Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Архивы и пользователи: оформление платных услуг надо регламентировать.

Сегодня информация государственных и муниципальных архивов доступна для пользователей, в качестве которых выступают юридические и физические лица, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации. Они должны иметь четкое представление о правовых актах, где данные основания закреплены. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации (1993 г.), согласно которой (п. 4 ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", регулирующий отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства (ст. 1)[1].
Помимо этого стоит назвать иные относящиеся к архивному делу нормативные акты: Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 289)[2], в полномочия которого, в частности, входит принятие правил и условий деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации (п. 5.2.8), информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений на основе документов архивов Российской Федерации (п. 5.2.9); Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 301)[3], обязанной контролировать соблюдение законодательства в сфере архивного дела (п. 5.1.7), пресекать нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности (п. 6.4); Положение о Федеральном архивном агентстве (постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 290)[4], призванном осуществлять прием граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы в установленный законодательством срок (п. 5.5), давать в пределах своей компетенции юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства (п. 6.4), оказывать методическую помощь органам управления архивным делом субъектов Российской Федерации, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации (п. 6.6).

Обращают на себя внимание преимущества Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", вступившего в силу со дня официального опубликования 27 октября 2004 г., перед действовавшими ранее Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (от 7 июля 1993 г. N 5341-1)[5]. Главное, в законе юридически более точно приведены нормы, касающиеся доступа и пользования архивными документами. В частности, "пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы", "доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов (ст. 24). Далее, "пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, для любых законных целей и любым законным способом" (ст. 26). Прежде государственные архивы имели право при выдаче копий архивных документов для коммерческих целей устанавливать условия их использования посредством заключения лицензионного договора. Теперь в законодательном порядке установлено, что государственные и муниципальные архивы "могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договор об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств" (ст. 26).

И все же, несмотря на новации нормативно-правовой базы, практика предоставления архивами информационных услуг пользователям осталась во многом прежней. Знаю об этом по собственному опыту. Так, направив в архив запрос с указанием интересующей темы, пользователь просит, например, предоставить копии имеющихся документов по данной теме. Обычно в ответном письме за подписью директора архива сообщается о том, что для получения архивной справки или выписки пользователю необходимо перечислить на расчетный счет архива конкретную денежную сумму, и указываются его банковские реквизиты. При этом, как правило, не приводится расчет запрошенной суммы, не называется документ, на основании которого она определялась. Подобный обмен письмами между архивом и потенциальным пользователем не приводит к установлению договорных отношений между ними, так как письма не содержат существенных условий договора. По сути, при такой системе взаимоотношений архив фактически диктует пользователю свои условия предоставления информационных услуг, в основном финансовые, а пользователь вынужден либо соглашаться, либо отказываться от получения необходимой ему информации.

Принимая во внимание требования Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" о предоставлении платных информационных услуг архивами пользователю путем заключения с ним договора, необходимо оперативно разработать и обнародовать типовой (примерный) договор оказания информационных услуг единой для государственных и муниципальных архивов формы. Он должен соответствовать нормам гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Возмездное оказание услуг") и содержать следующие разделы с указанием даты и места составления:

I. Общие сведения. Наименование сторон: "Заказчик" - пользователь (ФИО), "Исполнитель" - архив, в лице директора (ФИО), действующего на основании Устава (дата и номер его регистрации).

II. Предмет договора. "Заказчик" поручает, а "Исполнитель" принимает на себя выполнение своими силами информационных услуг по теме запроса и отдельных ее частей.

III. Обязанности сторон. а) Обязанность "Исполнителя" - отобрать с помощью справочно-поисковых средств необходимую информацию в массиве имеющихся в архиве документов и печатных источников; определить регламент работ (период поиска, номера архивных фондов, дел и т.п.); б) Обязанность "Заказчика".

IV. Оплата услуг. Привести подробный расчет стоимости предоставляемых услуг согласно действующему прейскуранту, его реквизиты и ссылку на печатный источник публикации.

V. Ответственность сторон. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и в частности с Федеральным законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-01 "О защите прав потребителей".

VI. Сроки действия договора.

VII. Реквизиты сторон. "Заказчик" - паспортные данные, почтовый адрес, личная подпись под текстом договора (ФИО) с расшифровкой фамилии. "Исполнитель" - юридический (почтовый) адрес, банковские реквизиты, личная подпись директора (ФИО), заверенная гербовой печатью архива.

Такой договор "Исполнитель" направляет "Заказчику" на подпись в двух экземплярах, один из которых "Заказчик" возвращает "Исполнителю" со своей подписью.

Совершенствование отношений между архивом и пользователем уже не терпит отлагательства.
 
[1] Российская газета.2004. 27 октября; Отечественные архивы. 2005. N 1. С. 3.
[2] Российская газета. 2004. 22 июня..
[3] Там же. 24 июня
[4] Там же. 22 июня.
[5] Там же. 1993. 14 августа.


Ш.М. Голанд

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ