Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
или

Узнайте стоимость


Вернуться к списку

Руководитель Росархива В.П. Козлов рассказал о том, каким должен стать архивист к 2025 г.

Как Вы знаете, в нашей стране, в течение ближайших двух пет, должно быть сформировано «электронное правительство», и одной из ключевых цепей формирования, является создание государственного информационного центра обеспечения межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственных информационных систем.

Межведомственный информационный обмен не будет сводиться, разумеется, только к обмену оперативными электронными документами возникающими в электронном документообороте.

Очевидно, что архивному ведомству будут нужны сведения из других ведомств и даже организаций о хранящихся там документах по личному составу. Конечно же, другим ведомствам понадобится информация о составе, содержании, местах хранения архивных документов по самым разнообразным вопросам – не имеет смысла гадать, по каким, поскольку в архивах – отражение всей материальной и духовной жизни страны.

В настоящее время еще четко не определено, что технологически подразумевается под информационным обменом – создание межведомственных информационных банков данных (возможно, единого информационного банка данных) или же взаимный удаленный доступ к ведомственным информационным системам. В первом случае потребуется введение единого формата представления информации.

Будет ли Росархив создавать унифицированные, обязательные к исполнению, правила для единообразного управления электронными документами? Если «да», то как?

Вопрос не простой для Росархива. Сложность ответа на него заключается, прежде всего, в правовом поле. Дело в том, что Росархив в соответствии с положением о нем, лишен, ранее присущей ему функции в сфере ДОУ, а также функции нормативного регулирования этих вопросов.

Тем не менее, Pocapхив не устраняется от решения этих проблем. В настоящее время Росархивом, по поручению Минкультуры России, в целях выполнения пункта 14 «Плана подготовки проектов актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. ?1002-р, разрабатывается проект «Правил ведения делопроизводства и документооборота в федеральных органах исполнительной власти».

Для подготовки проекта Правил создана рабочая группа, в состав которой, помимо представителей Росархива и ВНИИДАД, входят представители от других федеральных органов исполнительной власти. Названные Правила, помимо бумажного делопроизводства, будут представлены общими положениями о работе с электронными документами в федеральных органах исполнительной власти.

Сколько времени понадобится для создания таких правил?

Первая редакция Правил направлена на рецензирование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и в Минкультуры России. Затем проект будет дорабатываться по замечаниям рецензентов.

Какие специалисты и организации будут привлечены для этой работы?

Поскольку данные Правила разрабатываются во исполнение «Плана подготовки проектов актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, то этим же планом определен состав ответственных исполнителей, в состав которых входят: Минкультуры России, Минэкономразвития России, ФСО России, ФСБ России.

Будет ли использован уже накопленной опыт коммерческих организаций и бизнес-архивистов в области электронного документооборота?

Росархив открыт для сотрудничества с коммерческими организациями по вопросам электронного документооборота и будет благодарен бизнес-структурам за всякую конструктивную помощь в решении данной проблемы.

Расскажите, пожалуйста, что именно, меняется к новому в государственном образовании в области архивного дела.

В данном случае «к новому» не означает «к лучшему». На практике в последние годы последовательно сокращался объем классических архивных дисциплин. В этом была своя сиюминутная порочная логика: в архивах мало платят, рынок требует референтов и делопроизводителей. Однако вскоре, полагаю, ситуация с архивной зарплатой улучшится, а восполнять пробел придется многие годы.

В реформе образования об архивном деле поначалу попросту забыли, и сейчас с большим трудом навёрстывается упущенное путем разработки образовательного стандарта.

Новое же в архивном образовании то же, что и повсюду – современные компьютерные технологии.

Как известно, Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, и с 01.09.2009 высшее образование в Российской Федерации становится двухуровневым. ВУЗы, преподающие архивное дело, документоведение и документационное обеспечение управления, также готовятся к подготовке бакалавров и магистров в этой области, введению новых образовательных стандартов, разрабатывают программы и определяют компетенции выпускников по профильным специальностям.

В связи с укрупнением направлений обучения (специальностей) предполагается, что обучение по двухуровневой системе будет осуществляться по единой обобщенной специальности – документоведение и архивоведение. Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области историко-архивоведения привлекает к разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ широкую научную и преподавательскую общественность, принимает участие в этой работе и Федеральное архивное агентство.

Каким в будущем, на Ваш взгляд, должен быть и стать архивист к 2025 году?

Сейчас никто не может предсказать, какими будут информационные технологии не то, что в 2025 году, но и в 2015-м. А учитывая, что архивы – это информация, в самом чистом и концентрированном виде, то гадание неуместно. Возможно, архивисты перестанут быть однородной группой и разделятся на тех, кто работает с бумажными и аналоговыми документами (или обслуживает такие документы), и «электронных» архивистов. И было бы хорошо, чтобы они понимали друг друга.

И многое будет зависеть не от «электронной компонентной базы» (в конце концов, архивной информации безразлично, на чьей компонентной базе она живет), а от осознания значения архивов для существования и развития общества, для, по Пушкину, «самостоянья человека».

Уже сейчас есть задел для формирования профессиональных архивистов 2025 года. Есть школа подготовки специалистов, разработана нормативная правовая база деятельности архивных учреждений, но, как всегда, самый главный фактор и главная проблема – привлечение кадров. Трудно предугадать все факторы, которые в течение этого длительного периода будут влиять на развитие архивного дела, на престижность профессии архивиста и конкурентоспособность архивных учреждений на рынке труда, но именно от этого зависит, насколько профессиональными и деятельными будут специалисты, работающие в архивах.

Есть основания для оптимистического взгляда в будущее. Укрепление экономики Российской Федерации – предпосылка для развития, в частности, таких непроизводственных, гуманитарных отраслей экономики, как образование, культура, архивное депо. Помимо материального процветания любое государство нуждается в формировании следующих поколений грамотных, образованных. патриотически настроенных граждан. Архивы играют немаловажную роль в воспитании в гражданах уважения к историческому прошлому Родины, поддержании преемственности традиций в культуре и экономике, архивы обеспечивают государство и общество необходимой ретроспективной информацией для решения экономических и политических вопросов. Будем надеяться, что роль архивов будет достойно оценена. Уже сейчас выделяются средства для укрепления материально-технической базы архивных учреждений, их оснащения современными техническими средствами, в том числе, информационными. К сожалению, значительно хуже обстоят дела с заработной платой архивистов.

Фактически, дело за малым: архивы нуждаются в большем внимании, в том числе в материальном выражении – для привлечения в архивы грамотной, толковой и инициативной молодежи необходимо обеспечивать архивистам достойный уровень оплаты труда, необходимо повышать престиж архивной работы.

Надеюсь, в 2025 г. мы увидим в архивах высокопрофессиональных, энергичных, интеллигентных работников, в коллективах установится оптимальное для поддержания трудовых традиций соотношение опытных и молодых специалистов. Следствием грамотной кадровой политики станут творческая атмосфера, доброжелательное отношение к исследователям и заявителям, будет обеспечена эффективная деятельность архивов по сохранению национального достояния страны и обеспечению граждан, общества и государства ретроспективной информацией.

Какие именно качественные изменения в специальности произойдут?

Напомню, что в 2007 г. были утверждены стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 г. и федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы радиоэлектроники» на 2008-2015 г. именно в свете подобных будущих изменений в нашей стране, мы хотели бы знать ваше мнение о качественных и количественных изменениях в специальности «Архивист».

Какие работы ведутся Росархивом для формирования федерального закона «Об электронном документе», ведь нет даже самого законодательного понятия «электронный документ»?

Дело в том, что проблемы широкого внедрения электронных документов, электронного документооборота носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти, в том числе в рамках Росархива.

Требуется проведение единой государственной политики, обеспечивающей комплекс мероприятий по разработке нормативной правовой базы, создание и внедрение защищенной системы межведомственного электронного документооборота, принятие стандартных форматов электронных документов при взаимодействии между организациями, а также решение других организационно-технических и программных процедур.

Поэтому решение названных проблем в настоящее время осуществляется в рамках реализации ряда федеральных законов и правительственных программ. Это, прежде всего Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 07.2006 №149-ФЗ, федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-ФЗ, который определяет электронный документ, как документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Из состава правительственных документов следует назвать федеральную целевую программу «Электронная Россия» (2002-2010), утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноля 2007 г. №1002-р «Об утверждении плана подготовки проектов актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренную на заседании Правительства Российской Федерации от 16 августа 2007 г., а также постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. №931 «О некоторых мерах по обеспеченно информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».

Привлечет ли Росархив для совместной работы над положением данного закона и его понятий IT специалистов негосударственных организаций?

Безусловно, IT специалисты должны быть привлечены к этой работе, однако важно установить распределение ролей в законотворчестве: негосударственные организации формулируют технологические тенденции и предлагают варианты, неизбежно в чем-то противоречащие друг другу, поскольку эти варианты исходят из конкурентной среды, а государство формулирует «равнодействующую», общий фундамент, единые правила игры. Внедрение этих правил будет небезболезненным и потребует значительных государственных затрат.

Если Росархив решит работать вместе с IT специалистами негосударственных организаций, то в какие формы выльется данное сотрудничество.

Отсутствие единого федерального законодательства в области электронных документов и электронного документооборота активно компенсируется на уровне регионального законодательства и отдельных государственных служб и ведомств.

Согласитесь, надо покончить с «зоопарком» в законотворчестве: каждый регион, гос. службы и ведомства использует сложившуюся ситуацию для решения своих локальных проблем. Как Вы думаете, может Росархиву пришла пора брать законодательную инициативу в свои руки?

Какое место, по Вашему мнению, должно занять Федеральное архивное агентство (Росархив), чтобы включится, в масштабах страны, в регулирование электронного документооборота? Как изменится, в связи с этим, статус агентства?

Росархив, в соответствии с возложенными на него функциями, наряду с другими федеральными органами исполнительной власти, в рамках перечисленных выше программ принимает участие в решении тех проблемных вопросов, о которых мы уже говорили.

Росархив, совместно с ВНИИДАД и представителями федеральных органов исполнительной власти разрабатывает проект «Правил ведения делопроизводства и документооборота в федеральных органах исполнительной власти».

Представители Росархива принимали непосредственное участие в работе Мининформсвязи России по разработке проекта Правил работы с электронными документами в федеральных органах исполнительной власти. Проводилась работа по рецензированию и согласованию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, подготовленной Мининформсвязи России и других подобного рода документов.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что для более глубокого и масштабного участия Росархива в регулировании электронного документооборота, требуется изменение статуса Росархива и расширение его полномочий, прежде всего в направлениях осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию документационного обеспечения управления и архивного дела.

Источник: http://arhidelo.ru/press-center/interview/detail.php?ID=2566


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

04октября

ЭОС и «Медиалюкс» на конференции «СЭД глазами пользователя – о чем молчат вендоры»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ