктов, как отечественных, так и зарубежных разработчиков. Центральный аппарат, 14 территориальных управлений и 58 ИКЦ объединены в единую корпоративную сеть (VPN) с доступом к системе электронного документооборота, корпоративной электронной почте, службе мгновенных сообщений, к сетевой версии программы «Норма», ресурсам Национальной сети передачи данных (Интернет), в том числе Национальной базе данных законодательства, а также информационным ресурсам самой палаты (базам данных, методологическим материалам, каталогам в электронной форме) по различным аспектам предпринимательской деятельности. Для повышения производительности и оперативной взаимосвязи между сотрудниками палаты внедрена и успешно используется система электронного документооборота. В 2006 году при активной поддержке одного из членов палаты была разработана система электронного документооборота «Гермес», максимально привязанная к действующим правилам обеспечения исполнительной дисциплины, ведения делопроизводства, практикуемых в государственных учреждениях. Это касается системы регистрации входящих и исходящих писем, организации контроля за исполнением поручений, внутренней переписки, в том числе и служебных докладных между структурными подразделениями. Данная система не только позволяет организовать работу с документами и мониторинг состояния исполнительской дисциплины, но и контролировать время и процесс выполнения каждого поручения, уровень загруженности сотрудников. Кроме того, при планировании мероприятий и совместной работе над документами, сотрудники палаты активно пользуются электронной почтой и корпоративной программой мгновенных сообщений.

Как сообщили в Торгово-промышленной палате, система электронного документооборота в центральном аппарате используется на 95 процентов, так как доступ сотрудников к принтерам и копировальной технике ограничен и жестко взят под контроль. В палате существует система нормирования расхода бумаги, с контролем целевого использования и ежегодным снижением норм ее потребления. Для этого сотрудники канцелярии сканируют все входящие, исходящие и внутренние документы и сохраняют их в электронном формате в базе данных СЭД «Гермес». За последние пять лет полностью сохранена документация ТПП в электронной форме. Это дало существенный эффект при ежегодном снижении объемов потребления бумаги на 10-15 процентов. Более того, в целях оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности взаимодействия между подразделениями центрального аппарата в 2009 году разработана, внедрена и в 2010 году сертифицирована система менеджмента качества по стандарту ISO: 9001, привязанная к СЭД «Гермес».

Особого внимания заслуживает тот факт, что связь центрального аппарата ТПП с ее территориальными подразделениями также происходит путем электронного документооборота. В каждом из территориальных подразделений работает от 10 до 15 человек, половина из которых использует компьютеры в своей повседневной деятельности. Почти вся переписка между ними идет по электронной почте, либо посредством единой корпоративной сети палаты, созданной в 2005 году. Она состоит из 180 компьютеров, связанных между собой в рамках локальной или корпоративной сети, и более 200 пользователей из регионов, имеющих возможность подключаться к единой базе данных и информационным ресурсам, расположенным на серверах в центральном аппарате. В 2009 году 58 информационно-консультативных центров были подключены к ведомственной корпоративной сети.

Взаимосвязь центрального аппарата ТПП с ее международными представительствами, торгово-инвестиционными домами на 90 процентов происходит посредством телефонной, факсимильной связи и электронной почты. Сегодня отправка пакета документов весом до 200 граммов из Ташкента в Лондон стоит минимум 80 тысяч сумов. В целях экономии затрат почтой отправляются документы особой важности, требующие нотариального заверения и печатей.

Как правило, отдел бухгалтерии и финансов в любом учреждении потребляет большое количество бумаги и другой канцелярской продукции, например, для выписки счетов и платежных поручений. В целях повышения продуктивности работы сотрудников и значительного снижения затрат в этих отделах разработана и внедрена в центральном аппарате и в 14 территориальных управлениях собственная информационная система бухгалтерского учета «Узто», позволяющая вести не только финансовый, но и управленческий учет.

В стране развивается система интерактивных государственных услуг, которые оказываются в электронной форме. Активно сотрудничая и поддерживая отечественных предпринимателей, Торгово-промышленная палата Узбекистана вносит достойный вклад в этот процесс.

Примером может послужить корпоративный сайт ТПП, на котором любой субъект предпринимательства может получить ответы на различные вопросы: работают модули виртуальная выставка, торговая площадка, каталог оборудования. Здесь размещены подробные ответы на более 150 вопросов, часто задаваемых предпринимателями. Также есть возможность в режиме реального времени пообщаться с юристам палаты и получить консультацию. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию порядка передачи в аренду государственного имущества» от 8 апреля 2009 года на ежеквартальной основе осуществляется публикация информации о предоставлении в аренду неиспользованного государственного имущества и перечня госимущества передаваемого в аренду на веб-сайте www.chamber.uz, а также в региональных СМИ. В целях выполнения постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О порядке представления и размещения информации на Правительственном портале Республики Узбекистан в сети Интернет» от 21 апреля 2009 года утвержден порядок, а также обеспечена подготовка и представление на ежеквартальной основе информации в раздел «предпринимательство и малый бизнес» и «новости и события» на официальном портале правительства страны www.gov.uz о состоянии развития малого бизнеса и частного предпринимательства, возможностях, льготах и преференциях для предпринимателей.

Одно из новшеств, которое собирается внедрить палата в ближайшее время, – информационный интерактивный киоск. В рамках реализации проектов по созданию унифицированной системы информационного обеспечения субъектов малого бизнеса, при технической помощи со стороны Исламского банка развития, ПРООН, а также собственных средств палаты было закуплено серверное и коммуникационное оборудование для предоставления информационно-консультационных услуг с использованием электронных терминалов/киосков, подключенных к главному серверу через корпоративную сеть палаты.

В центральном аппарате и во всех областных подразделениях будет установлена специальная техника, в функционал которой будет заложен доступ к базе данных ТПП с информацией о действующих нормативных актах по защите прав предпринимателей, существующих источниках финансовых ресурсов, порядке отвода земельных участков и приложении к ним сетей коммуникаций/связи, обеспечении коммунальными услугами, регистрации и лицензировании деятельности, стандартизации производимой продукции, налогообложении и налоговой отчетности, доступе к сырьевым ресурсам и к перспективным рынкам сбыта продукции, местном и зарубежном технологическом оборудовании, инновационных технологиях. Каждый пользователь киоска сможет в простой и удобной форме получить информацию о необходимом оборудовании, выставках, банках, кредитах, государственных органах, выдающих те или иные разрешения, получить консультации, а также ответы на сотни вопросов, размещенных в базе данных. В случае, если пользователь не находит ответа на свой вопрос, он сможет переадресовать его специалистам в режиме реального времени.

В целях дальнейшего развития интерактивных услуг, совершенствования системы документооборота в государственными секторе, повышения эффективности и оперативности взаимодействия субъектов предпринимательства с государственными органами Торгово-промышленная палата Узбекистана активно сотрудничает с Узбекским агентством связи и информатизации.

В ближайшем будущем планируется разработка концепции по дальнейшему развитию систем «электронного правительства», так как сегодня взаимодействие предпринимателей с чиновниками напрямую связано с получением и сдачей разного рода бумажных документов, как правило в нескольких экземплярах в ряд уполномоченных органов. Именно поэтому на первом этапе ТПП планирует предложить систему подачи документов во все государственные органы в электронной форме. На втором этапе создать такие возможности для предпринимателей, чтобы они, не обращаясь напрямую в государственные органы, сидя за компьютером у себя в офисе или дома, могли зарегистрировать бизнес, открыть банковский счет, произвести оплату, получить справку или разрешение, связанное с их хозяйственной деятельностью.

– Потенциал развития «электронного правительства» огромный, – отметил Нодир Султан-Мухамедов. – Например, сегодня предприниматели имеют доступ к определенным интерактивным государственным услугам (большей частью информационным) и возможность сдать некоторые отчеты в Государственный налоговый комитет или Государственный комитет по статистике в электронной форме. ТПП планирует и дальше активно развивать это направление, поскольку все больше предприятий формируют свою финансовую и управленческую отчетность используя различные программные средства. Внедрение возможности формировать и направлять отчеты в госорганы «одним щелчком мышки» по электронной почте позволит сэкономить время и в разы сократить расходы на бумагу для сотрудников госорганов и предпринимателей. Для палаты будет оставаться приоритетным внедрение и развитие в стране систем по упрощению взаимодействия правительства с бизнесом, например, систем электронной торговли, которые позволяют компаниям в реальном времени производить процедуры по оплате товаров и услуг, подписанию контрактов и логистике посредством использования сети Интернет или систем электронных государственных закупок, сокращающих время и расходы на процедуры, связанные с организацией и проведением тендеров.

Мехрибон Маметова
Источник: http://www.uza.uz/ru/tech/11882

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ