Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального архивного агентства в 2007 г. и на период до 2010 г. (Москва, 2007) (в ред. от 01.12.2007)

Введение

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 290, Федеральное архивное агентство (далее – Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. Свою деятельность Росархив реализует как непосредственно, так и через подведомственные ему организации, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 5.01.2005 № 5-р и от 27.04.2005 № 489-р.

Архивы играют важную роль в формировании информационного общества, в то же время составляя существенную и незаменимую часть историко-культурного наследия народов России. Предоставляя доступ к официальной информации и изучение истории, архивы содействуют решению задач социально-экономического развития страны, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению.

В настоящее время в 15 федеральных государственных архивах и одном филиале сосредоточено около 41,6 млн. единиц хранения, содержащих наиболее ценную и информационно насыщенную часть историко-документального наследия. Ежегодно их услугами, в том числе и в режиме удаленного доступа, пользуются десятки тысяч российских и иностранных граждан. Вместе с тем, важной особенностью работы архивов является то, что они служат также будущим поколениям россиян.

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

В среднесрочной перспективе стратегическая цель деятельности Росархива – «Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущих поколений российских граждан» – останется неизменной, поскольку она соответствует основным функциям государства, выполняемым на постоянной основе, и приоритетам, определенным посланиями Президента Российской Федерации и программами социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В частности, она направлена на реализацию следующих стратегических целей Правительства Российской Федерации:

1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развития;

4.6. Развитие культурного и духовного потенциала (как основы целостности, устойчивости и динамичного развития страны).

Правовым основанием деятельности Росархива являются: Конституция Российской Федерации; закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-I; Законы РФ: «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 № 4804-I, «О государственной тайне» от 21.07.1993 5485-I; ФЗ: «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ, «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ, «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ; Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 № 24; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895; постановления Правительства РФ: от 20.02.1995 № 170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР», от 26.12.1995 № 1253-68 «Об обеспечении создания единого Российского страхового фонда документации», от 29.01.1999 № 107 «О подписании Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств – участников Содружества Независимых государств в области использования архивной информации», от 15.03.1999 № 283 «О федеральных государственных архивах», от 17.06.2004 № 290 «О Федеральном архивном агентстве», от 08.12.2005 № 740 «О федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2010 годы»), от 11.07.2005 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

Достижение названной цели, относящейся исключительно к компетенции Росархива, предполагает решение двух взаимоувязанных тактических задач, охватывающих в целом всю установленную сферу деятельности агентства:

1.1. Создание условий для вечного сохранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия, а также распространение лучшего опыта и стандартов хранения (обеспечивает достижение цели Правительства Российской Федерации 1.3.4. Развитие и удовлетворение потребностей в информации в части сохранения информационных носителей, создания автоматизированных информационно-поисковых систем и непосредственного поиска по заявкам потребителей ретроспективной архивной информации);

1.2. Удовлетворение потребностей всех категорий пользователей в услугах архивов и реализация прав граждан на получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации (обеспечивает достижение целей Правительства Российской Федерации 1.3.2. Расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию в части обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к архивным документам через читальные залы и посредством представления их оцифрованных образов в сети Интернет; 4.5.2 Повышение качества государственных услуг и 1.1.8 Повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг в части предоставления доступных для всех категорий граждан и отвечающих их потребностям архивных услуг, прежде всего связанных с обеспечением конституционных прав и свобод).

Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6. Целевые значения показателей общественно значимых результатов деятельности Росархива до 2010 г. с их разбивкой по годам даны в Приложении 1.

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

В 2007 г. расходование средств федерального бюджета осуществлялось Росархивом исключительно в рамках бюджета действующих обязательств при сохранении в целом сложившейся в последние годы структуры бюджетных обязательств. Определенное уменьшение объемов финансирования Росархива и подведомственных ему учреждений по сравнению с 2006 г. обусловлено, в первую очередь, завершением перемещения документов Российского государственного исторического архива (далее – РГИА) в новое здание. Помимо финансирования текущей деятельности, в рамках реализации ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)» из средств федерального бюджета в 2007 г. на развитие архивного дела выделено бюджетных ассигнований в объеме 362,7 млн. руб.

В 2008-2010 гг. ., как ожидается, реестр расходных обязательств Росархива, а также объемы его финансирования также значительных изменений не претерпят, оставаясь в рамках бюджета действующих обязательств.

Вместе с тем, в связи с принятием Росархивом решения о разработке во исполнение поручения Правительственной комиссии по организации перемещения архивных документов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание (протокол от 21.11.2006 № 3) и решения Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов (протокол от 17.07.2007 № 3), касающегося повышения приоритетности задачи по оцифровке архивных и музейных фондов, ведомственной целевой программы «Перевод документов Архивного фонда Российской Федерации на электронные носители», финансирование которой предполагается осуществлять как за счет действующих, так и в рамках принимаемых обязательств, возможно, при принятии соответствующих правительственных решений, определенное увеличение с 2009 г. объемов исполняемых расходных обязательств Росархива.

Оценка исполняемых расходных обязательств Росархива представлена в Приложении 2.
Функции по администрированию платежей в федеральный бюджет на Росархив не возложены.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение намеченной стратегической цели и направленных на это тактических задач в 2007 г. Росархив осуществлял посредством реализации 6-х аналитических ведомственных программ, две из которых включают профильные мероприятия федеральной целевой программы «Культура России». При этом в отчетном году завершена реализация одной аналитической ведомственной программы, связанной с перемещением архивных документов и имущества РГИА и РГАВМФ в новые здания, и одновременно начата в связи с выделением целевых средств реализация ведомственной целевой программы «Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007-2009 годы)», направленной на выполнение первой тактической задачи Росархива.

Помимо нее на выполнение этой же задачи Росархива нацелена реализация программ «Снижение угроз утраты архивных документов федеральной собственности и/или содержащейся в них информации» и «Обеспечение качественного комплектования федеральных архивов и сохранности хранящихся в них архивных фондов», что обусловлено следующим.

Несмотря на определенные положительные сдвиги, прежде всего связанные с реализацией федеральной целевой программы «Культура России», результаты проведенного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 504 мониторинга состояния и использования документов Архивного фонда Российской Федерации свидетельствуют, что положение с сохранностью архивных фондов продолжает оставаться крайне серьезным. Это связано с копившейся десятилетиями слабостью материально-технической базы, значительным физическим и моральным износом технических средств защиты и инженерных коммуникаций архивных объектов, что не позволяет в полной мере гарантировать безопасность документов Архивного фонда Российской Федерации. Серьезность проблем с сохранностью документов была подчеркнута в резолюции парламентских слушаний «Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России» в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (октябрь 2003 г.), а также в рекомендациях по итогам общественных слушаний на тему: «Современные проблемы сохранности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации», проведенных Комиссией Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия (октябрь 2006 г.).

На обеспечение свободного доступа всех категорий пользователей к хранящимся в архивах информационным ресурсам, как через читальные залы федеральных архивов, так путем организации историко-документальных выставок в Выставочном зале федеральных архивов, подготовки сборников архивных документов, направлены программы «Совершенствование системы использования ретроспективной архивной информации» и «Организация оказания информационных услуг на основе документов Архивного фонда Российской Федерации».

В целях удовлетворения постоянно растущих информационных потребностей граждан, общества и государства в документах федеральных архивов намечается в 2009 г. начать реализацию ведомственной целевой программы «Перевод документов Архивного фонда Российской Федерации на электронные носители», предполагающей создание и размещение в свободном доступе в сети Интернет единой информационно-поисковой системы к документам федеральных архивов, а также размещение в ней оцифрованных образов наиболее востребованных архивных документов. Однако, ограниченные финансовые и кадровые возможности Росархива не позволяют в соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов (протокол от 17.07.2007 № 3), касающимся повышения приоритетности задачи по оцифровке архивных и музейных фондов, запланировать по ней увеличенные показатели реализации.

В непрограммную деятельность Росархива вошли в основном косвенные затраты, включающие оплату транспортных услуг и, частично, услуг связи, командировочные и представительские расходы, налоговые выплаты, закупку мебели и хозяйственных товаров на нужды аппарата Росархива, а также взносы в международные организации, оплату независимых экспертов и т.п.

Фактические и целевые значения показателей, характеризующих результаты деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, распределенные по тактическим задачам и соответствующим им бюджетным целевым программам, а также краткая характеристика непрограммной деятельности представлены в приложении № 4.

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Распределение бюджетных расходов Росархива по тактическим задачам и программам, включая намечаемую к реализации с 2009 г. ВЦП «Перевод документов Архивного фонда Российской Федерации на электронные носители», представлено в Приложении 5.

Исчисление объемов затрат по тактическим задачам осуществлялось посредством суммирования расходов на реализацию соответствующих каждой из них бюджетных программ. При этом в расчет объемов расходов на ту или иную программу включались как прямые затраты (непосредственные расходы на их реализацию), так и частично косвенные расходы, в частности – денежное содержание профильных структурных подразделений аппарата Росархива, обеспечивающих реализацию соответствующих программ.

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

По главному, целевому показателю деятельности Росархива («доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение»), в 2007 г. достигнут, а в период до 2010 года ожидается продолжение его ускоренного роста по сравнению с прогнозируемым в предыдущих ДРОНДах, вызванный выделением Росархиву дополнительных целевых средств в рамках бюджета действующих обязательств на проведение мероприятий по повышению пожарной безопасности федеральных архивов.

Также запланированные или несколько превышающие их результаты получены по показателям 1.1, 1.2, 1.3, 2.2 и 2.4. Вместе с тем, низкая динамика их роста объясняется недостаточным текущим и программным финансированием Росархива, т.е. они прямо пропорциональны реально выделяемым средствам федерального бюджета.

Ежегодно архивы Российской Федерации в среднем исполняют более 2,5 млн. запросов граждан, из которых более 30 тыс. – федеральные архивы. Однако, вследствие сложной кадровой ситуации, связанной со слабой социальной защищенностью работников федеральных архивов, не позволяющей ни удержать квалифицированных специалистов, ни привлечь молодые кадры, не удалось обеспечить запланированного уровня доли запросов ветеранов войны, Вооруженных сил и труда, исполненных в установленные сроки (2.1). Все попытки Росархива договориться с Пенсионным фондом о возможности предоставления финансовой поддержки этому направлению деятельности архивов оказались безрезультатными.

По той же причине, а также в связи с принятием мер по предотвращению участившихся случаев хищения архивных документов, не достигнут намеченный показатель 2.3 по доле пользователей читальными залами федеральных архивов, получивших документы в установленные сроки. Вследствие этого по названным показателям их значения пересмотрены в сторону уменьшения до 2010 года включительно.

Отсутствие свободных площадей для приема документации из федеральных органов государственной власти и подведомственных им учреждений – источников комплектования федеральных архивов обуславливает аналогичный пересмотр соответствующего показателя Росархива (1.4). Без кардинального решения данной проблемы в период и после 2010 г. прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации, поскольку, несмотря на расширение применения электронных документов, из-за отсутствия четкой государственной политики в сфере документационного обеспечения управления (отсутствует уполномоченный на это федеральный орган исполнительной власти) в Российской Федерации сохраняется рост бумажного документообразования в организациях, составляющий по разным оценкам почти 4 % в год.

В целом, крайне низкие темпы достижения целевых значений основного показателя деятельности Росархива, а также показателей 1.3 и 1.4 ведут к значительному увеличению рисков утери архивных документов федеральной собственности и/или имеющейся в них информации как непосредственно в федеральных архивах, так и федеральных организациях – источниках их комплектования.

Возможные риски от замедления прогресса или вообще его отсутствия при достижении показателей 2.2, 2.3 и 2.4 связаны соответственно с ростом неудовлетворенности широких слоев населения неэффективностью деятельности государственных структур, а также сужением возможностей удовлетворения постоянно растущих информационных потребностей граждан, общества и государства в документах федеральных архивов.

С точки зрения экономической эффективности результативность бюджетных расходов может быть оценена как удовлетворительная – полученные непосредственные результаты основной деятельности Росархива по обеспечению сохранности, учету, комплектованию и использованию архивных документов федеральной собственности пропорциональны произведенным на них затратам и в целом соответствуют уровню прошлого года (с учетом инфляции).

Вместе с тем, достижению запланированных результатов мешает сохраняющееся на высоком уровне поступление в федеральные архивы социально-правовых запросов граждан, а также значительный некомплект штатной численности работников федеральных архивов, вызванный низкой оплатой их труда.

Источник: http://www.rusarchives.ru/news/report2007_2010.shtml


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

28ноября

На конференции в Ереване ЭОС представил ECM-решение e-gorts, локализация EOS for SharePoint для Армении

Узнать больше

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ