Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Сохранение документов всегда было главной задачей архива.

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" N 5 (2006 г.)

12 октября Российскому государственному архиву кинофотодокументов исполняется 80 лет. Его коллектив прошел этот путь вместе со всей страной, испытав выпавшие на ее долю трудности. 1926 г. - недавно закончилась Гражданская война, кругом разруха. У нового архива организационные проблемы: отсутствие специальных помещений, навыков работы с кинофотодокументами, методических документов, квалифицированных специалистов. 1930-е гг. - репрессии не миновали архив. Некоторые сотрудники были уволены за те или иные проступки, осуждены два директора архива, один из которых поплатился жизнью. 1940-е гг. - Великая Отечественная война. Архив пережил эвакуацию, неоднократные переезды в Саратов, Оренбург. В послевоенное время возникли проблемы с возвращением документов, приведением их в порядок, реставрацией.
1990-е гг., когда приходилось не только выживать, но и сохранять документы, тоже были для архива серьезным испытанием. Коллектив справился с ним, сберег архив.
О жизни РГАКФД в новых экономических условиях рассказывает его директор, заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Петровна Запрягаева.

Наше государство, правительство стали больше внимания уделять архивам. Успешно реализуется федеральная целевая программа "Культура России", направленная на финансирование архивной отрасли. Это хорошо, что архивам наконец-то оказали финансовую поддержку, выделив средства на самые неотложные нужды. Благодаря этому за последние пять лет архив многое сумел сделать для укрепления материальной базы, являющейся основой его жизнедеятельности. Построили газовую котельную, это хозяйственный, но важный вопрос, ведь проблема с теплом решена. С установкой новых кондиционеров обеспечили оптимальный температурно-влажностный режим в архивохранилищах. Впервые за долгие годы приобрели новую машину для реставрации кинопленки, изготовленную по специальному заказу французской фирмой. За счет госбюджета и заработанных коллективом средств заменили электропроводку во всех зданиях архива, модернизировали системы охранной и пожарной сигнализации. Это радует и открывает новые возможности в обеспечении сохранности кинодокументов, поскольку задача сохранения документов на всех этапах развития архива была основной.

Коллективу удалось добиться перелома в деле сбережения кинофотодокументов. В архиве на протяжении 15 лет работает комиссия по обеспечению сохранности документов. Ни один вопрос, ни одна проблема, глобальная или связанная с конкретным фактом порчи документов, не проходит мимо нее. Готовясь к юбилею, мы проанализировали качество документов: оно значительно улучшилось. В последние годы был создан парк машин, которые могут реставрировать пленку по всем параметрам (основа, эмульсии, биологические повреждения). Сейчас их не нужно использовать, как раньше, в две смены, так как документы не требуют дополнительной обработки. Я считаю, что этим мы можем гордиться.

Модернизация технического оснащения проходила постепенно. Сначала мы создавали ежегодные планы обновления техники - монтажных столов, прессов для склейки пленки и других средств, постоянно используемых архивистами, а в 1997 г. впервые пришли к необходимости разработки Концепции развития архива. (Этот год стал для нас рубежным, поскольку в апреле архив получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.) Первая Концепция не была идеальной, но, подведя итоги, мы отметили, что большинство задач выполнено.

К числу важнейших вопросов, которые решались в последнее время, принадлежит и комплектование архива. После развала Советского Союза рухнула сложившаяся десятилетиями практика приема документов, тяжелые времена переживали СМИ. В стране перестали снимать киновидеолетопись, которая считается наиболее ценной сейчас. Студии не сдавали документы на постоянное хранение, так как фильмы создавались на средства спонсоров, поступая затем в частную собственность. Возникла опасность появления белых пятен в отражении истории страны, поэтому архивисты попытались решить эту проблему. Благодаря настойчивости Росархива, убедившего коллег в Роскультуре, ныне архив получает обязательные экземпляры снимаемых в стране документальных и научно-популярных фильмов, а также имеющих статус национального фильма и финансируемых из федерального бюджета. Мы очень хотим, чтобы отечественная кинопродукция поступала в архив, и надеемся на восстановление добрых традиций во взаимоотношениях с нашими коллегами, студиями, режиссерами.

В 1990-е гг. и начале XXI в. архив активно вел научно-методическую и исследовательскую работу. Многие сотрудники занимались расшифровкой документов: ведь в прежние годы они поступали неописанными. Удалось расшифровать и восстановить многие съемки, среди них - первый полнометражный 6-частевый документальный фильм "Балтийский флот". Совместно с киностудией Международного центра неигрового кино "Кентавр" создана кинопубликация "Дом Романовых", это 2-часовой фильм из хранящейся в нашем архиве кинохроники. Он неоднократно демонстрировался по телевидению и имел большой успех.

Последние 10 лет мы очень активно развивали, поддерживали, воспитывали интерес сотрудников к научным исследованиям. Ими проводился комплекс работ по расшифровке, описанию, атрибутированию и восстановлению первоначального монтажа кинодокументов. Мы первыми сумели разработать технологическую цепочку контроля состояния видеодокументов при их приеме и в процессе хранения. В последние годы нам пришлось работать над созданием путеводителя по документам архива и электронного кинокаталога. При подготовке путеводителя был описан огромный комплекс документов (более 230 тыс. ед. хр., которые составляют свыше 40 тыс. наименований кинодокументов, а также около миллиона фото- и несколько тысяч видеодокументов) - это непросто. Мы сумели получить поддержку Фонда Сороса на создание электронного каталога кинодокументов, который одним из первых размещен в Интернете для бесплатного доступа отечественных и зарубежных пользователей. Работа над путеводителем закончена, он готовится к изданию.
РГАКФД активно публикует фотодокументы в печатных СМИ (журналы "Родина", "Отечественные архивы", "Исторический архив"), участвует в крупных совместных издательских проектах, таких как "История русской авиации в фотографиях. 1945-2005", "Советские люди. Сцены из истории", "Георгий Жуков", "Курская битва. Величайшее танковое сражение" (Германия), "Смерш: исторические очерки", "Русская фотография. Середина XIX - начало XX века", "Страна 1950-е. Жизнь в официальной хронике" и альбом "Парад Победы. Сквозь годы памяти и судьбы поколений", подготовленный совместно с издательством "ЛИК" в качестве подарка ветеранам Великой Отечественной войны (преподнесен участникам Парада Победы 1945 г.). Из наиболее крупных самостоятельных проектов следует выделить фотоальбом "Российская империя в фотографиях. Конец XIX - начало XX века". В 2001 г. подготовлено и вышло в свет справочно-информационное издание "Кинохроника в России. 1896-1916 гг.: Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД" (автор и исполнитель В.Н. Баталин).
Архив - постоянный участник крупнейших отечественных и зарубежных историко-документальных выставок: "Царские охоты в Беловежской пуще" (Польша), "Гулаг: трудовые лагеря России и борьба за свободу" (США), "Если выпало в империи родиться... Россия в фотографиях 1900-1991", "Стратегия Победы. Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны", "Император Александр III и императрица Мария Федоровна" и др.
Конечно, не все, что планировали, сделано. Одной из самых трудноразрешимых проблем остается перевод киноизображения с нитроцеллюлозной на триацетатную основу. К сожалению, большой комплекс кинодокументов (более 12 тыс. ед. хр.) не имеет копий на негорючей пленке, причем это ранние, наиболее ценные съемки. Данную проблему нельзя решить без государственной поддержки, так как кинопленка в России не выпускается, а покупать ее за рубежом очень дорого.

Наш главный помощник - это государство в лице Росархива, который в последние годы глубоко проникся проблемами РГАКФД и активно помогал ему. В налаживании процесса комплектования нам содействовали киновидеостудии и их руководители, замечательные и талантливые режиссеры, понимающие важность сохранения документов. Они знают, как работает архив, постоянно здесь бывают. Ежегодно в архиве фиксируется свыше 5 тыс. посещений, что достаточно много, учитывая небольшой киночитальный зал. Недостаточная его вместимость - тоже серьезная проблема архива. Нужны новые площади, возможно в виде пристройки к читальному залу, и дополнительные звукомонтажные столы.

Общество и кинодокументалисты по-прежнему сохраняют интерес к архивным источникам, а это значительная нагрузка на коллектив и документы. Ведь последние быстро изнашиваются и нуждаются в новых позитивных копиях для замены, на что у нас нет ни денег, ни пленки. Можно было бы перекопировать весь фонд на современные носители информации, но для этого тоже требуются база, машины. К сожалению, имеющаяся в архиве видеотехника настолько устарела, что может в любой момент выйти из строя, и тогда потребуется передавать документы для копирования на студии видеозаписи, а это, в свою очередь, усугубит проблемы сохранности.

Предметом гордости архива является коллектив: он стабилен, на сегодняшний день вакансий нет. Но время идет, мы заботимся о пополнении, воспитании молодых специалистов. Здесь хочу сказать теплые слова в адрес Историко-архивного института РГГУ, факультета технотронных архивов и документов. Они нам помогают: по ходатайству архива сотрудники обучаются на курсах, получают высшее образование. Сейчас 16 человек учатся в высших учебных заведениях, большинство в Историко-архивном институте. В 2005 г. пятеро поступили на ФТАД, что является хорошей тенденцией. Правда, пока остается проблемой балансирующая на грани прожиточного минимума заработная плата сотрудников. Они любят свою профессию, архив, но при низкой оплате труда сложно удерживать специалистов.

Сейчас мы приступили к созданию электронного каталога фотодокументов. Уже описано 80 тыс. ед. хр., работа продолжится при поддержке Фонда Форда, за что мы очень признательны его руководству.

Слова благодарности и сотрудникам ВНИИДАД (М.П. Жукова, Л.Н. Крюкова), работавшим вместе с нами над методическими рекомендациями по отбору аудиовизуальных документов на хранение, востребованных специалистами. Большую поддержку оказал институт в рецензировании путеводителя (В.Г. Ларина), над которым коллектив архива трудился свыше 15 лет.

На следующую пятилетку у нас грандиозные планы. В 2004 г. на научном совете РГАКФД была принята Концепция развития архива на 2005-2015 гг., определившая перспективные направления работы, цели и задачи. Выполнение планов во многом будет зависеть от бюджетного финансирования, ведь сейчас содержание аудиовизуальных архивов заметно подорожало. Первостепенная задача - получить помощь от государства, Росархива на приобретение техники для перевода киноизображения на новые носители. В ближайших планах - упорно продолжать работу по консервации кинофотодокументов, в частности реставрации фотодокументов, контролю за их состоянием в процессе хранения. Сотрудники архива (И.М. Карский) являются авторами методик реставрации негативов фотодокументов физико-химическим способом, освоили приемы электронной реставрации изображения. Сегодня в РГАКФД могут не просто его восстановить, но и перенести на фотопленку, создать качественную копию документа.

Коллектив архива устремлен в будущее, знает, какие проблемы решать, над чем работать, как выполнять возложенную на него великую миссию по сохранению зримой истории нашего Отечества. Это важно для будущих поколений.

Источник: http://www.rusarchives.ru/

 


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ