Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Д О К Л А Д Руководителя Федеральной архивной службы России В.П.Козлова на заседании Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выставочная деятельность государственных архивов – традиционное направление их работы. Еще в начале XYIII в. на Московском печатном дворе на Никольской улице всем желающим демонстрировалась прикованная к столу цепью рукопись «Соборного деяния на мниха Мартина Арменина» – фальшивка, изготовленная по распоряжению Петра Великого в качестве идеологического оружия борьбы против раскольников. Выставочная деятельность государственных архивов широко практиковалась государственными архивами в годы советской власти. Однако ей были присущи несколько кардинальных недостатков.

Во-первых, это были выставки исключительно архивных документов и, как правило, документов одного архива. В лучшем случае такие экспозиции дополнялись книжным рядом. Музейные экспонаты отсутствовали полностью. Между тем, Синодик убиенных Иваном Грозным, списки которого в избытке имеются в наших архивах, конечно же производит большее познавательное и эмоциональное впечатление, когда рядом с ним выставлен кинжал злонравного царя (равным образом и в музейной экспозиции).

Во-вторых, архивные выставки почти всегда блистательно игнорировали дизайн, художественное оформление, которые призваны подчеркнуть концептуальную заданность документального освещения события, явления, процесса прошлого.

В-третьих, в отличие от музейных экспозиций, документальные выставки почти никогда не сопровождались добротно подготовленными путеводителями по ним – каталогами или на худой случай хотя бы буклетами.

В четвертых, случайны и неуклюжи были пиар-кампании таких документальных выставок.

И, наконец, в пятых, документальные выставки архивов почти всегда проводились на не архивных площадках – все построенные в советские годы специализированные здания архивов не предусматривали наличия в них выставочных залов. Поэтому вплоть до конца 90-х годов мы, вооруженные желанием преодолеть четыре первых недостатка выставочной деятельности архивов и уже немало преуспевшие в этом, были вынуждены использовать «чужие» площадки – Третьяковской галереи, Большого и Малого манежей, Политехнического музея, ГИМа, других учреждений. И всегда в общественном сознании, формируемом СМИ, такие документальные выставки представлялись не выставками архивов, а выставками организаций, на которых они бывали развернуты.

В конце 90-х годов мы решили отказаться от сиротства и создать свой собственный Выставочный зал Федеральных архивов. Под него пошли когда-то роскошные апартаменты руководителя Главного архивного управления СССР – его приемная, кабинет, комната отдыха в историческом здании на улице Большая Пироговская, 17. Разумеется, денег на его переоборудование под выставочный зал не было, но тут приближалось 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Маленькая, но гордая страна очень хотела, чтобы об этом знал пусть не Евросоюз, то хотя бы Россия и потому помогла переоборудовать бывшие офисные помещения под выставочный зал, о чем теперь свидетельствует скромная табличка, прикрепленная на одной из его стен.

Сегодня Выставочный зал федеральных архивов теперь уже, слава Богу, благодаря федеральному бюджету, – абсолютно современная, ничем не уступающая по техническому оснащению не только российским, но и зарубежным стандартам, выставочная площадка, на которой мы стараемся зримо представить прошлое и, конечно же, донести до всех образ частички российского государства и общества, каковой являются архивы.

Выставочный зал федеральных архивов успешно решает поставленные при его создании задачи организации и проведения историко-документальных, историко-художественных, предметно-тематических выставок и информационных мероприятий на их базе, в том числе приуроченных к проведению научных и научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, презентаций документальных и справочно-информационных изданий, научно-исследовательских проектов, подготовленных федеральными государственными архивами самостоятельно либо совместно с отечественными и зарубежными организациями.

В результате своей деятельности Выставочный зал федеральных архивов сложился как межархивный центр популяризации документов Архивного фонда Российской Федерации и занял достойное место среди самых популярных выставочных площадок Москвы.

Благодаря сотрудничеству с российскими и зарубежными архивными учреждениями, крупнейшими российскими музеями экспозиции, организованные в Выставочном зале федеральных архивов, неординарны по своему содержанию и отличаются от традиционных архивных или художественных (музейных) выставок сочетанием архивных документов, уникальных фотографий, часто экспонируемых впервые, с музейными предметами и живописными полотнами, что позволяет наиболее полно и эффективно раскрыть тему экспозиции.

Ежегодно в Выставочном зале федеральных архивов демонстрируется 6-7 выставок. За годы деятельности с 2000 по 2006 гг. прошло 48 выставок, ставших заметными событиями в научной и культурной жизни Москвы. Посещение выставок в Выставочном зале федеральных архивов и архивах бесплатное.

Всего в 2000 – 2006 гг. федеральными государственными архивами было подготовлено и проведено в качестве головных организаций 276 выставок (146 из них на крупных выставочных площадках, в том числе в Выставочном зале, 130 – в помещениях архивов). В 646 выставках, организованных партнерами, федеральные архивы приняли участие. Кроме того, подготовлено 7 виртуальных выставок, размещенных в сети Интернет па сайтах РГАНТД и РГАЛИ. Федеральные государственные архивы предоставили подлинные документы для экспонирования на 547 выставок, высококачественные копии документов – на 451 выставку (ежегодно около 2 тыс. подлинников и 1,5 тыс. копий).

Наиболее активными организаторами и участниками выставочных проектов являются ГА РФ (153), РГИА (143), РГАЛИ (93), РГАДА (83), РГАКФД (75).

Историко-документальные выставки, подготовленные федеральными государственными архивами и проведенные на разных выставочных площадках, в том числе в Выставочном зале федеральных архивов, были посвящены:

  • юбилейным и памятным датам истории нашей страны («Россия: выбор пути. К 175-летию восстания декабристов»; К 100-летнему юбилею Российской Государственной думы; «1000-летие Казани» и др.);
  • дням воинской славы («Мы скорбью платим вам и восхищеньем...». К 100-летию русско-японской войны 1904 – 1905 гг.; «Время славы и восторга». К 190-летию Отечественной войны 1812 г.; «Победный 1945» и др.);
  • истории отечественной культуры и науки («Художники театра и кино». «Русский авангард в собрании РГАЛИ», «Прыжок к звездам», «XX век – начало космической эры», отраслей экономики «История денежных реформ в России. XVI-XX в.», «Нефть и газ России. XIX – XX вв.» и др.) ;
  • династии Романовых («Мир русской императрицы», «Дорогой Ники! Дорогой Вилли! Переписка императоров Вильгельма II и Николая II», «Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба» и др.);
  • жизни и деятельности видных государственных и политических деятелей (К 100-летию со дня рождения А. И. Косыгина, «Юрий Гагарин – человек и легенда». К 70-летию со дня рождения и др.);
  • отдельным вехам отечественной истории («XVII съезд ВКП (б) – съезд расстрелянных победителей», «XX съезд КПСС. Преодоление...», «1953 год. Между прошлым и будущим» и др.);
  • международным отношениям («Россия – Швейцариия. 300 лет»; «Советско-вьетнамское экономическое и научно-техническое сотрудничество: 1950 – 1990 гг.«; «Иосиф Сталин и Иосип Тито»).

Экспонировались также так называемые «фондовые» выставки, демонстрировавшие уникальные экспонаты отдельных федеральных архивов («Возрожденные документальные сокровища РГАДА», «ГА РФ за 10 лет», «Уникальные документы РГИА», «Фотографическая история. Из фондов РГАЛИ»).

Федеральные архивы осуществляли подготовку выставок по поручениям федеральных органов государственной власти («Министерская система в Российской империи», 2002 г., организаторы – Аппарат Правительства Российской Федерации, Росархив, РГИА, ГАРФ; экспонировалась в Доме Правительства Российской Федерации, Выставочном зале федеральных архивов; «Государственный Совет России. 1801 – 2001 гг.», 2002 г., организаторы ГА РФ, Государственный русский музей (ГРМ), при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Президента Фонда содействия кадетским корпусам и генерального директора НТВ Б. Йордана, Института «Открытое общество»; экспонировалась в Георгиевском зале Кремля, Выставочном зале федеральных архивов; «Государственная охрана России. 1881-2006 гг.», 2006 г., организаторы ФСО России, Росархив, ГА РФ, Межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны Кремля «Кремль – 9», в Большом Кремлевском Дворце, Выставочном зале федеральных архивов и др.).

Одним из развивающихся перспективных направлений является организация виртуальных выставок с размещением их в сети Интернет. Удачным проектом стала историко-документальная выставка «Космос как судьба. К 100-летию С.П. Королева» подготовленная в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в рамках реализации Плана мероприятий, посвященных празднованию юбилейных дат, связанных с началом космической эры (2006 г., организаторы Росархив, РГАНТД, размещена на web-сайте РГАНТД http://www.rgantd.ru)

По длительности экспонирования были как кратковременные, так и долговременные (более 3-х месяцев) выставки. Но, как правило, выставки, в первую очередь проводимые в Выставочном зале федеральных архивов, экспонируются 1 – 2 месяца. Больший эффект с точки зрения максимального общественного резонанса имели экспозиции, работавшие свыше трех месяцев. Выставки, организованные федеральными архивами, посетило более 270 тыс. человек, было проведено 1,3 тыс. экскурсий. Большинство выставок проводилось в Москве (160) и Санкт-Петербурге (45). Это объясняется расположением федеральных архивов и партнеров в этих городах, а также отсутствием в регионах финансовых средств для проведения масштабных выставочных проектов с участием федеральных архивов. Тем не менее, установление тесных связей некоторых федеральных архивов с областными музеями и научными учреждениями можно считать перспективным направлением их выставочной деятельности.

За рассматриваемый период архивы в соответствии с планами международного сотрудничества Росархива принимали участие в ряде выставочных проектов совместно с архивными учреждениями зарубежных стран, которые экспонировалось в Москве, Петербурге, Беларуси, Украине, Венгрии, Сербии, США, Польше, ФРГ, Южной Корее. Некоторые из этих проектов, положительно оцененные прессой и имеющие важное политическое и культурологическое значение, к сожалению, проигрывали по одному из главных критериев выставочной работы – зрительской посещаемости.

Финансирование выставочных проектов проходило за счет бюджетных средств, в том числе в рамках ФЦП «Культура России», средств партнеров, внебюджетных средств архивов, а также за счет средств спонсоров. За рассматриваемый период порядка 50 организаций оказали финансовую, информационную, организационную поддержку федеральным архивам в реализации 35 выставочных проектов. Спонсорами выступили РАО ЕЭС России («Чудо света». К 85-летию ГОЭЛРО, 2005 г., головная организация РГАЭ, экспонировалась в Малом Манеже), ОАО «Лукойл» («Нефть и газ России. XIX – XX вв.», РГАЭ, 2003, Выставочный зал федеральных архивов, Политехнический музей;, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский союз товаропроизводителей («Едем мы, друзья, к дальние края...» К 50-летию начала освоения целинных и залежных земель, РГАНИ, 2004, Выставочный зал федеральных архивов), Фонд содействия кадетским корпусам им. А.Б. Иордана («Последняя война Российской империи», РГИА, 2004, ВЗФА;, Российское представительство компании «Ново Нордиск А/С», Дания («Урок рисования в семье императора Александра», ГА РФ, 2006, Музеи Московского Кремля; «Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба», ГА РФ, 2006, Выставочный зал федеральных архивов), крупные коммерческие банки и страховые компании. Большую работу по привлечению сторонних организаций к оказанию спонсорской помощи проводили ГА РФ, РГВИА, РГАЛИ, РГАЭ.

Информационную поддержку проектам оказывали ИТАР-ТАСС, Радио России, Телеканал «Культура», «Военно-исторический журнал» и др. Существенным достижением можно считать то, что РГАЛИ заключил рамочные соглашения об информационной поддержке всех его проектов с ГТРК «Культура» и Радио России. Постоянным информационным спонсором выступает сайт «Архивы России», где размещаются пресс-релизы, репортажи с презентаций выставочных проектов, материалы каталогов.

Федеральными архивами – организаторами выставок были подготовлены большей частью при финансовой поддержке спонсоров 31 буклет, 40 каталогов, изданных на высоком художественном и полиграфическом уровнях. Эта издательская продукция пользуется постоянным спросом среди посетителей. Большой опыт в этом направлении имеет ГА РФ. К открытиям ряда выставок был приурочен также выпуск электронных изданий: «Невольники рейха», «Судьба под знаком ОСТ», «Урок рисования в семье императора Александра III», «Парламенты России и СССР в период с 1906 по 1993 гг.», «Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства» (фотоальбом и СD), «XIX век в фотографии. Из коллекции Михаила Виллие».

При заключении договоров о проведении выставок, в том числе с зарубежными партнерами, тщательно прорабатываются и включаются в обязательства сторон вопросы сохранности документов не только в процессе экспонирования, но и при организации их транспортировки. Этому способствует внедрение разработанного Росархивом еще в 2002 г. примерного договора об организации и проведении выставки. Обеспечивается страхование всех направляемых за рубеж для экспонирования документов Архивного фонда Российской Федерации. Приказом Росархива от 02.08.2005 г. № 39 утвержден «Порядок работы по обеспечению сохранности экспонатов при организации и проведении выставок в Выставочном зале федеральных архивов».

Вместе с тем, в работе по проведению историко-документальных выставок в полной мере обнаружились некоторые проблемы. Недостаточное финансирование этого направления деятельности существенно затрудняет экспонирование подлинных документов и произведений искусства, их страховку, транспортировку и издание каталогов; для организации выставок на должном уровне архивы вынуждены вкладывать внебюджетные деньги. Недостаточна кадровая обеспеченность архивов.

Концепции отдельных выставочных проектов проработаны не в полной мере; недостаточен уровень обеспечения безопасности экспонатов во время монтажа, демонтажа и экспонирования, что привело к ряду утрат в Выставочном зале; имеются сложности с оформлением пакета документов на временный вывоз за рубеж экспонатов, предоставляемых федеральными государственными архивами.

Небольшие площади Выставочного зала, отсутствие у архивов собственных выставочных площадок ограничивает масштаб проведения выставочной работы. Для привлечения федеральных государственных архивов к крупным музейным проектам необходимо укрепление сотрудничества архивов с музейным сообществом, в том числе при разработке перспективных планов выставочной деятельности.

Нуждается в совершенствовании нормативная и методическая база выставочной деятельности архивов.

Для некоторых архивов перспективы выставочной деятельности в значительной степени зависят от процесса рассекречивания хранящихся у них документов.

Перспективы и пути совершенствования выставочной деятельности видятся в совершенствовании практики работы в этой области, внедрении и использовании современных информационных технологий, активном поиске альтернативных источников финансирования выставочной деятельности федеральных архивов – привлечении спонсорских средств; в поиске новых партнеров, в том числе зарубежных, использовании разнообразных выставочных площадок – от больших и значимых до камерных, освоении нового формата экспозиционной деятельности, новых музейных технологий. Практика размещения выставок архивных документов на сайте РГАНТД показала высокую эффективность и большие новые возможности экспонирования виртуальных выставок, в связи, с чем архивы планируют и в дальнейшем готовить проекты такого рода, существенно расширив их тематику.

Строительство новых зданий федеральных архивов и расширение имеющихся площадей позволит в ближайшие годы создать новые выставочные площадки в РГИА, РГАВМФ, РГАЛИ, РГАКФД.

Необходимо совершенствовать процесс планирования выставочной деятельности с учетом зрительского интереса, интересов СМИ, существования «мертвых» сезонов для посещаемости экспозиций, наличия проектов по аналогичной тематике в выставочной деятельности других музеев; совмещать открытие экспозиций с презентациями новых изданий, серьезными культурологическими мероприятиями; увеличить сроки проведения выставок и активизировать экскурсионную работу.

Позволю заметить, заключая свое выступление.

Первое. На документальной выставке трудно и даже невозможно создать новое знание о прошлом, но подтолкнуть, стимулировать стремление к этому возможно. Мы охрипли от споров, когда готовили последнюю выставку, посвященную, скажем так, событиям 1917 г. – «Мифы» революции или революций. И в конце концов договорились о главном: показать мифы, а об остальном – пусть спорят историки. Хотя и у нас, историков-архивистов, есть кое-какое понимание событий 1917 г. И оно совсем не политологическое, не драматургическое и уж тем более не теологическое. Поэтому для нас просто странным и, конечно же, неприемлемым выглядит конфликт вокруг нашумевшей выставки советско-российского авангарда Третьяковской галереи.

Второе. Любая выставка хороша одним или несколькими опорными экспонатами. Для нас в первую очередь – это ранее недоступные, только что рассекреченные документы. Например, на выставке «Агония третьего рейха» было показано одно из следственных дел о самоубийстве Гитлера. Мы показали его не ради сенсации, а в качестве завершающего концептуально экспозиционного ряда – как символ возмездия.

Третье. Любая историческая экспозиция, в том числе документальная, заслуживает интерес и производит эмоционально – познавательное впечатление только тогда, когда она носит комплексный характер, т.е. когда архивный документ и музейный предмет органично дополняют друг друга. В этой связи – нижайшая просьба к Роскультуре смягчить известный приказ, связанный с кражей в Эрмитаже в части выдачи музейных экспонатов сторонним организациям.

Четвертое. Архивисты – исключительно люди государственные.. Поэтому, тратя сотни и даже миллионы рублей бюджета на документальные выставки, мы каждый раз задаем себе вопрос об эффективности их использования. Книги отзывов о каждой выставке, которые мы старательно сохраняем, – это замечательный срез современного общественного сознания. В них есть все: и осуждение и восторг. И это уже хорошо, так как свидетельствует о том, что наша работа по пропаганде истории не напрасна. Говорят, что устами младенца глаголет истина. И в этой связи в завершении своего доклада я хотел бы показать запись мальчика-первоклашки в книге отзывов на выставке, посвященной Юрию Гагарину.

Источник:  http://www.rusarchives.ru/news/doc_exhib.shtml


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представит ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ