Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Вернуться к списку

Россияне хотят хорошо зарабатывать, не проявляя инициативы.

"Ведомости"
Анастасия Дагаева

Трудовые ценности россиян меняются весьма существенно. И не всегда в лучшую сторону. Для все меньшего числа наших соотечественников важны ответственность и возможность проявления инициативы, утверждают исследователи из Института социологии РАН.

Можно ли проследить динамику изменений трудовых ценностей россиян и какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Такую цель поставила группа исследователей из Института социологии РАН. Четыре раза с 1991 по 2004 г. исследователи составляли своеобразные рейтинги трудовых ценностей наших соотечественников. За 14 лет большинство базовых ценностей меняли относительное положение в рейтингах, но кое-что все же осталось неизменным.

Например, на протяжении всех 14 лет лидирующие позиции в рейтингах удерживает возможность хорошо зарабатывать. В 2004 г. ее упомянул практически каждый опрошенный. Но вот динамика изменения других ценностей стала сюрпризом и для самих исследователей. Например, к 2004 г. на второе место вышла такая ценность, как надежное место работы. Причем ее значимость стабильно росла на протяжении всех 14 лет (с 40% в 1991 г. до 80% в 2004 г.). А вот роль соответствия работы способностям за период с 1991 по 2004 г. снизилась на треть, отмечает Владимир Магун, автор исследования, завсектором исследований личности Института социологии РАН. И наконец, для все меньшего числа людей важны уважение их работы со стороны окружающих, инициатива и ответственность. И это удивительно. Ведь именно повышение инициативы и ответственности называлось в качестве исходной цели реформ конца 80-х начала 90-х гг., напоминает Магун.

Причины такого парадоксального изменения трудовых ценностей россиян следует искать во внешних обстоятельствах, отмечает он. "Возможно, изначально мы недооценили напряженность материальных потребностей российского населения", — рассуждает Магун. В течение 1990-х гг. по показателям "материализма" и "ориентации на выживание" Россия устойчиво находилась в числе мировых лидеров. Как только у людей появилась возможность повысить уровень благосостояния, они ради этого пошли на все возможные и невозможные жертвы: отказывались от работы по специальности, поступались социальным признанием и свободой принятия решений, которая стоит за ценностями инициативы и ответственности, напоминает Магун.

Без взлетов и падений

Теперь для подавляющего большинства россиян проще один раз найти компанию и сидеть там тихо, чем пытаться чего-то достичь без каких-либо гарантий на успех, поясняет Магун. Безопасность, пища, одежда, крыша над головой — вот что люди считают главным, отмечает Юна Скобликова, директор консалтингового агентства Green Street. Особенно это актуально для представителей старшего поколения, которые пережили финансовый кризис, лишились сбережений и уверенности в завтрашнем дне. "Мы просто стали жить в обществе, регулируемом деньгами, — добавляет Елена Данилова, преподаватель социологии международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ. — И люди отреагировали на новые правила игры — начали относиться к работе лишь как к источнику доходов".

Для Руслана Пашкова, владельца компании "Гурман" (производство мясных продуктов), результаты исследования не новость. Порядка 80% сотрудников "Гурмана" работают на производстве. Эти люди хотят прежде всего стабильности. Для них важны вовремя выплаченная зарплата, размеренный график работы, четко определенный круг обязанностей, наконец, вкусный и недорогой обед по расписанию, говорит Пашков. Мотивировать таких сотрудников на трудовые подвиги практически невозможно. Увлекаться повышением зарплаты накладно, поэтому остается "совершенствовать" другие аспекты работы, добавляет он. Так, с 1 ноября рабочий день в "Гурмане" начинается на полчаса раньше — с 8.30 утра, на те же 30 минут раньше он и заканчивается. "В течение месяца мы тестировали это новшество и убедились, что коллектив его одобряет, так как стало больше времени для личных дел", — рассказывает Пашков. В течение семи лет компания оплачивает и 50% стоимости обедов для заводского персонала, добавляет он. Но если кто-нибудь предложит тем же людям на 20-30% большую зарплату, ничто не поможет. "Победят, конечно, деньги", — отмечает Пашков. Кассиры розничного магазина тут же уйдут к конкуренту, если тот пообещает повышение зарплаты с 15 000 до 18 000 руб., рассказывает Скобликова.

Давление большинства

Большинство россиян не хотят выделяться и уж тем более рисковать удачным рабочим местом, отмечают исследователи. Казалось бы, на таком фоне должны выигрышно смотреться инициативные сотрудники. Такие люди действительно заметны, соглашается Пашков. Но всегда ли это им на руку? Инициативные работники вызывают у коллег раздражение, а нередко и агрессию, говорит он. "Они повышают не только собственную планку достижений, но и окружающих, — объясняет причину всеобщего недовольства Пашков. — Да и у руководства может появиться зависть к успехам подчиненного, что тоже вряд ли пойдет ему на пользу". Инициативных принято считать неуправляемыми, говорит Данилова. В сознании россиян жив еще армейский лозунг "Инициатива наказуема", подчеркивает она.

Не стоит забывать и о так называемом законе большинства, добавляет Скобликова. Тот, кто не вписывается в стереотипы, например работает больше положенного времени или предлагает свои идеи начальнику, будет осуждаться остальными членами коллектива. Впрочем, по словам Скобликовой, давление большинства пугает лишь внешне. В действительности это выглядит так: четыре человека будут говорить, что, допустим, лист бумаги белый, трое молча согласятся, а один возразит, найдя лист серым. "Если он не дальтоник, а лидер, то, думаю, найдет аргументы в свою пользу", — шутит Скобликова. После чего мнение большинства может кардинальным образом измениться, добавляет она.
Активность руководителей высшего звена продиктована амбициями, а владельцам бизнеса важно доказать общественную значимость своего дела, продолжает она. "Без риска мне бы не удалось добиться и половины того, что имею", — признается Пашков.

Он вспоминает начало своей предпринимательской деятельности, когда приходилось идти ва-банк без каких-либо гарантий на благополучный исход. Но сейчас, когда есть семья, стабильный доход, рисковать хочется все меньше, добавляет Пашков. Примерно так же размышляют его менеджеры по продажам и маркетологи, их в "Гурмане" не более 15%. "Зарплаты этой категории сотрудников привязаны к объему продаж, — рассказывает Пашков. — Но через 5-7 лет, набравшись опыта и повысив собственную стоимость с $500 до $2000, они уходят в большую благополучную иностранную компанию на высокий стабильный заработок".

В исследовании Института социологии РАН "Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России" сравниваются результаты четырех массовых репрезентативных опросов за 1991-2004 гг. В опросах приняли участие 10 000 россиян от 18 до 75 лет. Респонденты должны были выбрать наиболее значимые аспекты работы из списка. В перечень трудовых ценностей были включены: хорошая зарплата; надежное место работы; интересная работа; удобные часы (график) работы; возможность чего-то достичь; большой отпуск; соответствие работы способностям; работа, уважаемая широким кругом людей; ответственная работа; не слишком напряженная работа; возможность инициативы.


Возврат к списку


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

15ноября

ЭОС - участник форума «Искусственный интеллект, большие данные, отечественный софт: национальная стратегия»

Узнать больше

26октября

Важнейшее IT-событие октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

09октября

ЭОС - участник Всероссийского форума «ПРОФ ИТ»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ