Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Электронное правительство в Армении набирает обороты

Идя в ногу со временем, правительство Армении приступило к реализации программы внедрения электронного управления, имея своей целью улучшить качество предоставляемых гражданам услуг. Одновременно перед правительством стоит задача создания такой бизнес-среды, которая облегчит деятельность армянского бизнеса, сократив время и затраты. О становлении и развитии в Армении e-gov в интервью PanARMENIAN.Net поведал руководитель аппарата правительства Давид Саргсян.

Какие у электронного правительства цели и задачи?

Во-первых, согласно правительственной программе, система государственного управления должна быть приведена в соответствие с лучшими международными стандартами, во-вторых, чтобы она работала на основе правил предпринимательства с точки зрения эффективности. Говоря простым языком, цель электронного правительства – облегчить жизнь гражданам страны. Мы должны по возможности создать такую среду, которая позволит сократить вероятность “физического” общения между гражданами и госчиновниками, что в свою очередь предполагает снижение коррупционных рисков. Что же касается тех задач, которые она решает, то создаются новые инструменты и в процессе становится ясным, какие бюрократические процедуры действуют при предоставлении услуг в госсекторе (например, при выдаче тех или иных лицензий и разрешений), и начинается процесс устранения недочетов, которые приводят к излишней волоките, высоким коррупционным рискам. Новый сайт электронного управления e-gov.am был запущен правительством Армении в мае 2010 года. На нем представлены все электронные услуги, которые предоставляются в Армении со стороны госструктур. Сайт электронного правительства представляет все инструменты и базы данных электронных услуг. Количество посещений каждый месяц стабильно увеличивается на 10-15%.

Правительство Армении утвердило 25 февраля 2010 года концепцию формирования электронного сообщества на 2010-2012 гг. Документ состоит из нескольких компонентов, в числе которых – распространение и обеспечение доступности по всей территории Армении высокоскоростной Интернет-связи, решение вопросов компьютерной оснащенности, распространение электронных услуг в государственном и частном секторах, а также решение вопроса обеспечения электронной и кибербезопасности. Какие непосредственно обязанности берет на себя аппарат правительства на пути ее реализации? С чего началась реализация правительственной программы?

Концепция достаточно обширна, она состоит из нескольких блоков. Аппарат же правительства взял на себя обязанности по линии электронного управления, в частности, повышения качества и эффективности предоставляемых услуг со стороны госучреждений.

Внедрение системы электронного государственного управления является приоритетным направлением для правительства Армении, и здесь мы приступили к последовательным шагам: создания инфраструктуры и контента. Еще два года назад в стране была низкая доступность Интернета, высокие цены, низкие скорости и т.д. С приходом третьего оператора (ЗАО «АрменТел», «FiberNet», затем GNCAlfa, прим. ред.) ситуация резко изменилась: увеличилась конкуренция, все три оператора по всей стране стали предлагать доступные услуги. На сегодняшний день 30 городов по всей республике покрыты оптоволоконным Интернетом, в то время как несколько лет назад было покрыто 3-4 города. Одновременно увеличивалось число пользователей широкополосного Интернета: в 2008 году – порядка 30 000 пользователей, в 2009 году – 70 000, еще через год 173 000. Во втором квартале 2011 года число пользователей уже составило 262 000. Есть мнение экспертов, что до конца года цифра в 400 000 вполне реалистична. По сути, это каждая вторая семья.

Со своей стороны мы – как правительство, создавали свою сеть на основе VPN (virtual privat network), которая поэтапно развивается. Сначала к единой сети были подключены только министерства, потом подсоединились 10 областных администраций (марзпетараны), потом остальные ведомства, а в этом году уже присоединились все точки присутствия госрегистра юридических лиц. В настоящее время идет процесс присоединения всех точек присутствия социальной службы и ЗАГСов. В этом году у нас будет более 200 точек присутствия по всей стране, из которых больше половины – это оптоволокно. То есть, государство также предъявляет спрос на рынке, что приводит к тому, что операторы идут в регионы. Интересно то, что за последние три года мы увеличивали географический охват нашей сети, а цена ее обслуживания практически не менялась: 70-80 млн. драмов в год. В результате – низкие цены, высокие скорости, больше покрытия.

Одновременно, по поручению премьер-министра Тиграна Саркисяна, мы работали над контентом. Первые несколько созданных приложений, были относительно простыми, сейчас мы уже дошли до самых сложных. Первое, что было сделано – создали электронный документооборот. На сегодняшний день больше 40 ведомств работают в единой системе документооборота, бумага больше «не гуляет» между ведомствами. Любой поступивший в госведомство документ сканируется при поступлении и тут же отправляется в архив.

Каков же был следующий шаг?

Следующий шаг – внедрение электронной подписи. Закон РА «Об электронной подписи» был принят еще в 2004 году. Помимо банков, которые пользуются электронными подписями с 1996 года для финансовых переводов, физически электронные подписи нигде не применялись. В 2008 году был создал центр, который выдавал электронные подписи, и на сегодняшний день у нас эмитировано более 6500 подписей, среди которых 300 принадлежат госчиновникам, а остальная часть – это менеджеры предприятий, которые представляют налоговые отчеты в электронном виде (e-filing).

На сегодняшний день все предприятия имеют возможность предоставлять налоговую отчетность в электронном виде, не выходя из офиса. Цена за электронную подпись составляет 15 тыс. драмов в первый год, и 5 тыс. драмов в каждый последующий год. В свою очередь налоговые органы очень оперативно создали портал, который принимает эти отчеты, и все это как единая система стало работать. Сегодня налоговые отчеты в электронном виде предоставляют уже 5400 компаний.

Парламент Армении в конце 2010 года принял поправки в закон РА “О лицензировании” и еще более десятка законов, в соответствие с которыми сокращается перечень лицензируемой деятельности. Что было сделано для сокращения бюрократических проволочек в этом направлении?

Правительство Армении внедрило электронную систему приема заявлений на различные виды лицензирования – www.e-gov.am/licenses. Пока автоматизирован только процесс предоставления документов. Заявителю придется лишь один раз посетить ведомство и получить лицензию, а если у него есть электронная подпись, то лицензию в электронном виде можно получить на личный e-mail без физического посещения государственного органа, этот файл по нашему законодательству имеет юридическую силу. В этом формате лицензии выдают практически все госстурктуры, за исключением Центрального банка РА, у которого более сложные процедуры, несколько лицензий в сфере атомной энергетики, на торговлю оружием. Пока не “оцифрованы” лицензии, выдаваемые КРОУ.

Какие недочеты были выявлены на пути внедрения электронного лицензирования?

При создании электронной системы лицензирования не была предусмотрена возможность отслеживания хозяйствующим субъектом хода поданного заявления и учета сроков предоставления услуг со стороны госорганов. Для решения этой задачи был создан портал отслеживания заявок. Введя 12-значный код (tracking number) можно проследить не только заявку на получение лицензии, но и любого другого запроса, который был подан в госструктуру. Каждый месяц мы фиксируем 1500 посещений портала благодаря тому, что каждому гражданину при подаче любой заявки в любую госструктуру выдается этот 12-значный код и краткая инструкция по его использованию. Аналогичные действия автоматически осуществляются и в электронном формате. Мы сделали все возможное, чтобы граждане узнали об этой возможности. Такая система позволяет строго придерживаться сроков, в течение которых должен быть дан ответ. В случае задержки гражданин может требовать соблюдения своих прав. По поручению премьер-министра аппарат правительства проводит операционный аудит для выявления нарушений. Этот процесс недавно начат, и уже в двух ведомствах зафиксированы проблемы, которые устраняются.

Что было сделано для облегчения «рождения» нового бизнеса?

Следующим шагом стал запуск электронного госрегистра компаний. Из всех заявок, которые получает госрегистр, 95% – это либо общество с ограниченной ответственностью, либо индивидуальный предприниматель. Специально созданная мониторинговая группа вместе с бизнесменами регистрирует компанию, убеждаясь в том, что это действительно занимает порядка 15 минут. Для той части, которые регистрируют иную организационно-правовую форму, этот процесс занимает не более 1-2-х дней.

Система госрегистра на порядок сложнее того, что мы делали раньше, поскольку включает в себя несколько подсистем: система связана в автоматическом режиме с базой данных фирменных наименований, с базой данных Полиции (идентификация данных), с базой данных социальных карт, с центром электронной подписи, с базой данных налоговой службы. Регистрация фирмы там предусматривает и получение индивидуального кода налогоплательщика, а также регистрацию фирменного наименования.

Сегодня каждую неделю в регистр поступает порядка 250 заявок, а из них, не выходя из дома, регистрируют свой бизнес порядка 10-15 предпинимателей. Каждый месяц госрегистр посещает 1000 человек, из которых порядка 70% – это новый бизнес. Мы добились того, чтобы человек приходил в госрегистр с паспортом и теми деньгами, которые он должен заплатить в виде госпошлины, вместо прежней ситуации, когда для регистрации компании необходимо было подготавливать устав, заявление и др. Для регистрации же бизнеса из дома нужны только номер паспорта и платежной карта.

Какие еще достижения в сфере электронного общества Армении вы можете отметить?

Армения среди немногочисленных стран, где с 2003 года можно получить визу посредством электронного портала – e-Visa. Уже запущены системы для регистрации патентных прав и торговых знаков и т. д. Что же касается госзакупок, то эта системы будет действовать к концу года, а пока на сайте gnumner.am можно найти всю информацию о тендерах.

При активном участии неправительственных организаций еще в 2007 году был принят закон о публичных уведомлениях. Например, вы подаете иск против кого-то, и его не могут найти, чтобы вручить уведомление. В результате судебное слушание затягивается. Два месяца назад был запущен сайт azdarar.am. Если уведомление “вывешенно” на этом сайте, то истец считается должным образом уведомленным. Соответственно, вы экономите время. Есть и такой сайт, как datalex.am, где можно найти любое решение суда и сопутствующие документы. Помимо этого было создано несколько приложений, направленных на повышение прозрачности деятельности правительства, в частности, на сайте можно найти все решения правительства, проследить в реальном режиме за сделками, реализуемыми в рамках госбюджета страны. А вот для повышения доступности правительственного сайта мы недавно запустили приложения для iPhone и iPad. За две недели уже зафиксировано 530 download-ов. В будущем рассмотрим возможности пользования и для Android-ов.

На каком уровне находится кибербезопасность всех правительственных систем?

Это отдельная тема, здесь у нас ведется определенная работа.

Расскажите о дальнейших планах?

Среди инициатив правительства оцифровка фондов Национальной галереи, а также запуск совместно с Полицией системы регистрации и снятия с учета автотранспортного средства, есть также идея привязать ЗАГСы к базе регистра населения. С вводом же в оборот в 2012 году био-паспортов и ID-карточек, в них будут вложены также и электронные подписи. Одновременно с этой карточкой гражданин будет получать единый официальный e-mail, представляющий собой виртуальный адрес на который человек будет получать уведомления о сделках в госструктурах и иные уведомления. Будет также создан единый портал, воспользовавшись которым гражданин сможет заплатить любой штраф, любую госпошлину или платеж.

В общем и целом, весь массив, как по инфраструктурам, так и по контенту, который мы создали, нацелен на спрос по отношении к информации любого рода. В этом правительству оказывают содействие, в основном, ЕС, ВБ и АБР. Надо отметить, что Армения по уровню электронного управления уже опережает многие страны, об этом, в частности, свидетельствуют сравнения, которые мы проводим, участвуя на международных конференциях. Перед нами сейчас поставлена задача – довести до граждан информацию о наличии всего спектра новых инструментов, чтобы они пользовались ими.

Виктория Араратян / PanARMENIAN News
Источник: http://nc.gov.ua/index.php?ELEMENT_ID=908

Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ