Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Опыт США в создании систем «электронного правительства»

Системный подход к развитию Электронного Правительства в США был заложен в 90-х годах XX века Администрацией Президента Б. Клинтона, у которой настольной книгой было произведение Д. Осборна и Т.Геблера «Реорганизация управления: как дух предпринимательства трансформирует государственный сектор». В основе книги – изменение роли государства, а именно, отказ от избыточных государственных функций и сокращение бюрократических издержек.

Следствием изменившейся государственной философии стало использование ИКТ для «реинжиниринга государственных бизнес процессов» (прочувствуйте эту фразу – она четко отражает дух американской системы государственного управления и сразу позволяет найти отличия от российской). Наиболее важными законами, принятыми в это время являются:

  • Закон «О безбумажном документообороте и свободе информации», 1995 г.
  • Закон Клинджера-Коэна «О реформе использования информационных технологий», 1996 г.
  • Закон «О свободе информации» 1996г.
  • Закон об электронно-цифровой подписи (2000 г.)
  • Закон «Об электронном правительстве», 2002 г., включающий поправки о статистической эффективности государственного управления и о защите конфиденциальной информации граждан.

Первые три федеральных закона иллюстрируют поступательный, но носящий децентрализованный характер процесс реализации государственных услуг в электронном виде, их постепенное усложнение (включение систем оплаты), переход на электронный документооборот в органах власти. Закон о свободе информации говорит, что все, что не запрещено – разрешено и должно быть доступно гражданам. При правительствах штата созданы специальные консультационные комиссии, которые разъясняют самим государственным подразделениям, какую информацию и почему можно (или нельзя) открывать. Основной механизм борьбы за информационную открытость – это судебные процессы, где граждане США обвиняют правительства штатов в нарушении закона о свободе информации.

Усложнение э-услуг состояло в том, что после реализации самых простых услуг – силами одного ведомства – произошел переход на реализацию услуг, в которых были задействованы сразу несколько ведомств. Закон Клинджера-Коэна сделал использование ИКТ стратегическим ресурсом органов власти и заставил их потратить свое внимание на модернизацию на основе ИКТ. Параллельно с модернизацией госуправления шел процесс инвестирования в ИТ-инфраструктуру (высокая конкуренция в ИТ-отрасли). В начале 2000-х стратегический план использования ИКТ стал таким же стандартом, как и использование самих ИКТ. К 2001 году инвестиции во всю систему госуправления США (все уровни власти) составил 100 млрд.долларов. После 11 сентября 2001 года меняется государственная политика, и огромные ресурсы вкладываются в системы обеспечения национальной безопасности и борьбы с терроризмом. Ужесточаются правила пребывания и передвижения граждан в США за счет сбора дополнительных сведений о них. Очень спорный закон 2001 года – Patriot Act – давал неограниченный доступ Правительству США к личным данным граждан и вызывал у исследователей опасения в нецелевом использовании собираемых данных.

Федеральное Правительство США не имеет больших властных полномочий по отношению к штатам и муниципалитетам за исключением случаев, когда привязка идет путем выделения грантов. В этой связи акцент сделан на сильную информационную политику (подробно прописывающую ответственность и обязанности государства и граждан в информационную эпоху), а также на развитие компетенций и комплексный анализ готовности органов власти к внедрению инновационных ИТ-проектов. Если эта готовность низкая, то существуют программы ее целенаправленного повышения за счет ликвидации слабых мест (тренинги ,заимствования решений, аккумуляция финансирования, вход в партнерские отношения). Американские власти научились жестко оценивать свои силы и ресурсы. Высокое общественное давление заставляет правительства быть более осторожными с публикацией информации и следить за приемлемым уровнем государственной открытости.

В результате законодательно закрепленных реформ деятельности центрального правительства и всех федеральных государственных учреждений стало возложение на Административно-бюджетное управление (Office of Management and Budget (OMB) http://www.whitehouse.gov/omb/), одного из основных правительственных учреждений, входящих в Исполнительное управление Президента, всей полноты прав и обязанностей по руководству в рамках Правительства всеми процессами сбора, обработки, защиты и распространения информации, а также по решению вопросов, связанных с политикой закупок и использования информационных технологий. Для непосредственного осуществления политики в вышеуказанных областях в Административно-бюджетном управлении было создано Управление по делам информации и регулирования (Office of Informationand Regulatory Affairs) http://www.whitehouse.gov/omb/inforeg/index/ с передачей всех необходимых полномочий его Администратору.

Важной особенностью управления ЭП в США является совет ИТ-директоров отраслевых федеральных Министерств (CIO), работа которого очень важна для выработки и реализации стратегии развития ЭП в стране. Еще одним ключевым аспектом развития ЭП в США является гибкость законов о государственной службе, направленных на привлечение профессионалов из коммерческой сферы ИТ в государственные структуры на краткосрочный и среднесрочный период, а также существует обратный процесс стажировки государственных служащих в коммерческих ИТ-компаниях с целью установления партнерских сетей по реализации проектов ЭП и нахождения наилучших способов внедрения ИТ в государственном секторе. О том, каковы были бюджетные расходы в области ЭП, OMB отчитывается перед Конгрессом США.

Наконец, четкое законодательное регулирование взаимоотношений федеральных исполнителей программ Электронного Правительства и властей уровня штатов и муниципалитетов, позволяют последним эффективно тратить средства на освоение новых технологий и осуществления интеграционных процессов на базе информационных технологий. Причем, чем успешнее государственный ИТ проект, тем выше может оказаться прибыль государственной структуры, его реализовавшей.

Автор: Стырин Е.М.
Доцент кафедры государственной и муниципальной службы, старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, к.с.н. Москва, 2010.
Источник: http://open-gov.ru/?p=696#more-696


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше

12сентября

Russian Enterprise Content Summit 2018

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ